6.7. И еще авторские школы…
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ:
СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Школа диалога культур реализована в 106-й школе г. Красноярска и на ряде других экспериментальных площадок. В основу этой модели положены идеи философа М. М. Бахтина о «культуре как диалоге», «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера, т. е. идеи о диалогичности любой культуры, о ее способности быть диалогичной с самой собой, существовать на границе, в сопряжении с другими культурами, в диалоге с ними.
Все культуры: античная, средневековая, Нового времени, культура XX в., западная и восточная – выступают как важные и значимые собеседники. Меняется идея образования: целью становится – не «человек образованный», а «человек культуры», формирующийся в сопряжении и диалоге разных культур, а в психологическом смысле – на основе «удивлений» детского разума.
Логика школы – это не «логика ответов», а логика вопросов к культуре. Личность ребенка активизируется на максимально вопросительном отношении к миру, на постоянной проблематизации любых научных, нравственных, житейских ситуаций.
Уже в 12 классах завязываются «узелки понимания» и своего рода «точки непонимания», чтобы сформировать «точки удивления», увидеть мир не как нечто понятное, известное, а как нечто загадочное, удивительное, полное интереса (загадки слова, числа, предмета природы, момента истории, Я–сознания). В точках удивления завязываются вопросы и проблемы, развивается установка «маленького почемучки». 34 классы посвящены истории античной культуры в постоянном диалоге с культурой Средневековья и Нового времени. В 56 классах основой диалога становится культура Средневековья, а в 78 классах – культура Нового времени. Культура современности в центре внимания старшеклассников. 11-й класс – диалогический и педагогический. Преобладают диалоги между классами, выявляется смысл школы как своего рода педучилища, готовящего педагогов XXI в.
В основе концепции «ноосферной» школы (автор идеи – А. М. Буровский, Боровская школа-лицей Калужской области) – идея гармонического развития растущего человека средствами системного освоения мира природы и мира культуры, организация диалога мира природы и мира культуры, подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные социальные и экологические проблемы, понимание детьми окружающего мира и себя в нем как целостной системы.
В основу модели школы положена концепция русских философов и ученых XX в. Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского, Н. А. Умова, А. К. Минеева и близких к ним по взглядам П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева.
Ноосфера (от греч. noos – разум и сфера) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития и выживания самого человека.
В. И. Вернадский рассматривал ноосферу как качественно новую форму организованности, возникшую при взаимодействии природы и общества. Поскольку человек – существо еще «несовершенное», «кризисное», «проблемное», то и «продукт» его – ноосфера – дисгармоничная реальность, находящаяся в стадии становления.
В лицее введены курсы: «Игровая экология», «Занимательная астрономия», «Природа и культура», «Естествознание», «Естественная история» и др. Они призваны воспитывать экологическую культуру, личность, способную жить и творить в гармонии с природой, обществом и самим собой77.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ОСМОЛОВСКАЯ И. М.
ДИДАКТИКА78
Адаптивная школа Е. А. Ямбурга. Многофункциональный комплекс № 109, которым руководит Е. А. Ямбург с полным основанием можно назвать авторской школой. Часто его так и называют – школой Е. А. Ямбурга.
Сам Е. А. Ямбург назвал свою школу адаптивной, пояснив, что это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Адаптивная школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
Любая авторская школа имеет в своей основе определенные педагогические идеи, которые опираются на соответствующий философский фундамент. Е. А. Ямбург утверждает, что в мире существует всего две образовательные философии: когнитивная (ориентирующая учителя на предметные программы, фиксирующиеся, поддающиеся оценке результаты, селективный отбор одаренных детей с их последующим специальным обучением) и аффективно-эмоционально-волевая (по-иному, личностная). В коллективах, придерживающихся личностной философии образования, за учениками внимательно наблюдают, обсуждают их личностный рост и развитие, много внимания уделяют индивидуальным интересам и проблемам учащихся.
Адаптивная школа предполагает гармонизацию двух образовательных философий, двух подходов. При этом важно не их механическое соединение, а обоснованная интеграция, взаимодополнение.
