Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции
детско-родительских отношений
Не помогать человеку справиться с его проблемами –
Это то же самое, что создавать ему трудности.
Восточная мудрость
Если вам не удается избавиться от семейного скелета,
Вы, по крайней мере, сможете заставить его танцевать
Дж. Бернард Шоу
Естественно, несмотря на заинтересованность родителей в сохранении благоприятного психологического климата в семье, им не всегда удается психологически грамотно решить многие семейные вопросы и разрешить возникшие проблемы. Поэтому обращение к специалистам (семейным психологам) может оказать существенную помощь семье в стабилизации, а если понадобится, то и в реконструкции внутрисемейных отношений. Особенно продуктивна в этом плане семейная психотерапия, которая получает все большее признание и распространение в нашей стране.
Психотерапию, направленную на здоровых с медицинской точки зрения людей, ориентированную на изменение процессов психологической природы (каковыми, в частности, являются взаимоотношения в конкретной семье или искажения в развитии личностей отдельных ее членов) и опирающуюся на использование психологических закономерностей общения и таких личностных процессов, как сознание и самосознание, можно назвать немедицинской психотерапией.
Помощь семье называется психологической в том смысле, что она нацелена на проблемы, вызванные психологическими причинами (нарушениями в сфере общения, семейной структуры, особенностях личности общающихся, восприятия ситуации и т.п.), и основана на психологическом воздействии. Природа такого воздействия также лежит в сфере психологических процессов – в общении, специфике взаимодействия, личностных установках общающихся.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что радикальное разрешение многих острых психологических проблем находится за рамками возможностей консультативной психологической помощи. Устранение их причин и источников лежит на пути коренного оздоровления социальной, культурной, материально-бытовой и других сторон жизни семьи. Что же касается функций психологической помощи, то в сложившихся в настоящее время условиях она, очевидно, может быть направлена на поиск и определение таких конкретных способов адаптации отдельного человека к наличным условиям, которые в наименьшей степени ущемляли бы интересы личности каждого из членов семьи, способствовали бы нормализации и оздоровлению семейного климата в целом.
Психологическая помощь семье должна быть направлена на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и внешним миром, на развитие умения понимать друг друга и способствовать формированию полноценного семейное Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.
Семейная психотерапия распространяется на всю семью в целом, включая детей. Причем внимание обращается в основном на отношения между родителями и детьми. Семейная психотерапия направлена в первую очередь на правильное воспитание детей и оказание помощи родителям в построении гармоничных отношений с ними.
Всю совокупность проблем, возникающих при этом, можно подразделить на три основных группы:
1. Формирование правильного отношения семьи к семейной психотерапии, в частности, создание мотивов к участию в ней.
2. Общие черты организации и проведения психотерапии.
3. Методики семейной психотерапии.
Формирование позитивного отношения к семейной психотерапии.
Участие в семейной психотерапии ставит перед членами семьи нелегкие задачи. Во-первых, организационные: необходимо найти время и возможности для ее проведения. Психотерапия, как правило, проводится после работы, т.е. в вечернее время, когда могут присутствовать все члены семьи. Перед каждым занятием членам семьи приходится преодолевать накопившуюся за день усталость и желание провести время в соответствии со своими личными планами. Во-вторых, задачи эмоциональные. Участие в семейной терапии (особенно в самом начале) с неизбежностью порождает чувство неуверенности, неопределенности, сопротивления и нежелания раскрывать некоторые, далеко не самые приятные, стороны жизни своей семьи. Происходит актуализация семейной неудовлетворенности, конфликтных взаимоотношений. Семейная психотерапия с неизбежностью «ворошит» сложившиеся взаимоотношения, и это может стать еще одним источником неприятных переживаний. Наконец, перед членами семьи возникают задачи интеллектуальные. Вместо получения готовых советов членам семьи приходится участвовать в совместных обсуждениях, выполнять специальные упражнения и задания, рекомендованные специалистом, и т.д. В силу всех этих обстоятельств семейная психотерапия может быть успешной только в том случае, когда у всех членов семьи имеется сильная и устойчивая мотивация к участию в ней.
