logo
Семейная психология / Tseluyko_V_M__Vy_i_vashi_deti

Глава 11. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие

неправильного воспитания в семье

Поведение – это зеркало, в котором

каждый показывает свой лик.

И. Гете

Что ребенок говорит на улице – это

разговор его отца или матери дома.

Восточная мудрость

Неблагоприятная семейная атмосфера и жизненные условия, а также ошибки в семейном воспитании укрепляют противоречивое отношение ребенка к окружающему миру, что приводит к значительным отклонениям в формировании его личности. Такие отклонения, называемые личностными недостатками, внешне проявляются как нарушения поведения. Первоначально они не имеют ярко выраженного характера и не тревожат родителей. А замечая отрицательные проявления в поведении ребенка, родители не придают им значения, полагая, что ребенок еще мал и ничего не понимает. Подрастет – научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Происходящие в ребенке перемены родители начинают замечать только тогда, когда он становится неподатливым к педагогическим воздействиям не только в семье, но за ее пределами, т. е. становится трудновоспитуемым.

Существующие в психолого-педагогической литературе понятия «недостатки поведения», «отклонения в поведении», «антиобщественные поступки», «аморальное поведение», «правонарушения», «преступления» - не что иное, как различные характеристики трудновоспитуемости. Поэтому важно установить особенности ее развития на любой ступени, и наиболее эффективна эта работа на стадии возникновения первоначальных проявлений – личностных недостатков, которые обнаруживают себя в тех или иных формах неправильного поведения ребенка.

Естественно, что глубина и стойкость отклонений в поведении дошкольника, младшего школьника и подростка различны. Дело в том, что длительность накопления отрицательного опыта у подростка значительно больше, чем у младшего школьника, тем более у дошкольника. Поэтому отклонения в поведении подростка в процессе длительного и многократного повторения приобретают прочность, становятся привычными и преодолеваются труднее, чем у детей младшего возраста. Чем раньше у ребенка будут обнаружены отрицательные привычки, чем своевременнее они будут преодолеваться, тем вероятнее конструктивное исправление недостатков в поведении.

Нарушениями поведения, или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально неодобряемых форм поведения. При этом разновидности отклоняющегося поведения детей следует различать в зависимости от их социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка. Наиболее распространенными поведенческими нарушениями являются: