Заключение
Проблема нарушения детско-родительских отношений не является чем-то новым и исключительным для современного общества. Она существовала всегда. Но в последнее время она становится особенно актуальной по причине роста детской преступности и увеличения количества детей, выключенных из активной социальной жизни и нашедших себе «психологическое убежище» в употреблении наркотических препаратов и других асоциальных формах поведения, истоки которых связаны с семьей и нарушением семейных отношений.
Пожалуй, самым парадоксальным, на наш взгляд, явлением, которое становится довольно распространенным в современной российской семье, является жестокое обращение с детьми. Проблема семейного насилия в нынешних условиях начинает занимать довольно значительное место не только в семьях с явной формой неблагополучия, но и в тех из них, которые отличаются внешней респектабельностью и кажущимся благополучием. Причины родительской жестокости кроются не только в социальных и экономических неблагоприятных обстоятельствах, что чаще всего приводит к «выплескиванию» отрицательных эмоциональных переживаний на детей, но и во многом обусловлены эмоциональной незрелостью родителей, которая не позволяет им успешно справляться с трудными проблемами воспитания, особенно если ребенок плохо поддается управлению со стороны.
В свою очередь, родители не знают, как психологически грамотно управлять поведением своего ребенка из-за отсутствия необходимых знаний о закономерностях детского развития, и у них нет навыков эффективного взаимодействия с ребенком на различных этапах его личностного становления. Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, чаще всего абсолютно к нему не готовы, потому что их никто никогда этому не учил (за исключением профессионально подготовленных педагогов). Трудности и связанные с ними наиболее типичные ошибки семейного воспитания, навязываемые ребенку положительные или отрицательные роли в семье могут привести к серьезным деформациям в его психическом развитии и становлении личностных черт и качеств. Последние, в свою очередь, начинают заявлять о себе разного рода поведенческими отклонениями: первоначально в виде, казалось бы, безобидных детских проказ и шалостей, а затем и в форме серьезных нарушений поведения, вплоть до криминальных действий и поступков. Не следует забывать, что исправить допущенные педагогические ошибки и переориентировать ребенка с негативных поведенческих реакций и личностных установок бывает довольно трудно, а в некоторых случаях становится практически невозможным.
С учетом того, что корни большинства проблем личности, и особенно в период ее становления, следует искать в семье, назрела острая необходимость разработки специальных программ и организации специального образования (воспитания) родителей, в рамках которого они могли бы повышать свою психолого-педагогическую компетентность в области организации взаимодействия с собственными детьми на всех этапах их личностного развития с учетом возрастных, индивидуально-психологических, индивидуально-типологических особенностей. Разработка конкретных программ «воспитательно-технологической» и психологической помощи родителям в повседневном и многотрудном деле семейной педагогики, естественно, не устранит всех «белых пятен» на карте семейного воспитания. Не следует забывать и о том, что постоянно меняется время, меняются социально-экономические условия жизни, общественная и индивидуальная психология, чутко реагирующая на любые колебания температуры социального организма. Однако в этом быстро меняющемся мире семья продолжает оставаться той непреходящей ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней. В первую очередь следует обратить внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, пути установления в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу – всего того, что необходимо для благоприятного социального развития личности ребенка. Это было и остается одной из важнейших задач соединения социально-психологического подхода и воспитательного фактора семьи в интересах ребенка. Только тогда родительская семья будет являться для него не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.
Приложение 1
Диагностика детско-родительских отношений в семье
- В.М. Целуйко вы и ваши дети. Психология семьи
- Предисловие
- Глава 1. От личности родителей - к личности ребенка
- Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей.
- Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия
- Семьи, ориентированные на успех ребенка.
- Семьи известных людей.
- Возможные формы проявления скрытого семейного неблагополучия.
- Соперничество.
- Мнимое сотрудничество.
- Изоляция.
- Глава 4. «Пограничные» семьи
- Семьи с недееспособными членами.
- Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми.
- Семьи с нарушением структуры семейных ролей.
- Глава 7. Детско-родительские отношения в неполной семье
- Глава 6. Родители и дети в сводной семье
- Глава 7. Приемные дети и приемные родители
- Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
- Положительные роли ребенка в семье.
- Отрицательные роли ребенка в семье.
- Глава 9. Особенности семейного воспитания
- Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
- 1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
- 2) Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
- 3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
- Глава 11. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие
- Виды отклоняющегося поведения детей
- Формы проявления детского негативизма.
- Капризы.
- Упрямство.
- Своеволие.
- Недисциплинированность.
- Девиантно-делинквентные формы поведения.
- Аддиктивное поведение.
- Уход в религиозные секты.
- Аутоагрессивное поведение.
- Глава 12. Подростковая преступность
- Виноваты взрослые, а не подростки.
- 2. Противоречия социальной ситуации.
- Причины подростковой преступности.
- Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции
- Заключение
- Слушаем своего ребенка
- Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?
- 8. При споре с детьми Вы:
- 10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, и Вы:
- 11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, что будто Вы не старше своих детей, почему так делаете?
- Тест-метафора «Музыкальные инструменты»
- Для тех, кто хочет быть хорошими родителями
- Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после развода или смерти супруга
- Основные периоды развития семьи и функции ее членов
- Литература
- Содержание