Организация таких мотивов в психотерапии взаимосвязана с проведением первого занятия. Первое занятие (встреча, сеанс) является определяющим с точки зрения трудности проблем, с которыми сталкивается профессиональный психолог. Именно в ходе первой встречи у члена семьи, который обратился с запросом о помощи в налаживании внутрисемейных отношений, возникает определенное представление о семейной психотерапии. Это представление в значительной мере определяет, будет ли он участвовать в ней в дальнейшем и появится ли у него желание организовать других членов семьи на совместную работу по коррекции межличностных отношений в семье.
Обычно на первую встречу к психологу приходит отдельный член семьи, который больше всего обеспокоен возникшими в ней проблемами и в первую очередь заинтересован в их продуктивном разрешении. Именно с него начинается работа по коррекции взаимоотношений в семье и по привлечению к семейной психотерапии остальных членов семейной группы.
Члену семьи, обратившемуся первым, предстоит за весьма короткий срок (примерно часовая беседа) проделать достаточно длинный путь. Обычно он приходит на эту встречу, как правило, с установкой на конкретную директивную помощь, рассчитывая получить квалифицированный совет или задание сделать что-то конкретное. Он не ожидает подробных расспросов о своей семейной жизни и нередко видит в предстоящей встрече шанс переложить свою проблему на плечи психолога. В действительности же в обмен на надежду в будущем избавиться от семейной проблемы (проблем) психолог ставит перед членом семьи большое количество новых проблем, которые помогут успешно разрешить ту, по поводу которой он обратился (где найти время для совместной работы, как привлечь других членов семьи и др.). В этой обстановке психолог должен помочь ему в короткий срок перейти к пониманию необходимости серьезной, глубокой и длительной работы, активности, личной ответственности каждого члена семьи за успех предстоящей психотерапии.
Проблема привлечения других членов семьи по-разному решается разными психотерапевтами. Присутствие всех членов семьи нередко рассматривается как необходимое предварительное условие для того, чтобы психолог вообще взялся за помощь членам семьи, потому что без их желания и активного участия решение возникших психологических проблем становится попросту невозможным.
Общие черты организации и проведения семейной психотерапии.
Специалисту, организующему работу с семьей, приходится решать:
какой должна быть продолжительность профессионального взаимодействия с семьей, чтобы оказать ей необходимую психологическую помощь;
следует ли начинать свою работу сразу со всей семьей или имеет смысл поработать сначала с отдельными ее членами;
работать с семьей одному или создавать специальную группу психотерапевтов;
как часто устраивать встречи с семьей;
сколь долго проводить каждую из них;
какой стиль профессионального поведения с данной семьей может быть приемлемым: отдать предпочтение прямым указаниям или использовать косвенные психологические приемы и техники;
начать работу с выделения и решения важнейших семейных проблем или сначала с частных;
где проводить встречи с семьей: по месту ее жительства или в кабинете психолога;
стоит ли тщательно разрабатывать подробный план действий или отдать предпочтение импровизации и действовать «по обстановке» и т.д.
Вместе с тем специалист при оказании профессиональной помощи семье в решении ее психологических проблем не должен забывать об очень важных моментах, от которых зависит успех взаимодействия с ней.
Во-первых, выбор способа организации и проведения семейной психотерапии не должен определяться теоретическими ориентациями семейного психолога. Следует помнить о том, что выбор того или иного способа организации и проведения семейной психотерапии зависит от особенностей семьи и возникших в ней проблем, а не научных взглядов психотерапевта.
Во-вторых, индивидуально-личностные особенности психотерапевта также не должны быть определяющим моментом в выборе способов организации и проведения семейной психотерапии. Ситуация, когда избирается активный стиль психотерапии не потому, что в нем нуждается семья, а потому, что психотерапевт – человек энергичный, активный, с властным характером, не может быть признана нормальной. И наоборот: не может служить показанием к использованию недирективной психотерапии мягкий характер психотерапевта. Любой семейный психолог должен быть в равной мере готов к применению самых различных способов организации и ведения психотерапии в зависимости от того, с какой семьей, какой проблемой и в каких условиях он имеет дело.
В-третьих, нет оснований на протяжении длительной и многосторонней работы с семьей ориентироваться только на какой-то единый способ организации и проведения психотерапии. Так, например, при проведении психотерапии с семьей, члены которой отличаются авторитарностью и ригидностью взаимоотношений, на первом этапе работы возможен недирективный стиль ведения (период знакомства с семьей, адаптации к системе взаимоотношений в ней). Затем имеет смысл применить директивный стиль профессионального взаимодействия (психотерапевт видит возможность поставить перед членами семьи определенные задачи), а потом снова можно вернуться к недирективному (психотерапевт помогает членам семьи «переработать» фрустрации, вызванные перестройкой взаимоотношений) и т.д.