В схему адаптивной школы входят модули, среди которых выделяются основные и сопутствующие. Модуль – это достаточно автономное структурное подразделение школы, имеющее свое здание и своего руководителя. К основным модулям относятся: детский сад, начальная школа, включающая 5-е классы, основная школа с гимназическими общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки (6–9), старшая школа с лицейскими и общеобразовательными классами (9–11).
Сопутствующие модули: центр диагностики, адаптации и развития им. JI. С. Выготского, медико-психологическая лаборатория, центр развития и досуга, компьютерный центр.
Рассмотрим специфику отдельных модулей в адаптивной школе. Детский сад существует в адаптивно-эмоционально-волевой парадигме. Это, конечно, предполагает и когнитивное (интеллектуальное) развитие детей, но оно не является доминирующим, самоценным. В детском саду создаются условия для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе. В детском саду медиками, психологами, дефектологами проводится комплексная диагностика детей, выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, и с ними такая работа проводится.
Следующий модуль адаптивной школы – начальная школа (1–5 классы). В собеседовании с детьми при приеме в начальную школу (если они поступают не из школьного детского сада) участвуют педагог, психолог, логопед, дефектолог, медик. На собеседовании обязательно присутствуют родители. В начальной школе педагоги обращают особое внимание на оптимальное сочетание двух образовательных парадигм: аффективно-эмоционально-волевой и когнитивной. При этом акцентируется овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности. Освоение учебного материала сочетается со специальными коррекционными процедурами, которые устраняют факторы, тормозящие учение.
В начальной школе не выделяются классы различного уровня обучения, изучение всех предметов происходит в группах «смешанных способностей». Учебный материал преподносится порциями. Когда заканчивается работа над базовой учебной единицей, с помощью диагностических тестов выясняется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал. Тем, кто усвоил, предлагается дополнительный, обогащенный материал. Тем, кто не усвоил, предлагается повторное изучение откорректированного материала. Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать одновременно, но время, отведенное на ее изучение, не фиксируется. Обучение в начальной школе идет по модели полного усвоения знаний.
В модуле основной школы происходит создание системы разноуровневого дифференцированного обучения, когда учащиеся распределяются по потокам обучения. В основной школе особое внимание уделяется освоению гуманитарной культуры. При этом на уроках истории, литературы, мировой художественной культуры (МХК) происходит параллельное изучение одной и той же эпохи. Каждую тему синхронизированного курса начинает учитель истории, а затем подключаются учителя литературы и МХК. Такой подход дает возможность избежать дублирования материала. К примеру, историк и литератор не касаются живописи, архитектуры изучаемой эпохи, этот материал находится в ведении преподавателя мировой художественной культуры.
В основной школе продолжается углубление линии коррекционно-развивающего обучения. Работают классы педагогической поддержки, в которых обучается 9–12 человек. Сетка часов по основным предметам расширена, работа проходит под постоянным контролем специалистов медико-психолого-дефектологи-ческой лаборатории.
В основной школе создаются также классы гибкого состава, в которых дети сами выбирают уровень обучения по каждому отдельному предмету. В зависимости от достижений в течение учебного года ученик может три раза сменить уровень. Е. А. Ямбург называет такую форму организации учебного процесса стратификацией (т. е. разделением на страты – слои с разным уровнем образования).
В модуле старшей школы основное внимание обращается на когнитивные цели. В старшей школе действуют физико-матема-тические, медико-биологические, медицинские, художественно-графические, гуманитарные лицейские классы.
Основные задачи образовательной деятельности включают интеллектуальную и общепсихологическую подготовку к сдаче вступительных экзаменов в вуз, профильную ориентацию, выполнение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и многопрофильного обучения в старшей школе.
