Аутоагрессивное поведение.
Наряду с уходом в религиозные культы в поведении подростков довольно распространенной стала такая форма пассивного протеста против «семейной тирании», как суицидальное мышление (мысли, высказывания, намеки о самоубийстве) и суицидальные действия. «Подростки так часто совершают суицидальные попытки, что многие исследователи давно уже называют суицидальное поведение типичной подростковой девиацией».
В основе суицидальных действий детей и подростков часто лежат чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их (что, в свою очередь, представляет собой следствие внутрисемейных конфликтов). В некоторых случаях попытки самоубийства носят демонстративный характер. Но чаще всего суицидальное поведение представляет собой реакцию детей на внутрисемейное насилие. Главная характеристика семейной атмосферы несовершеннолетнего суицидента – это проявления психического насилия: запугивания, унижения, оскорбительных наказаний, подкупа, злоупотребления доверием, чрезмерного контроля, пренебрежения заботой и т. п. Во многих случаях имели или имеют место проявления жестокости, т. е. физическое насилие. В некоторых неблагополучных семьях дети были доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и питья).
К сожалению, в последнее время все чаще фиксируются случаи покушения на самоубийство маленьких детей, тех, кому еще не исполнилось 8 лет. Причем дети, как правило, выбирают наиболее жестокие способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоутопление и т. п. В отличие от подростков они совсем не боятся боли и нисколько не озабочены сохранением своей привлекательности после смерти, поэтому не часто прибегают к наиболее распространенному у подростков способу самоубийства – самоотравлению лекарствами. Чувствуя себя ненужными и нелюбимыми, дети, совершая попытку к самоубийству, надеются, что вынудят тем самым родителей перемениться, что их «смерть» будет способствовать воцарению в семье мира и любви и, когда эта самая «смерть» закончится, можно будет продолжать жить в своей родной семье по-настоящему счастливо.
Что касается подростков, то суицидальные попытки и намерения возникают у них в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, конфликты с семьей; в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства собственного достоинства и др.
Ребенок, посягнувший на собственную жизнь, все-таки надеется, что умрет не до конца. Полежит немного мертвым, полюбуется, как страдают от горя его близкие, а потом встанет и скажет: «Ну, хватит плакать, я пошутил!» В этом, наверно, и состоит главное отличие взрослых самоубийц от детей. Не понимая ценности человеческой жизни, последние легко бросаются ею.
Отношение к самоубийцам всегда было неоднозначным. Одни видели в их поступках лишь проявление скрытой болезни, другие усматривали греховное малодушие, третьи, напротив, - твердость духа. Так или иначе, но дело касается взрослых людей, сознательно решивших покинуть этот мир, несущих полную ответственность за свой выбор. А как быть с детьми? Неужели их едва обозначившаяся личность способна подняться до социальных и тем более, философских обобщений и сделать вывод о никчемности бытия? Что может подвести их к страшному решению?
Стремление к смерти у них бывает очень кратковременным, за этим следует чисто детский панический страх. Весьма распространен случай, когда самоубийством ребенок хочет наказать несправедливую учительницу, родителей, друзей-обидчиков. Надежда все та же: смерть когда-нибудь кончится, и пойдет прежняя жизнь.
Специалисты считают, что внешне благополучные семьи самые трудные для психологов. Родители в таких семьях очень хотят выглядеть не хуже других. Ребенок – наилучший способ самоутверждения, осуществления неутоленных амбиций. Для сына или дочери создается до предела заорганизованная жизнь, строго поделенная на «хорошо» и «плохо». Права на минимальную свободу действий и уж тем более на ошибку не оставляется. У ребенка не хватает сил на выживание в тесной клетке семейных догм и требований.
Нервные перегрузки, депрессию дети переносят совсем не так, как взрослые. Они не ложатся в постель носом к стенке, не жалуются на судьбу. Им просто становится скучно. Ничего не хочется. Все надоело. Работоспособность падает до нуля, зато в геометрической прогрессии возрастают рассеянность и несобранность. У родителей и учителей появляется великолепная возможность «проработать» подопечного за лень и безответственность, в который раз посетовать на распущенность и безразличие нынешней молодежи. Так и подливается потихоньку масло в огонь, подготавливая внезапный пожар.
