3.4. Компьютерные технологии дистанционного обучения
ПО МАТЕРИАЛАМ МОНОГРАФИИ:
КРАСИЛЬНИКОВА В. А.
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ
Дистанционное обучение – форма организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе активизации самостоятельной работы обучающегося в компьютерной среде. Для технологии дистанционного обучения характерно следующее: обучающиеся в основном отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность с помощью средств компьютерной коммуникации поддерживать диалог с преподавателем и другими субъектами образовательного процесса.
Коротко основные положения компьютерного дистанционного обучения можно представить в следующем виде:
сформированная социально-психологическая потребность самостоятельного приобретения и применения знаний должна стать потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни для повышения культурного и образовательного уровня;
организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся предполагает использование новейших технологий обучения, стимулирующих интеллектуальное развитие обучающихся;
система самоконтроля усвоения знаний и способов познавательной деятельности должна сопровождаться внешними, разнообразными формами контроля.
система дистанционного сетевого компьютерного обучения должна предусматривать не только индивидуальные формы общения с преподавателями, но и групповые формы обучения в режиме различных конференций для общения с другими обучающимися;
основу образовательного процесса дистанционной технологии обучения составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося.
Перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий связаны с развитием компьютерных телекоммуникационных сетей, использованием мультимедийных технологий при создании программно-методического обеспечения образовательного процесса, развитием интерактивного сетевого взаимодействия (видеоконференции, форумы, электронные семинары, другое).
Современные компьютерные и коммуникационные технологии в процессе обучения обеспечивают:
неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации;
повышение доступности образования с расширением форм получения образования;
обеспечение непрерывности получения образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни;
развитие личностно-ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования;
расширение и совершенствование организационно-методичес-кого обеспечения образовательного процесса;
повышение активности субъектов в организации образовательного процесса;
значительное совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса;
возможность выбора и реализации индивидуальной траектории и темпа обучения;
развитие самостоятельной творческой поисковой деятельности обучающихся;
повышение мотивационной стороны обучения;
независимость образовательного процесса от места и времени обучения;
создание единой информационно-образовательной среды обучения и не только одного региона, но страны и мирового сообщества в целом96.
- В. И. Смирнов
- Оглавление
- § 2. Историческое развитие форм организации обучения
- § 3. Классно-урочная система обучения. Попытки ее модернизации
- § 4. Урок как основная форма организации обучения в школе: структура и типы
- § 5. Противоречия современного урока, требования к нему
- I. Дидактические требовании к современному уроку:
- III. Гигиенические требования к уроку:
- IV. Требования к технике проведения урока:
- § 6. Многообразие форм организации обучения
- § 7. Формы учебной деятельности учащегося
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы
- 4. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.
- Вопросы и задания по материалам главы 4
- Формы организации обучения
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 6.
- § 2. Историческая эволюция методов обучения
- § 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения
- Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
- § 4. Классификация методов обучения ю. К. Бабанского
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- 2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников
- 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 5. Классификация методов продуктивного обучения а. В. Хуторского
- Методы продуктивного обучения
- § 6. Характеристика отдельных методов обучения
- § 7. Дидактические основания выбора и оптимального сочетания методов обучения
- Вопросы и задания по материалам главы 6
- Библиографический список
- Глава 7.
- 1.2. Основные понятия педагогической инноватики
- 1.3. Структура инновационного процесса
- 1.4. Типология педагогических нововведений
- 1.5. Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности
- 1.6. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)
- 1.7. Закономерности протекания инновационных процессов
- § 2. Учитель и дидактические инновации. Основания выбора инновационной технологии
- 2.1. Учитель и дидактические инновации
- 2.2. Мотивация инновационной деятельности учителя
- 2.3. От многообразия выбора к авторским технологиям
- 2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств
- § 3. Современные технологи обучения: общая характеристика
- 3.1. Сущность понятия, история возникновения и развития
- 3.2. История возникновения и развития учения о педагогической технологии
- 3.3. Общий обзор педагогических технологий обучения
- § 4. Отечественные авторские школы и технологии
- 4.1. Авторская школа: характеристика феномена
- 4.2. Школа радости в. А. Сухомлинского
- 4.3. Школа Жизни Шалвы Амонашвили
- XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни
- Хv. Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы жизни
- 4.4. Дидактическая система в. Ф. Шаталова
- В. Ф. Шаталов: о формирования мнемонической деятельности
- 6.5. Педагогическая технология с. Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
- 6.6. Уроки г. Д. Лавровой: уроки любви и сердечности, уроки жизни
- 6.7. И еще авторские школы…
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- 1.1. Концепции, ориентированные на психическое развитие
- 1.2. Концепции, учитывающие личностное развитие
- 1.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий
- § 2. Технологии личностно-ориентированного образования
- Личностно-ориентированное обучение. Концепция и. С. Якиманской
- 2.2. Технология разноуровневого обучения
- 2.3. Технология адаптивного обучения
- § 3. Технологии обучения с помощью компьютерных и аудиовизуальных средств
- 3.1. Технология программированного обучения
- 3.2. Автоматизированные технологии обучения
- 3.3. Технологии и средства мультимедиа
- 3.4. Компьютерные технологии дистанционного обучения
- 3.5. Интернет в школе
- § 4. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся
- 4.1. Технология коллективного обучения
- (Обучение в сотрудничестве)
- 4.2. Технология проблемного обучения
- 4.3. Технология проектного обучения
- 4.4. Игровые технологии в обучении
- § 5. Зарубежные дидактические системы
- 5.1. Дидактическая система Джона Дьюи: основание новой парадигмы
- 5.2. «Обаятельная как детство» педагогика Марии Монтессори
- 5.3. Вальдорфская школа р. Штейнера
- Вальдорфская педагогика р. Штайнера
- Вопросы и задания по материалам главы 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты
- 2.2. Функции и объекты контроля в образовательном процессе
- § 3. Принципы контроля, педагогические требования к его осуществлению
- 3.1. Принципы диагностирования и контролирования
- 3.2. Педагогические требования к организации контроля
- § 4. Виды контроля в обучении
- § 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении
- 5.1. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 6. Оценка результатов обучения
- 6.1. Взгляд из 1966 года на суть школьной оценки
- 6.2. Современное представление об оценках
- § 7. Отметка в системе оценивания: прошлое, настоящее, будущее
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Планирование учебной деятельности
- 3.1. Диагностика и прогнозирование при подготовке к уроку
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы165
- 3.2. Виды планирования учебной деятельности
- Готовясь к уроку, учитель не может не учитывать состояние материально-технической базы школы: чем основательнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты.
- 3.3. Методы планирования учебной работы
- Электронный ресурс
- По материалам книги:
- Дидактика средней школы168
- § 4. Структура плана учебных занятий
- 4.1. Структура плана учебной работы
- 4. 2. Разработка и структура плана творческого урока
- § 4. Классики педагогики о том, как подготовиться и провести хороший урок
- Вопросы и задания по материалам главы 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Библиографический список по курсу «дидактика»
- Периодика (2006–2011)
- Электронные ресурсы
- Дидактика средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktica. Ru/osnovy-obshhej-didaktiki – Дата обращения: 19.05.2012.
- Владимир Иванович смирнов дидактика.
- Часть II.
- Технологии процесса обучения