Хотелось бы рассказать еще об одном модуле адаптивной школы. Это – центр развития и досуга. Он помещается в трех примыкающих друг к другу зданиях, где располагаются школьная конюшня (лошади, пони, коровы, овцы, козы, куры, кролики), эллинг для хранения и ремонта плавсредств, авторемонтные мастерские, клуб путешественников. Школьная парикмахерская и студия живописи, ваяния и зодчества находятся в здании основной школы.
Центр развития и досуга помогает организовать насыщенную интересными делами жизнь детей, дает возможность найти занятие по душе, формирует ответственное отношение к жизни через милосердие и сострадание. Лечить больного кролика, ухаживать за пони, присутствовать при рождении новой жизни, когда старшеклассники вместе со специалистами помогают появиться на свет жеребенку, – все это и многое другое позволяет постепенно изживать природный детский эгоизм. Порой воздействие руководителя кружка или тренера на личность ребенка перевешивает влияние целого педагогического коллектива, ибо внешкольное воспитание всегда личностно.
Школа самоопределения А. Н. Тубельского. Другая авторская школа – научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения». Во главе – А. Н. Тубельский с коллективом единомышленников. Основные принципы образовательной деятельности А. Н. Тубельский раскрывает, используя интересную метафору. Вся практика и теория обучения представляется ему большой рекой с двумя берегами. Один из них – правый – крутой и многонаселенный. Там есть вершины и горы. Самая высокая из них, пожалуй, – Я. А. Коменский, вершины поменьше – А. Дистервег, И. Гербарт. На этом берегу множество дидактических принципов, частных методик, технологий обучения, тщательные выверенные формы проверки усвоения знаний. Попавший на этот берег ребенок интересует его обитателей настолько, насколько легко или трудно поддается он натягиванию на него своеобразного колпака культуры, или методов наук, или способов мышления. Здесь не ставится вопрос о том, кто чему сам хочет учиться. Есть некое содержание, которое надо вложить в ребенка, которое он должен освоить. Задача развертывания, взращивания индивидуального и уникального не только не решается, но и не ставится.
Левый берег – пологий, низменный и топкий. На нем почти нет дидактических вершин, немного и педагогической практики – Я. Корчак, Л. Толстой, Р. Штейнер. Здесь больше философов и психологов – Руссо, Роджерс, Фромм, Маслоу. Находящийся на этом берегу ребенок сам движется по топям и лугам жизни, ведь содержание образования – он сам, и он сам строит собственный образ, т. е. образовывается. Учебные предметы, основы наук сами по себе не важны, они являются материалом, который используют учителя для понимания и раскрытия ребенком самого себя, своей уникальности и предзаданности. Программы здесь каждый ученик строит для себя сам, конечно, с помощью педагогов.
Далее А. Н. Тубельский приводит возможную характеристику примерной модели школы «левого берега». В этой модели можно узнать некоторые черты авторской школы самого А. Н. Тубельского, т. е. школы самоопределения.
В этой школе социализация ребенка, его формирование как гражданина открытого общества не только не подавляют уникальности личности, но служат пониманию ребенком своей индивидуальности, позволяют самому ее развивать и совершенствовать.
Подготовка детей к школе в семье или дошкольном отделении школы состоит в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве, в выработке умения ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми. Главное внимание отдается развитию органов чувств посредством деятельности ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателем «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, в сюжетные игры, в театр, цирк, музей и т. д. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдению за их ростом, приготовлению пищи, занятиям ручным трудом, физкультурой, музыкой и т. д. При этом отсутствует программирование деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшние потребности в той или иной деятельности, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.
В начальной школе освоение навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и умения выстраивать собственную деятельность. При этом важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию собственных, индивидуальных способов работы.
Содержание учебных занятий и отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы. В школе практикуются погружения в учебные предметы, когда несколько дней подряд по несколько часов ученики занимаются одним и тем же предметом.
В конце учебного периода составляется качественно-содержа-тельная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении способов работы, даются рекомендации, как повысить эффективность.
В основной школе главной задачей является обеспечение «пробы сил» подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторс-кой, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в лабораториях школы или в окружающей среде над самостоятельно выбранными темами и проектами. Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, подготовленной в течение года. Такая защита проходит открыто в присутствии родителей и товарищей и является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.