В ходе изучения семьи нередко обнаруживается, что у ее членов отсутствуют или недостаточно развиты навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни. Так, сложная совокупность навыков необходима для: правильной коммуникации между супругами, формирования правильного представления о семейной жизни и друг друге, эффективных ролевых взаимоотношений. Поэтому при организации и проведении семейной психотерапии используются специальные методики (техники), которые позволяют решать конкретные задачи, возникающие на каждом этапе оказания психологической поддержки семье в решении ее проблем.
Методики семейной психотерапии.
Под методикой (техникой) в семейной психотерапии понимается типовая совокупность специальных действий, с помощью которых специалист (психолог) решает определенную психотерапевтическую задачу.
Один из приемов семейной психотерапии – исследование и использование ритуалов. Выделяются следующие ключевые элементы семейных ритуалов:
Символы и символические действия;
«многоголосье»;
наличие открытых и структурированных частей;
действия (как выполняются и как отмечаются переходные события);
защищенность времени и пространства.
Можно выделить четыре основных типа ритуалов:
Ритуалы повседневной жизни – ежедневных событий, таких, как прием пищи, отход ко сну, уход и приход членов семьи.
Ритуалы внутрисемейного календаря для каждой пары или семьи – дни рождения, годовщины, отпуска, семейные сборы. В качестве особого ритуала может быть выделен прием гостей (родных, знакомых, приятелей).
Ритуалы празднования событий, отмеченных во «внешнем» календаре. Например, в русской культурной традиции это Новый год, 8 Марта, День защитников Отечества и т.д.
Ритуалы жизненных циклов – помолвка, свадьба, рождение ребенка, отъезд из дома, развод, окончание обучения, выход на пенсию, смерть и новые ритуалы, связанные с событиями современного жизненного цикла семьи.
В семейной психотерапии можно использовать ритуалы, уже существующие в жизни семьи. Они помогают отметить уникальные особенности данной семьи, служат источников для решения семейных проблем. Например, в семье две девочки – 8 и 6,5 лет. Родители решили устроить «половинный день рождения» для одной и полный – для другой дочери (одной испекли половину пирога, другой – целый и подарили половинные и целые подарки). Это – способ наладить контакт между детьми, их взаимодействие.
Самым сильным в действии ритуала является то, что он длительное сохраняет свое значение, часто приносит болезненные воспоминания о каких-то событиях и актуализирует определенные переживания. Поэтому в ряде случаев важно собрать всех членов семьи в момент какой-либо перемены, чтобы все вместе совершили переход к новой жизни. Это можно сделать, например, после похорон родственников, отъезда молодого человека на учебу в другой город, свадьбы и т.д.
Ключевые элементы ритуалов могут использоваться в отдельных сеансах семейной терапии. Например, перед вступлением в брак у девушки возникли разногласия с родителями будущего мужа, пара не была до конца уверена в своем желании вступить в брак. Психолог попросил их принести на вторую встречу символ, означающий взаимоотношения с родителями мужа. Мужчина принес сетку и сказал, что родители символизируют для него спасительную сетку, т.е. помощь, поддержку, в которой он очень нуждается. Его невеста посмотрела на сетку и сказала, что воспринимает ее как ловушку, пояснив, что основы, устои семьи жениха, его родители ограничивают ее. Подобные расхождения взглядов будущих супругов на одну и ту же проблему специалист может использовать в своей работе с ними с тем, чтобы показать, насколько важно каждому из них учиться понимать и принимать другого с тем, чтобы достичь взаимопонимания и согласия в своих отношениях.
Ритуал характеризуется структурностью и одновременно открытостью. Структурность предполагает перенос ритуала во времени; если структура становится слишком жесткой, люди выполняют ритуальные действия автоматически. Открытость придает ритуалам индивидуальное значение (например, выбрать, кого пригласить на свадьбу, место ее проведения и т.п.). Между открытой и структурной частями ритуалов должен существовать баланс. Ритуалы подвержены ряду изменений, которые неизбежны в процессе функционирования семьи на разных этапах ее жизнедеятельности. Поэтому не стоит за них «цепляться», если в какой-то момент жизни они утратили свою роль, и заменить их новыми.
