logo
Семейная психология / Tseluyko_V_M__Vy_i_vashi_deti

Глава 9. Особенности семейного воспитания

Искусство воспитания имеет ту особенность, что

почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком,

теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.

Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Но, как известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в каких-то определенных организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и распылено в бытовых неурядицах.

Воспитывать своих детей мешает:

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (вреден!) для воспитывающихся таким образом детей.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.

Стили семейного воспитания.

Стиль (гр. Stylos – палочка для письма) – приемы, способы, методы ка­кой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.

Существует множество теорий и концепций, связанных с особенностями семейного воспитания. Одной из них является «психогенная теория истории детства», сформулированная американским психологом Л. Демозом. Главный предмет этой теории – отношение родителей к детям. «Центральная сила исторического изменения, - пишет он, - не техника и не экономика, а «психогенные» изменения в личности, происходящие вследствие взаимодействия сменяющих друг друга поколений родителей и детей». Л. Демоз полагает, что эволюция взаимоотношений между родителями и детьми составляет независимый источник исторических изменений.

В соответствии со своими идеями он подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует свой стиль воспитания, характер взаимоотношений между родителями и детьми.

1. Инфантицидный стиль (с древности до IVв. н.э.). Характеризуется массовым детоубийством (инфантицид – убийство новорожденных младенцев), а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Своеобразным символом этого стиля служит образ Медеи.

2. Бросающий стиль (IV – XIII вв.). Как только признаётся наличие у ребёнка души, инфантицид снижается, но ребёнка под разными предлогами пытаются сбыть с рук. Его отдают кормилице либо пристраивают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетённым в собственном доме. Символом стиля служит Гризельда, забывшая своих детей и оставившая их на произвол судьбы ради доказательства любви к мужу.

3. Амбивалентный стиль (XIV – XVII вв.). Определяется тем, что ребёнку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, хотя ему ещё отказывают в самостоятельном духовном существовании. Распространённый педагогический образ этой эпохи – «лепка» характера, как если бы ребёнок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивают» своеволие как злое начало.

4. Навязчивый стиль (XVIII в.) ребёнка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода. Родители становятся ему значительно ближе. Но это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли, волю и чувства ребёнка. Такое положение значительно усиливает конфликты отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (XIX – середина XXв.). Делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребёнка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Стиль имеет разные теоретические обоснования, но во всех случаях ребёнок мыслится скорее объектом, нежели субъектом социализации.

6. Свободный стиль (начинается в середине XXв.). Предполагает, что ребёнок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии его жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» детей, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда – стремление к эмоциональному контакту с детьми, взаимопониманию и т.д.

Сам стиль воспитания и характер отношения родителей к детям меняются не только во времени, но и в пространстве.

Так, культурная европейская традиция исходит из того, что в самом строгом дисциплинировании нуждаются младшие дети, а по мере взросления ребёнка дисциплина должна ослабевать и ему следует предоставлять всё большую самостоятельность.

У некоторых исламских народов (турки, афганцы, курды) воспитание очень суровое, с заметным акцентом на наказание.

И в то же время японцы предоставляют малышам максимум свободы, практически не наказывают и почти не ограничивают их. Дисциплина, и весьма строгая, появляется здесь, в противоположность европейской традиции, позже, по мере вырастания ребёнка, усваивающего нормы и правила поведения старших.

Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.

Варианты родительского поведения.

1. Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

2. Объяснительный – родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

3. Автономный – родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.

4. Компромиссный – для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное взамен совершения ребенком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

5. Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

6. Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

7. Потакающий – родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

8. Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

9. Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература, из которой они пытаются почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих детей.

Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.

Можно ли позволять ребенку выражать свои чувства? Ответ может быть только положительным. К сожалению, многие родители с детства усвоили, что чувство страха, гнева, печали нельзя выражать открыто. Следствием этого убеждения является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим негативные эмоции. Выделяются следующие стили родительского поведения:

«Командир-генерал». Этот стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основное требование к ребенку – «Приди в себя!» – обычно вызывает обиду, стремление к сопротивлению и жестокости с его стороны. Убеждение, что «все права принадлежат мне», составляют суть подобного требования.

Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.

«Родитель-психолог». Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему.

Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью – направить ребенка по правильному пути.

«Судья». Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным до вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, это доказать собственную правоту.