Один день в неделю посвящается социальной практике: ребята индивидуально или по группам с помощью родителей и выпускников школы ищут объекты своей деятельности как в школе, так и в окружающей среде (помощь пенсионерам и инвалидам, работа по благоустройству города и т. д.). Таким образом, подросток может попробовать себя в разных видах деятельности и, главное, получить опыт общения и взаимодействия со взрослыми людьми.
В старших классах, за исключением нескольких обязательных предметов, обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса – мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана вводятся так называемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный минимум.
Большое внимание в школе уделяется организации уклада школьной жизни. Вот его основные черты:
учителя, ученики и родители разрабатывают и принимают, постоянно изменяя и дополняя, нормы и правила школьной жизни; действуют избранные демократическим путем органы школьного коллектива;
ученику обеспечивается возможность выбора не только учебного предмета, курса или факультатива, но и темы, темпа усвоения, варианта поведения, формы и способа действия;
субъектом создания норм и правил коллективной жизни является сам ученик вместе со взрослыми и товарищами;
обеспечивается открытость принимаемых решений и возможность каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всей школьной общины, при самых разнообразных структурах самого коллектива и органов его управления, соуправления.
Таким образом, в данной школе каждому ученику предоставляется возможность в любое время заниматься любимым делом и столько, сколько ему нужно, искать себя, пробовать в любом виде деятельности79.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 7.
1. Составьте матрицу, используя материал параграфов 13 данной главы, в которой должна найти отражение совокупность основных теоретических требований к педагогическим технологиям, системам авторским школам, оцените с точки зрения все представленные в параграфе 4 главы 7 авторские школы и дидактические системы.
2. Попробуйте присвоить название каждой концепции, дидактической системе, авторской школе, с которыми вы познакомились при изучении материала этой главы. От именования концепции, системы, школы по автору следует отказаться. В названии должна быть отражена основная (интегративная) идея, на которой построена концепция, система, школа…
Сформулируйте тезисно основные идеи педагогических технологий, систем, авторских школ, характеристика которых представлена в данной главе. Постарайтесь отразить содержание педагогической технологии (концепции, дидактической системы, авторской школы) не более, чем в 5‒7 тезисах.
3. Отметьте те мысли авторов концепций, которые вызывают у вас сомнение – объясните, чем обусловлен ваш скепсис или сомнения.
4. Подготовьте краткий сценарий дискуссии по теме: «В. Ф. Шаталов – достоинства авторских идей, переходящие в недостатки?». Фамилия педагога-новатора может быть участниками занятия заменена: главное, что участник занятия, превращаемого в дискуссию, должен знать творчество учителя-новатора и иметь разные мнения.
- В. И. Смирнов
- Оглавление
- § 2. Историческое развитие форм организации обучения
- § 3. Классно-урочная система обучения. Попытки ее модернизации
- § 4. Урок как основная форма организации обучения в школе: структура и типы
- § 5. Противоречия современного урока, требования к нему
- I. Дидактические требовании к современному уроку:
- III. Гигиенические требования к уроку:
- IV. Требования к технике проведения урока:
- § 6. Многообразие форм организации обучения
- § 7. Формы учебной деятельности учащегося
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы
- 4. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.
- Вопросы и задания по материалам главы 4
- Формы организации обучения
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 6.
- § 2. Историческая эволюция методов обучения
- § 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения
- Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
- § 4. Классификация методов обучения ю. К. Бабанского
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- 2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников
- 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 5. Классификация методов продуктивного обучения а. В. Хуторского
- Методы продуктивного обучения
- § 6. Характеристика отдельных методов обучения
- § 7. Дидактические основания выбора и оптимального сочетания методов обучения
- Вопросы и задания по материалам главы 6
- Библиографический список
- Глава 7.
