logo
для ГАК / смирнов дидактика / ч2

§ 5. Классификация методов продуктивного обучения а. В. Хуторского

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ХУТОРСКОЙ А. В.

СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА

Своими корнями метод восходит к деятельности, выступающей для него родовым понятием. Метод деятельности – это способ ее осуществления, путь, ведущий к достижению цели. От применяемых методов обучения зависит успех всего образовательного процесса. Этим обусловлено особое внимание к методам обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей.

Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Метод может быть не только способом деятельности, но и способом организации деятельности.

Составной частью метода является прием. Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов обучения. Например, прием формулирования вопроса на выяснение причин может входить и в метод исследования объекта, и в метод объяснения. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль полноценного метода, и, наоборот, метод может стать отдельным приемом в рамках другого, более емкого метода.

Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой выступает классификация методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием для их систематизации в качестве дидактического инструментария.

Классификация методов продуктивного обучения

Рассмотрим группы методов обучения с точки зрения обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования.

Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют учащимся:

1) познавать окружающий мир;

2) создавать при этом образовательную продукцию;

3) организовывать образовательный процесс.

Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными, креативными и оргдеятельностными. Обратимся к этим видам деятельности для выбора основания классификации соответствующих методов обучения. Охарактеризуем каждую из полученных групп, а затем приведем описание отдельных методов.