«Священник». Этот стиль родительского поведения близок к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. Например, «священник» обычно начинает свои высказывания со слов: «Ты должен…», или «Ты не должен…. «Священник» стремится к тому, чтобы ребенок испытывал лишь «правильные» чувства. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.

«Циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Например, они могут заявить: «Ты будешь командовать в своем доме, когда он у тебя появится» или «Прекрасно, эти качества тебе здорово помогут». «Циник» демонстрирует господство посредством отчуждения и отвращения к происходящему.

Основными «орудиями «циника» являются насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребенка на лопатки».

Родитель может сказать себе: «Что в этом плохого? Мои родители обращались со мной так же, и ничего, я жив». Это верно, но дело в том, что все подобные стили родительского поведения нарушают основные принципы роста и развития ребенка. Используемые родителями приказы, указания, предупреждения или морализирования не отвечают потребностям ребенка в доверии, инициативе и сознании. Например, если ваш ребенок опрокинул стакан с молоком, можно спросить: «Разве ты неуклюжий?» Еще лучше сказать: «Вот бумажное полотенце, чтобы вытереть молоко», что, собственно, и следует сделать в подобной ситуации. Родитель должен действовать, а не реагировать.

Наряду с рассмотренными выше стилями семейного воспитания и педагогическими позициями родителей, которые могут встречаться в любой семье, независимо от того, является она благополучной или относится к категории неблагополучных, имеет смысл остановиться отдельно на характеристике тех стилей воспитания, которые специалисты относят исключительно к неблагополучным семьям, дети из которых чаще всего оказываются в «группах риска».

Попустительско-снисходительный стиль. Для родителей характерно благодушное, самоуспокоенное настроение, они всерьез не реагируют на проблемные моменты в поведении ребенка. Родителями не придается серьезного значения поступкам детей, они не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «В их возрасте мы сами такими же были».

Позиция круговой обороны, которую может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены по отношению ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления нередко не отрезвляет их. Они продолжают искать виновных на стороне. Обычно дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, отличаются лживостью и жестокостью и весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль. Родители, чаще всего мать, не стесняясь, жалуется всем и каждому на своего ребенка, на каждом углу рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. Нередко такие родители заявляют, что они прилагают массу усилий, чтобы из сына или дочери вырос хороший человек, но это, к сожалению, не дает желаемых результатов, сын «растет бандитом» и прочее. В конечном итоге подобного рода «воспитательные усилия» родителей приводят к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, у них снимается внутренний контроль за собственным поведением, появляется озлобленность по отношению к взрослым, и в первую очередь к родителям.

Педантично-подозрительный стиль. Родители не верят и не доверяют свои детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, увлечений и общения.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. Обычно к такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко наказать (избить) ребенка. Он считает, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. У грозы, постоянная боязнь наказания могут сделать одного ребенка боязливым, безвольным, несамостоятельным, а другого – озлобленным и раздражительным. Этот стиль поведения проявляется потом со сверстниками и во взрослой жизни, что влечет за собой неизбежные конфликты.

Увещевательный стиль. В противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность. Они предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в подобных семьях «садятся родителям на голову» и не воспринимают в свой адрес никаких воздействий с их стороны.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни или карьеры. Например, выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся как можно меньше бывать дома, болезненно воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие подростки обычно с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старших, способны привязаться к любому постороннему человеку и относятся к нему с большой теплотой и доверием, что существенно помогает в воспитательной работе с ними.

Воспитание по типу «кумир семьи» чаще всего возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или у одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти безоговорочно выполняются, что приводит к формированию у него крайнего эгоцентризма, эгоизма, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль. У родителей, особенно у матери, не хватает выдержки и самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, словесных оскорблений до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Ребенок, особенно в подростковом возрасте, становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.

Рассмотренные стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель родителей – помочь ребенку научиться решать проблемы. Напротив, родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным.

Когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение. Ребенок или родитель, занятый в первую очередь тем, чтобы защитить собственные чувства, не способен к эффективному взаимодействию. Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития. Поэтому так важно родителям не допускать серьезных ошибок в своих отношениях с детьми, потому что от этого страдают не только они сами, но и дети, которые становятся жертвами педагогической некомпетентности взрослых. Как известно, любую ошибку легче упредить, чем потом устранить. Поэтому именно этой проблеме посвящен отдельный раздел книги.