Следующий момент, на который необходимо обращать внимание в системной семейной психотерапии, - это выполнение ритуалов.
Ритуал – это действие, символизирующее какой-либо переход. Например, пару, вступающую в брак, подводят к алтарю. Родители сопровождают новобрачных. Молодые подходят к алтарю, дают обеты, обмениваются кольцами и обратно идут уже вдвоем. Происходит символическое соединение, зарождение целостности.
Психотерапевту нужно знать, какие действия лучше всего использовать для восстановления или создания семейного ритуала. Чтобы изменить «отрицательный» ритуал, можно придумать новый «очистительный» ритуал.
Ритуал может быть отменен, если в семье происходит какая-либо тяжелая потеря или семья находится в стране, где этот праздник не отмечается.
Семейная психотерапия особо выделяет ритуалы жизненного цикла: рождения, свадьбы, уход из дома, похороны и т.д. Часто семья изобретает ритуал для того, чтобы отметить определенный переход к новой жизни.
Можно выделить определенные виды ритуалов.
1. Минимизированные ритуалы. Если ритуалы сочетаются с неприятными переживаниями для членов семьи, их стараются свести к минимуму (например, отец употребляет спиртные напитки за едой, дети стараются быстрее поесть, пока отец не напьется; по этой же причине они избегают совместных праздников с другими семьями).
2. Прерванные ритуалы, например, в связи с переездом, разводом, войной. Семья стремится приспособиться к новым условиям, и ей не хватает сил на соблюдение ритуалов. В семейной психотерапии встречаются случаи, когда с ритуалом совпадает смерть близкого человека, тогда ритуал отменяется.
3. Жесткие ритуалы, в которых преобладает структурированная часть, и члены семьи ждут их исполнения. Открытых творческих частей в таких ритуалах почти не остается. В данном случае семейному психотерапевту предстоит работать над тем, чтобы изменить ритуал, приблизить его к потребностям людей. При наличии жесткого ритуала в семье мало творческой активности, сопровождающейся весельем, игривостью, что является важной частью ритуала.
4. Обязательные ритуалы. Бывает так, что ритуал «пуст», люди не ждут его, он вызывает напряжение, но изменить ничего невозможно (например, религиозные ритуалы для атеистов).
5. Несбалансированные ритуалы, т.е. ритуалы, пришедшие из разных религиозных традиций (например, католичка выходит замуж за еврея, и в семье существуют только католические ритуалы). Такой ритуал может быть сфокусирован только на детях или, напротив, существовать только для взрослых.
6. Гибкие ритуалы, меняющиеся в течение времени (например, ребенок становится подростком, и, естественно, меняется ритуал отхода ко сну).
Названные ритуалы не существуют в «чистом» виде, как правило, они «перекрываются». Эта схема нужна психотерапевту для того, чтобы выяснить, какая семья использует ритуалы. В решении этой задачи он может ориентироваться на отдельные элементы описания ритуала (вопросы, которые задаются для изучения, создания и прерывания ритуала):
1) место;
2) присутствие свидетелей;
3) символы;
4) символические действия;
5) подготовка и процесс;
6) слова (обращения);
7) звук, движения, музыка, свет;
8) пища;
9) одежда;
10) ожидания;
11) связь с прошлыми событиями;
12) связь с будущими переменами.
Семейные фотографии.
Одним из диагностических и одновременно психотерапевтических приемов семейной терапии является использование семейных фотографий.
Из имеющихся фотографий каждая семья конструирует свой портрет: последовательность образов является свидетельством взаимосвязей семьи. Фотографии могут помочь членам семьи собрать воедино все мысли о семье, появляющиеся с течением времени, а также конкретные факты жизни семьи.