Школьные конфликты – частая причина драм школьников. Разворачиваются они по классическому сценарию. Специалисты описывают его так. Тяжелые беременность и роды приводят к рождению ребенка со следами органических поражений – повышенной возбудимостью или, напротив, с замедленной реакцией. Излишняя живость или медлительность ребенка, трудность сосредоточения и неусидчивость становятся объектом нападок сначала воспитательниц в детском саду, потом – учителей в школе. Так постепенно школа для мальчика или девочки становится адом. Ненависть к школе оборачивается ненавистью к учению. Педагоги почти никогда не говорят с родителями о самом ученике, только о его успеваемости. С их позиции учащегося могут полностью описать оценки, стоящие в его дневнике. Против такого упрощенного до бесчеловечности взгляда подростки протестуют, как могут: сбегают из дому и бродяжничают, ищут поддержки в уличных командах неформалов, а то и решают свести счеты с жизнью.
Девчоночьи попытки самоубийства из-за несчастной любви – нередкий случай среди старших подростков. Вообще с этим возрастом трудно. С одной стороны, вполне взрослые проблемы: одиночество, дефицит общения, предательство близких. Но с другой стороны – детская наивность в оценке себя и своих возможностей, гипертрофированная жажда самоутверждения, непонимание ценности жизни. Мысль о самоубийстве бывает выношенной, много раз прокрученной в воображении и поэтому кажется не такой уж и страшной.
Взрослые оглядываются, пытаются рассмотреть причины, породившие эту болезнь, не задумываясь о том, что все трагедии ребят, в конце концов, замыкаются на их семье. Отсутствие родительской любви и милосердия – первый акт драмы. Желание ребенка покинуть недобрый и равнодушный к нему мир – акт последний.
Предупреждение детских и подростковых (юношеских) самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций (это невозможно!), а в создании такого психологического климата, чтобы дети не чувствовали себя в семье одинокими, непризнанными и неполноценными. Как отмечают психологи, в девяти случаях из десяти покушения на самоубийство детей и подростков – не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки часто говорят и предупреждают заранее; 80 процентов суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее, все это чрезвычайно серьезно и требует чуткости и внимания не только родителей, но и всех тех, кто по роду своей деятельности соприкасается с детьми и подростками из семей с различными формами неблагополучия.
- В.М. Целуйко вы и ваши дети. Психология семьи
- Предисловие
- Глава 1. От личности родителей - к личности ребенка
- Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей.
- Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия
- Семьи, ориентированные на успех ребенка.
- Семьи известных людей.
- Возможные формы проявления скрытого семейного неблагополучия.
- Соперничество.
- Мнимое сотрудничество.
- Изоляция.
- Глава 4. «Пограничные» семьи
- Семьи с недееспособными членами.
- Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми.
- Семьи с нарушением структуры семейных ролей.
- Глава 7. Детско-родительские отношения в неполной семье
- Глава 6. Родители и дети в сводной семье
- Глава 7. Приемные дети и приемные родители
- Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
- Положительные роли ребенка в семье.
- Отрицательные роли ребенка в семье.
- Глава 9. Особенности семейного воспитания
- Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
- 1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
- 2) Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
- 3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
- Глава 11. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие
- Виды отклоняющегося поведения детей
- Формы проявления детского негативизма.
- Капризы.
- Упрямство.
- Своеволие.
- Недисциплинированность.
- Девиантно-делинквентные формы поведения.
- Аддиктивное поведение.
- Уход в религиозные секты.
- Аутоагрессивное поведение.
- Глава 12. Подростковая преступность
- Виноваты взрослые, а не подростки.
- 2. Противоречия социальной ситуации.
- Причины подростковой преступности.
- Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции
- Заключение
- Слушаем своего ребенка
- Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?
- 8. При споре с детьми Вы:
- 10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, и Вы:
- 11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, что будто Вы не старше своих детей, почему так делаете?
- Тест-метафора «Музыкальные инструменты»
- Для тех, кто хочет быть хорошими родителями
- Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после развода или смерти супруга
- Основные периоды развития семьи и функции ее членов
- Литература
- Содержание