logo
Семейная психология / Tseluyko_V_M__Vy_i_vashi_deti

Предисловие

Беда многих людей не в том,

что их семья учила плохому,

а в том, что не учила хорошему.

В.А. Сухомлинский

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему нам не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде опять. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семьях детей, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии. Свидетельством тому являются страшные цифры семейной статистики: «Ежедневно 438 детей в России уходят из дома. Ежедневно 650 детей совершают преступления. Ежедневно 1400 детей ставятся инспекцией по делам несовершеннолетних на учет. Ежедневно 2625 детей доставляют в органы милиции». Если эти данные помножить на 365 (количество дней в году), цифра получается астрономическая.

В связи с этим, невольно возникает вопрос: «Что же представляет собой современная российская семья? Есть ли у нас та наглядная модель семьи, к которой можно и стоит стремиться?» Вряд ли мы получим удовлетворяющий нас ответ от специалистов-семьеведов, потому что ни психологи, ни социологи пока не знают, что такое нормальная российская семья. Может быть, это в некоторой степени и оправдано: чтобы узнать, что такое семейное счастье, сначала необходимо познакомиться с его антиподом, чтобы иметь возможность если не избежать, то хотя бы уметь распознавать и затем конструктивно устранять те негативные факторы и причины, которые ведут к нарушению семейной атмосферы и семейного благополучия.

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов. При явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких ее членов, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.), не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего, с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные, семьи со скрытым неблагополучием не менее опасны в плане воздействия на нравственное становление личности ребенка, а в некоторых случаях, пожалуй, даже более вредны, потому что демонстрируют детям “двойную мораль”, которую те довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни в отношениях с окружающими.

Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не все обстоит так просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях ее членов, и прежде всего родителей и детей. Во-первых, увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях дифференцированного обучения в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, и, наконец, в-третьих, влияет также воздействие завышенных социальных требований.

Вследствие этого возросла напряженность в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной работы в необходимом объеме из-за дополнительной нагрузки в профессиональной деятельности, значительно возросшей в последние годы. С другой стороны, многие родители не обладают достаточными знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях.

Поскольку в настоящее время давление на российскую семью с каждым днем растет, и большая его доля приходится на детей, имеет смысл обратить внимание именно на эту категорию российских граждан, которые нуждаются в особой защите не только от сложностей жизни, а зачастую и от своих собственных родителей.

Предлагаемая книга построена таким образом, что вопросы, посвященные психологическим проблемам явного семейного неблагополучия, чередуются с изложением вопросов о его скрытых, завуалированных формах. С учетом того, что неблагополучные – такие семьи, в которых, по словам М. И. Буянова, плохо ребенку, в содержание пособия включены материалы о положительных и отрицательных ролях, которые навязываются ребенку взрослыми членами семьи.

Одной из самых распространенных среди неблагополучных является неполная семья. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка.

С учетом разнородного характера неполных семей, отдельно выделены проблемы, сказывающиеся на психическом состоянии ребенка в разведенной, осиротевшей и внебрачной семье. Последней разновидности неполных семей нами уделено особое внимание, потому что как зарубежные, так и отечественные исследователи чаще всего ограничиваются лишь упоминанием общего круга проблем, с которыми сталкиваются дети из таких семей. В наше время количество одиноких матерей, к сожалению, неумолимо растет и поэтому очень важно знать, какие трудности социального и психологического порядка ожидают матерей-одиночек и их детей.

Один из разделов работы посвящен рассмотрению вопросов о влиянии личности родителей на характер внутрисемейных отношений: супружеских, детско-родительских и детско-детских. Здесь же представлена информация об особенностях и возможных видах нарушений семейного воспитания и формах отклоняющегося поведения ребенка как одном из последствий семейного неблагополучия и педагогической некомпетентности родителей.

Кроме того, мы посчитали возможным включить в работу (в виде приложений) рекомендательно-практические материалы о том, как следует строить отношения с ребенком и друг с другом разведенным родителям. Очень часто, не задумываясь о том, как это может отразиться на особенностях психики и личностного развития ребенка, бывшие супруги избирают его в качестве средства удовлетворения своих эгоистических интересов и делают предметом разного рода «разборок». Сюда же включено и приложение, в котором даются психологические рекомендации одинокому родителю, оставшемуся с ребенком после развода или смерти супруга.

Естественно, нам не удалось рассмотреть множество других, не менее актуальных вопросов, касающихся особенностей детско-родительских отношений. Они будут освещены в других работах автора, посвященных семье и семейным взаимоотношениям. При написании этой книги свою главную задачу автор видела в том, чтобы обратить внимание родителей и работников социальной сферы на те психологические проблемы, которые чаще всего встречаются в современных семьях. Родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Психологически и педагогически грамотные рекомендации нужны не только тем из них, чьи дети оказались в «группе риска», а всем без исключения родителям, потому что именно им принадлежит первоочередное право на воспитание своих детей. И очень важно в этом важном и нелегком деле не допустить ошибок, а если это все-таки случилось, то своевременно их исправить с наименьшим ущербом для развития личности ребенка.