Выделяют четыре этапа этой методики:
1) психотерапевт просит члена семьи объяснить, почему он отобрал именно эти фотографии; пришлось ли ему обращаться к другим членам семьи за фотографиями; как хранятся фотографии – спрятаны или доступны. Уже это может объяснить некоторые семейные отношения. Например, одна девушка принесла на встречу с психологом только ксерокопии фотографий, так как мать не разрешала выносить фотографии из дома;
2) перед тем как человек начнет рассказывать о том, что изображено на фотографиях, психотерапевт может попросить других членов группы описать людей, изображенных на фотографии – выражения их лиц, движения тела, сделать предположение о том, на какой стадии жизненного цикла находилась семья в момент съемки. Этим дается возможность клиентам услышать мнение посторонних наблюдателей, не знающих истории семьи;
3) объяснив, кто на фотографии, как эти люди взаимосвязаны, член семьи, работающий с психологом, дает собственную интерпретацию взаимоотношений между людьми, снятыми на фотографии, а также рассказывает, что можно было бы изменить на этой фотографии;
4) психотерапевт просит дать название фотографии (например, одна девушка назвала фотографию, где она была снята вместе с матерью и сестрой, «Я с мамой», а не «Мы с мамой», так как у нее не складывались отношения с сестрой, с которой они постоянно соперничали).
Историю семьи легче рассказывать с помощью фотографий. Клиент не остается один на один со своей историей, он видит, что и другие люди, а тем более те, на чью психологическую помощь он рассчитывает, что-то понимают в ней.
Фотографии могут помочь налаживанию контакта между клиентом и психологом (психотерапевтом), так как иногда клиенту трудно найти подходящие слова. Снимки из семейного альбома можно использовать для анализа событий во времени, посмотреть на какую-либо фотографию «до события» и «после». Через фотографию можно познакомиться с членом семьи, который не приходит на консультацию.
Близка по своему замыслу к предыдущей технике и методика просмотра фрагментов видеофильмов.
Возможен просмотр двух фрагментов видеофильма: две семьи, их поведение во время еды, разное отношение к еде, семейные разговоры и т.д.
Участникам просмотра задают следующие вопросы:
Где и как сидели члены семьи и сидели ли все за столом во время еды?
Какие были правила, касающиеся выражения чувств за столом («Дайте отцу поесть, прежде чем вести разговор»)?
Имела ли пища символическое значение (например, награда, наказание)?
Какое символическое значение предпочтений (при раздаче, получении пищи), индивидуальных различий, выражение контроля, власти? (Например, в некоторых семьях все едят одно и то же, в других – для детей отдельная пища или для отца какое-нибудь мясное блюдо…).
Кого обслуживают первым и кого последним?
Какие выражения этнических характеристик включаются во время еды (например, есть ли особое значение пищи, предпочитаемое блюдо)?
Какие правила для полов выражаются при покупке продуктов, приготовлении пищи, сервировке стола, разговорах, уборке со стола?
Существует ли различие между повседневной и праздничной едой и в чем оно проявляется?
Какие изменения возникают, когда на ужин приходят гости?
«Указания (директивы)». Это высказывания психотерапевта о необходимости со стороны всей семьи или отдельных ее членов определенных действий. В этом случае семейный психотерапевт прямо и конкретно указывает, что нужно сделать для того, чтобы они добились своих целей (решения проблемы, разрешения конфликта). По содержанию указание (директива) может касаться конкретных действий (необходимость сменить место жительства, жить отдельно или, напротив, вместе и др.). Известный семейный психотерапевт Ф. Баркер предложил простое деление указаний, применяемых в ходе семейной терапии:
указание членам семьи делать что-то;
указание делать нечто иначе, чем до сих пор;
указание не делать чего-то, что они до сих пор делали.
Директивы делятся на прямые и косвенные. В основе этого подразделения – разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае косвенной, парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой. Психолог в этом случае требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены семьи поступят как раз наоборот. Например, психотерапевт, работающий с конфликтующей семьей, может предписать членам семьи конфликтовать в определенных условиях и случаях, в тайне рассчитывая, что такое предписание расстроит присущий данной семье «сценарий» конфликтов, сделает конфликты смешными и искусственными в глазах семьи.
Применение указанной техники требует:
тщательного изучения семьи;
достаточного авторитета психотерапевта в глазах члена семьи, который должен выполнить указание;
психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта. В ходе семейной психотерапии спонтанно возникает значительное число всевозможных ситуаций, проблем, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из создавшихся ситуаций. При этом нередко спонтанно «проглядывают» как раз те аспекты взаимоотношений между ними, которые являются для них проблемными. Психотерапевт должен быть готов заметить эти моменты, «выхватить» их из потока событий, обратить на них внимание членов семьи и показать, как их можно решить.
