Тест-метафора «Музыкальные инструменты»
(Вениамин Гудимов)
Рисуночный метафорический тест «Музыкальные инструменты» позволяет выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка. Данная методика используется при работе с учащимися 5 – 8-х классов в качестве средства предварительного мониторинга. В дальнейшем картина уточняется специализированными тестами, исходя из выявленных семейных взаимоотношений и особенностей психического развития каждого конкретного ребенка.
Школьнику предлагается нарисовать и описать свою семью в виде известных ему музыкальных инструментов. Как показывает практика, чаще всего ребенок выбирает такие инструменты, как барабан, бубен, медные тарелки, колокольчик, дудочка, труба, флейта, саксофон, фортепиано, балалайка, скрипка, виолончель и гитара.
После выполнения задания ребенка просят:
1) коротко охарактеризовать звучание каждого инструмента по качествам: громкий – тихий, резкий – мягкий, быстрый – медленный, высокий – низкий, в зависимости от ситуации, задав, например, вопрос: «Когда у гитары плохое настроение, как она звучит?»
2) пояснить, играет ли тот или иной инструмент в одиночестве или совместно с другим, задав, например, вопрос: «Что делает скрипка, когда барабан громко стучит?»
3) рассказать о своем восприятии звуков каждого инструмента, например, приятный – неприятный или добрый – злой.
Обратить внимание на геометрические размеры инструментов, например, большой барабан и маленькая дудочка, и объяснить, почему он нарисовал именно так.
В результате сравнительного анализа ответов может быть получена следующая информация:
1) невербальные характеристики внутрисемейных коммуникаций: тон и громкость голоса, которым общаются между собой члены семьи, в том числе родители с ребенком (спокойно и тихо либо предпочитают крики при воздействии на его поведение);
2) стратегии реагирования ребенка (принятие - непринятие) на вербальные характеристики членов семьи. Например, «Что делает гитара, когда скрипка звучит громко?»;
3) структура взаимодействия во внутрисемейных коммуникациях: например, когда папа кричит (барабан громко стучит), дочь (скрипка) тихо отвечает. Дальше в дело вступает фортепиано (мама) и барабан замолкает.
4) наличие доминирования того или иного члена семьи над остальными (лидерство);
5) поведенческая ниша, занимаемая ребенком в семье – как обобщение результатов;
6) некоторые особенности развития ребенка (как именно ребенок объясняет свои действия и способен ли он работать в поле метафоры – означивать ситуацию, понимать символическое значение «инструментов-людей»).
Некоторые дополнительные характеристики к интерпретации рисунков.
Если ребенок рисует себя последним в виде маленького музыкального инструмента (например, дудочки), то можно предположить отсутствие достаточного внимания к нему со стороны родителей.
Ребенок с трудом вспоминает известные ему инструменты и долго выполняет задание (20 минут и больше). При этом ему несколько раз приходилось объяснять цель рисунка. С трудом мог связать поведение родителей и символическое значение инструментов. Естественно предположить задержку развития и дисгармонию в семейных взаимоотношениях.
- В.М. Целуйко вы и ваши дети. Психология семьи
- Предисловие
- Глава 1. От личности родителей - к личности ребенка
- Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей.
- Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия
- Семьи, ориентированные на успех ребенка.
- Семьи известных людей.
- Возможные формы проявления скрытого семейного неблагополучия.
- Соперничество.
- Мнимое сотрудничество.
- Изоляция.
- Глава 4. «Пограничные» семьи
- Семьи с недееспособными членами.
- Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми.
- Семьи с нарушением структуры семейных ролей.
- Глава 7. Детско-родительские отношения в неполной семье
- Глава 6. Родители и дети в сводной семье
- Глава 7. Приемные дети и приемные родители
- Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
- Положительные роли ребенка в семье.
- Отрицательные роли ребенка в семье.
- Глава 9. Особенности семейного воспитания
- Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
- 1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
- 2) Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
- 3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
- Глава 11. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие
- Виды отклоняющегося поведения детей
- Формы проявления детского негативизма.
- Капризы.
- Упрямство.
- Своеволие.
- Недисциплинированность.
- Девиантно-делинквентные формы поведения.
- Аддиктивное поведение.
- Уход в религиозные секты.
- Аутоагрессивное поведение.
- Глава 12. Подростковая преступность
- Виноваты взрослые, а не подростки.
- 2. Противоречия социальной ситуации.
- Причины подростковой преступности.
- Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции
- Заключение
- Слушаем своего ребенка
- Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?
- 8. При споре с детьми Вы:
- 10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, и Вы:
- 11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, что будто Вы не старше своих детей, почему так делаете?
- Тест-метафора «Музыкальные инструменты»
- Для тех, кто хочет быть хорошими родителями
- Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после развода или смерти супруга
- Основные периоды развития семьи и функции ее членов
- Литература
- Содержание