- 1.2. Основные понятия педагогической инноватики
- 1.3. Структура инновационного процесса
- 1.4. Типология педагогических нововведений
- 1.5. Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности
- 1.6. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)
- 1.7. Закономерности протекания инновационных процессов
- § 2. Учитель и дидактические инновации. Основания выбора инновационной технологии
- 2.1. Учитель и дидактические инновации
- 2.2. Мотивация инновационной деятельности учителя
- 2.3. От многообразия выбора к авторским технологиям
- 2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств
- § 3. Современные технологи обучения: общая характеристика
- 3.1. Сущность понятия, история возникновения и развития
- 3.2. История возникновения и развития учения о педагогической технологии
- 3.3. Общий обзор педагогических технологий обучения
- § 4. Отечественные авторские школы и технологии
- 4.1. Авторская школа: характеристика феномена
- 4.2. Школа радости в. А. Сухомлинского
- 4.3. Школа Жизни Шалвы Амонашвили
- XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни
- Хv. Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы жизни
- 4.4. Дидактическая система в. Ф. Шаталова
- В. Ф. Шаталов: о формирования мнемонической деятельности
- 6.5. Педагогическая технология с. Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
- 6.6. Уроки г. Д. Лавровой: уроки любви и сердечности, уроки жизни
- 6.7. И еще авторские школы…
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- 1.1. Концепции, ориентированные на психическое развитие
- 1.2. Концепции, учитывающие личностное развитие
- 1.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий
- § 2. Технологии личностно-ориентированного образования
- Личностно-ориентированное обучение. Концепция и. С. Якиманской
- 2.2. Технология разноуровневого обучения
- 2.3. Технология адаптивного обучения
- § 3. Технологии обучения с помощью компьютерных и аудиовизуальных средств
- 3.1. Технология программированного обучения
- 3.2. Автоматизированные технологии обучения
- 3.3. Технологии и средства мультимедиа
- 3.4. Компьютерные технологии дистанционного обучения
- 3.5. Интернет в школе
- § 4. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся
- 4.1. Технология коллективного обучения
- (Обучение в сотрудничестве)
- 4.2. Технология проблемного обучения
- 4.3. Технология проектного обучения
- 4.4. Игровые технологии в обучении
- § 5. Зарубежные дидактические системы
- 5.1. Дидактическая система Джона Дьюи: основание новой парадигмы
- 5.2. «Обаятельная как детство» педагогика Марии Монтессори
- 5.3. Вальдорфская школа р. Штейнера
- Вальдорфская педагогика р. Штайнера
- Вопросы и задания по материалам главы 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты
- 2.2. Функции и объекты контроля в образовательном процессе
- § 3. Принципы контроля, педагогические требования к его осуществлению
- 3.1. Принципы диагностирования и контролирования
- 3.2. Педагогические требования к организации контроля
- § 4. Виды контроля в обучении
- § 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении
- 5.1. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 6. Оценка результатов обучения
- 6.1. Взгляд из 1966 года на суть школьной оценки
- 6.2. Современное представление об оценках
- § 7. Отметка в системе оценивания: прошлое, настоящее, будущее
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Планирование учебной деятельности
- 3.1. Диагностика и прогнозирование при подготовке к уроку
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы165
- 3.2. Виды планирования учебной деятельности
- Готовясь к уроку, учитель не может не учитывать состояние материально-технической базы школы: чем основательнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты.
- 3.3. Методы планирования учебной работы
- Электронный ресурс
- По материалам книги:
- Дидактика средней школы168
- § 4. Структура плана учебных занятий
- 4.1. Структура плана учебной работы
- 4. 2. Разработка и структура плана творческого урока
- § 4. Классики педагогики о том, как подготовиться и провести хороший урок
- Вопросы и задания по материалам главы 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Библиографический список по курсу «дидактика»
- Периодика (2006–2011)
- Электронные ресурсы
- Дидактика средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktica. Ru/osnovy-obshhej-didaktiki – Дата обращения: 19.05.2012.
- Владимир Иванович смирнов дидактика.
- Часть II.
- Технологии процесса обучения