Семейная дискуссия – один из наиболее широко применяемых методов в семейной психотерапии. Речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи, способа обсуждения и решения различных семейных вопросов в составе семьи. Дискуссия может преследовать весьма многочисленные цели:
1. Коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений: о способах решения семейных конфликтов, решения разных проблем, о планировании и организации семейной жизни, распределении обязанностей в семье и др.
2. Обучение членов семьи методам семейной дискуссии. В ходе обсуждения семейных проблем члены семьи обычно обсуждают вопросы, кажущиеся им наиболее важными. При этом они применяют те методы обсуждения, к которым привыкли. И то, и другое используется психотерапевтом для формирования у членов семьи боле широкого взгляда на различные семейные вопросы и для коррекции вредных привычек, затрудняющих выявление истины в ходе дискуссии.
Управление семейной дискуссией требует немалого искусства психотерапевта, который должен умело использовать систему основных приемов:
эффективное использование молчания;
умение слушать;
обучение с помощью вопросов;
повторение (резюмирование);
обобщение;
экспликация (пояснение, истолкование) эмоциональных состояний членов семьи;
конфронтация с определенным мнением или даже членом семьи.
Так, например, «Эффективное использование молчания» - это прием, применяемый психотерапевтом в момент, когда дискуссия по какой-либо причине прерывается и воцаряется неловкое молчание. В этот момент психотерапевт, вопреки ожиданиям членов семьи, присоединяется к общему молчанию: молчит вместе со всеми. Такое поведение может преследовать разнообразные цели. Одна из них – снятие напряженности на первых этапах знакомства с семьей. Молчание психотерапевта в этом случае означает то, что постоянное говорение не есть обязательное условие совместного занятия, что в молчании нет ничего особенного. В другой ситуации психотерапевт может молчать, если понимает, что такое поведение в данный момент соответствует правилам поведения данной семьи. Своим молчанием психотерапевт показывает, что понимает это правило и разделяет его. Нередко молчание психотерапевта может носить и «провоцирующий» характер.
Столь же многообразные функции играют в семейной дискуссии «умение слушать», «обучение с помощью вопросов», резюмирование и др. Все они могут выполнять обучающую функцию: избирательным слушанием, вопросами, резюмированием психотерапевт обращает внимание семьи на какой-то аспект обсуждаемого в ходе дискуссии вопроса. С их помощью психотерапевт нередко направляет дискуссию в нужное русло. Последнее особенно важно на начальных этапах семейной психотерапии, когда семейная дискуссия под влиянием самых различных моментов, в том числе и страха перед неразрешимыми семейными проблемами, легко сворачивает в сторону, уходит от обсуждения «горячих» тем.
Обусловленное общение. Сюда можно отнести разнообразные психотерапевтические методы, заключающиеся в том, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель его – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений отношений в данном отношении. Один из приемов – обмен между членами семьи записками. В этом случае при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Такой прием в определенных и необходимых случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для членов семьи. В результате они начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользали от их внимания. Аналогична роль для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между членами семьи цветовой сигнализации. Каждый цвет обозначает определенное чувство. Обращаясь по различным вопросам, члены семьи зажигают лампочки, соответствующие чувству, которое в это время испытывают. Это искусственное добавление к обычным взаимоотношениям дает возможность членам семьи лучше ориентироваться во взаимных состояниях друг друга и учит их точнее учитывать это при общении. Техника обусловленного общения применяется для формирования широкого круга навыков.
Техника «честной борьбы» или конструктивного спора» включает в себя набор правил поведения, которые вступают в силу, когда члены семьи испытывают потребность выражения агрессии по отношению друг к другу:
1) спор может проводиться только после предварительного обучения и согласия обеих сторон, выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;
2) тот, кто начинает спор, должен ясно представлять цель, которую хочет достичь;
3) все стороны должны принимать активное участие в споре;
4) спор должен касаться только предмета спора, недопустимы обобщения типа «и всегда ты…», «ты вообще…»;
5) не допускаются «удары ниже пояса», т.е. применение аргументов, слишком болезненных для одного из участников спора. Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть в ходе специальных занятий и включать их в свои обычные повседневные отношения.
