2.2. Функции и объекты контроля в образовательном процессе
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ:
СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Все процедуры диагностики служат воплощению основных функций проверки и оценки результатов обучения: образовательной, стимулирующей, аналитико-корректирующей, воспитывающей и развивающей, контрольной.
Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении.
Стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития.
Аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности.
Воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера.
Контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития123.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ПОДЛАСЫЙ И. П.
ПЕДАГОГИКА. НОВЫЙ КУРС
Первым звеном в системе диагностики следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года или в начале изучения нового предмета (раздела), чтобы определить знание учащимися важнейших элементов ранее освоенного учебного курса. Предварительная проверка сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях.
Вторым звеном диагностики является текущая проверка знаний в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки ‒ обучающая.
Третьим звеном контроля знаний, умений является повторная проверка, которая имеет целью повторение и закрепление учебного материала, изученного ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности охарактеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.
Четвертое звено в системе диагностики и контроля ‒ периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки ‒ диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки ‒ систематизация и обобщение.
Пятым звеном в организации проверки является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок, представляет собой диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.
Комплексная проверка позволяет диагностировать способность обучаемых применять для решения практических задач (проблем) знания и умения, полученные при изучении различных учебных предметов. Такая проверка практикуется нечасто, но с внедрением интегративных учебных курсов ее значение будет возрастать.
Главная функция комплексной проверки ‒ диагностирование качества реализации межпредметных связей; практическим критерием комплексной проверки выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов124.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
СЛАСТЕНИН В. А. И ДР.
ПЕДАГОГИКА
Контроль в процессе обучения – выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции. Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала. Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и коллективистические отношения. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т. е. способствует формированию самооценки125.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
БАСОВА Н. В.
ПЕДАГОГИКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Система проверки знаний и умений обучающихся ‒ органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции.
Контролирующая функция направлена на установление обратной связи, а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактико-предупредительной целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.
Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности студента, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности, трудолюбия и т. д.
Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества, мотива познавательной деятельности и т. д.
Контроль может выполнять и специфические функции в зависимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие126.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В.
ДИДАКТИКА
Психолого-педагогическая сущность контроля в учебном процессе – явление многогранное. Теорией и практикой обучения установлены следующие его задачи:
1) установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;
2) получить информацию о характере самостоятельной учебной работы учащихся;
3) определить эффективность организации, методов и средств обучения;
4) выявить степень правильности, объем, глубину усвоения знаний, умений, навыков.
Основными функциями контроля являются следующие: ориентирующая, обучающая, диагностическая, развивающая, воспитывающая, контролирующая и управляющая.
Ориентирующая функция контроля заключается в том, что результаты его дают учителю возможность направлять учащихся на преодоление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях. Кроме того, с помощью контроля учитель выявляет знания и умения, ценностные ориентации, которые должны быть опорными для понимания нового. Этот контроль будет тоже ориентирующим для учителя, так как позволяет установить достаточность или недостаточность опорных знаний учащихся, подготовленность к усвоению нового материала.
Обучающая функция контроля является ведущей. С помощью контроля на уроке приобретаются, уточняются и закрепляются новые знания, ценностные ориентации и умения. Выполнение проверочных заданий также способствует расширению, углублению и совершенствованию ранее усвоенных знаний и умений. Обучающее значение имеют разъяснения учителя по плохо усвоенным разделам темы на основании результатов контроля.
Диагностическая функция контроля позволяет установить причины хороших или слабых знаний и умений. С этой целью используются в учебном процессе диагностические задания. Причиной низкого уровня усвоения учащимися знаний и сформированности умений может быть недостаточность учебного времени, отведенного на их овладение; пробелы в знаниях и умениях по предыдущим темам и др.
Развивающая функция контроля состоит в том, что в процессе выполнения заданий учащиеся применяют знания в измененной и новой ситуации, делают выводы, обобщения, решают проблемные ситуации... Это способствует развитию внимания, интересов и памяти, мышления и речи школьников. Учет успеваемости является для учителя тем средством, благодаря которому он руководит всем процессом становления личности каждого ученика.
Воспитывающая функция проверки заключается в том, что она является первым и самым важным видом отчетности школьника — он отчитывается перед учителем и коллективом учащихся о выполнении своего общественного долга. Результаты усилий школьника становятся предметом общественного суждения, оценки. Вместе с тем контроль содействует воспитанию выдержки, самообладания, повышает ответственность за выполнение домашних заданий, формирует критическое отношение к своим успехам и к успехам своих товарищей, развивает чувство собственного достоинства.
Контролирующая функция заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся для определения возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала; одновременно она служит средством контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых учителем.
С контролем учителя за ходом и результатами учения школьников органически связаны взаимоконтроль и самоконтроль. Контроль, осуществляемый учителем, в сочетании с самоконтролем дает возможность каждому ученику видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.
Управляющая функция связана с руководством и управлением учебной деятельностью учащихся, развитием их творческих сил и способностей. Реализация этой функции обеспечивает педагогическое руководство формированием личности. Как показывает опыт работы школ, учителя нередко испытывают затруднения в реализации управляющей функции, слабо владея технологией организации внешней и внутренней обратной связи при решении различных дидактических задач.
Перечисленные функции могут выступать в разных сочетаниях в зависимости от учебно-воспитательной цели, этапа усвоения знаний, вида контроля успеваемости. Комплексное использование всех функций контроля учебной деятельности учащихся направлено, в конечном счете, на повышение качества обучения и воспитания школьников.
Опыт работы учителей показывает, что контроль может реализовывать свои функции только при условии, когда в каждом конкретном случае будут отыскиваться наилучшие средства и способы контроля, будет обеспечена благоприятная атмосфера в ходе контроля, исключающая возникновение у учащихся чувств неуверенности и страха. Много значит настрой учителя, его доброжелательность при контроле и оценивании знаний.
Знание всех функций контроля помогает учителю более тщательно подойти к выбору методов проверки и оценки знаний и умений школьников127.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
КРАЕВСКИЙ В. В., ХУТОРСКОЙ А. В.
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ.
ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником образовательных стандартов. Для каждого учебного курса существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описываются, как правило, в содержательно-деятельностной форме и характеризуют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса.
Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах школьников128.
- В. И. Смирнов
- Оглавление
- § 2. Историческое развитие форм организации обучения
- § 3. Классно-урочная система обучения. Попытки ее модернизации
- § 4. Урок как основная форма организации обучения в школе: структура и типы
- § 5. Противоречия современного урока, требования к нему
- I. Дидактические требовании к современному уроку:
- III. Гигиенические требования к уроку:
- IV. Требования к технике проведения урока:
- § 6. Многообразие форм организации обучения
- § 7. Формы учебной деятельности учащегося
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы
- 4. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.
- Вопросы и задания по материалам главы 4
- Формы организации обучения
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 6.
- § 2. Историческая эволюция методов обучения
- § 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения
- Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
- § 4. Классификация методов обучения ю. К. Бабанского
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- 2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников
- 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 5. Классификация методов продуктивного обучения а. В. Хуторского
- Методы продуктивного обучения
- § 6. Характеристика отдельных методов обучения
- § 7. Дидактические основания выбора и оптимального сочетания методов обучения
- Вопросы и задания по материалам главы 6
- Библиографический список
- Глава 7.
- 1.2. Основные понятия педагогической инноватики
- 1.3. Структура инновационного процесса
- 1.4. Типология педагогических нововведений
- 1.5. Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности
- 1.6. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)
- 1.7. Закономерности протекания инновационных процессов
- § 2. Учитель и дидактические инновации. Основания выбора инновационной технологии
- 2.1. Учитель и дидактические инновации
- 2.2. Мотивация инновационной деятельности учителя
- 2.3. От многообразия выбора к авторским технологиям
- 2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств
- § 3. Современные технологи обучения: общая характеристика
- 3.1. Сущность понятия, история возникновения и развития
- 3.2. История возникновения и развития учения о педагогической технологии
- 3.3. Общий обзор педагогических технологий обучения
- § 4. Отечественные авторские школы и технологии
- 4.1. Авторская школа: характеристика феномена
- 4.2. Школа радости в. А. Сухомлинского
- 4.3. Школа Жизни Шалвы Амонашвили
- XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни
- Хv. Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы жизни
- 4.4. Дидактическая система в. Ф. Шаталова
- В. Ф. Шаталов: о формирования мнемонической деятельности
- 6.5. Педагогическая технология с. Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
- 6.6. Уроки г. Д. Лавровой: уроки любви и сердечности, уроки жизни
- 6.7. И еще авторские школы…
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- 1.1. Концепции, ориентированные на психическое развитие
- 1.2. Концепции, учитывающие личностное развитие
- 1.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий
- § 2. Технологии личностно-ориентированного образования
- Личностно-ориентированное обучение. Концепция и. С. Якиманской
- 2.2. Технология разноуровневого обучения
- 2.3. Технология адаптивного обучения
- § 3. Технологии обучения с помощью компьютерных и аудиовизуальных средств
- 3.1. Технология программированного обучения
- 3.2. Автоматизированные технологии обучения
- 3.3. Технологии и средства мультимедиа
- 3.4. Компьютерные технологии дистанционного обучения
- 3.5. Интернет в школе
- § 4. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся
- 4.1. Технология коллективного обучения
- (Обучение в сотрудничестве)
- 4.2. Технология проблемного обучения
- 4.3. Технология проектного обучения
- 4.4. Игровые технологии в обучении
- § 5. Зарубежные дидактические системы
- 5.1. Дидактическая система Джона Дьюи: основание новой парадигмы
- 5.2. «Обаятельная как детство» педагогика Марии Монтессори
- 5.3. Вальдорфская школа р. Штейнера
- Вальдорфская педагогика р. Штайнера
- Вопросы и задания по материалам главы 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты
- 2.2. Функции и объекты контроля в образовательном процессе
- § 3. Принципы контроля, педагогические требования к его осуществлению
- 3.1. Принципы диагностирования и контролирования
- 3.2. Педагогические требования к организации контроля
- § 4. Виды контроля в обучении
- § 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении
- 5.1. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 6. Оценка результатов обучения
- 6.1. Взгляд из 1966 года на суть школьной оценки
- 6.2. Современное представление об оценках
- § 7. Отметка в системе оценивания: прошлое, настоящее, будущее
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Планирование учебной деятельности
- 3.1. Диагностика и прогнозирование при подготовке к уроку
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы165
- 3.2. Виды планирования учебной деятельности
- Готовясь к уроку, учитель не может не учитывать состояние материально-технической базы школы: чем основательнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты.
- 3.3. Методы планирования учебной работы
- Электронный ресурс
- По материалам книги:
- Дидактика средней школы168
- § 4. Структура плана учебных занятий
- 4.1. Структура плана учебной работы
- 4. 2. Разработка и структура плана творческого урока
- § 4. Классики педагогики о том, как подготовиться и провести хороший урок
- Вопросы и задания по материалам главы 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Библиографический список по курсу «дидактика»
- Периодика (2006–2011)
- Электронные ресурсы
- Дидактика средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktica. Ru/osnovy-obshhej-didaktiki – Дата обращения: 19.05.2012.
- Владимир Иванович смирнов дидактика.
- Часть II.
- Технологии процесса обучения