Особое значение в семейной психотерапии приобретает формирование версионного мышления. Упражняющемуся сообщается об определенных поступках каких-то людей. Например, жена выражает неудовлетворенность сексуальными возможностями своего мужа; мать выполняет все пожелания своего сына; один из членов вполне благополучной семьи неожиданно совершает попытку самоубийства. От клиента требуется выдвинуть как можно больше (не менее 20) версий мотивов, обусловивших такой поступок. Навык считается сформированным, если упражняющийся без особого труда «с ходу» выдвигает значительное число версий различных поступков. Формируемая таким образом способность к быстрому выдвижению множества мотивов оказывается необходимой при коррекции целого ряда семейных нарушений.
Проигрывание семейных ролей.
Эти методики включают проигрывание определенных ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения. Например, в детской психотерапии игра в «звериную семью», в которой участвуют папа-кот и мама-кошка, «обмен ролями» (например, игры, в которых родители и дети меняются ролями), «живые скульптуры» (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений).
«Проигрывание ролей друг друга». Эта техника включает определенную совокупность действий: психолог выдвигает предложение «попробовать сыграть кое-что». Он объясняет, как это сделать, прилагает усилия, чтобы убедить членов семьи в необходимости сделать то, к чему он их призывает. Члены семьи участвуют в проигрывании своих ролей. Психолог определенным образом комментирует эти действия. Совокупность действий, входящих в «технику», может быть и весьма большой, но может ограничиваться только одним действием или даже намеренным бездействием. Примером такой техники является «молчание». Вся эта совокупность действий, входящих в данную технику, применяется при решении определенной задачи или нескольких различных задач. Так, «проигрывание ролей» применяется в случае необходимости увеличить уровень эмпатии членов семьи. «Обмен ролей» между родителями и детьми широко применялся А.И. Захаровым с целью улучшения их взаимопонимания.
«Стихией» ролевых игр является, конечно, детская психотерапия. Ролевая игра естественна для ребенка, и это широко используется для коррекции их поведения и их взаимоотношений с родителями. Применение данной техники у взрослых осложнено наличием у них страха перед необходимостью выступать в какой-то иной роли, чем та, к которой они на протяжении жизни привыкли. Вместе с тем игровые задания, направленные на коррекцию детско-родительских отношений или на изменение поведения ребенка, могут проводиться в семье по рекомендации психолога. В качестве игрового терапевта может выступать кто-то из взрослых членов семьи, обладающий способностью к импровизации и умеющий поощрять такую способность у других. Именно в семье, которая умеет и любит играть, «добрая ссора» становится скорее благом. Она четко обозначает разногласия и дает конкретные идеи для последующего смягчения этих разногласий в беседах и специальных психотерапевтических играх, направленных на смягчение домашнего климата.
В качестве средства, позволяющего внести положительные коррективы в детско-родительские отношения, можно использовать технику обмена семейными ролями родителей и детей: родители играют роли своих детей, а дети – родителей. Важное значение такого ролевого проигрывания заключается в том, что позволяет родителям посмотреть на себя и свое поведение глазами ребенка. Родители часто не замечают многих ошибочных моментов в своих взаимоотношениях с детьми, и проигрывание последними родительских ролей нередко «открывает» взрослым глаза на свое не всегда благовидное поведение. Для родителей очень важно знать, какими их видят собственные дети, чтобы быть по-настоящему авторитетными для них и иметь возможность оказывать эффективное воспитательное воздействие примером собственного поведения на уровне взаимоотношений с теми, кто от них зависит.
Игра «Анонимный список претензий».
К условленному вечеру каждому члену семьи предлагается бросить в почтовый ящик квартиры конверт с надписью: «До такого-то числа не вскрывать!» В конверте должен быть листок с претензиями данного лица ко всем остальным членам семьи. Подписываться под этим текстом не надо, разрешается изменить почерк, воспользоваться чужой рукой, вырезанными буквами или компьютерным набором. В заранее назначенный час все конверты при общем сборе вскрываются самым младшим в семье, а затем претензии зачитываются вслух самым старшим. Разрешено высказывать догадки о том, кому принадлежит тот или иной текст, но запрещается упрекать предполагаемого автора претензий. Далее, каждый из членов семьи высказывает свое отношение к тем претензиям, которые адресованы ему лично. Он не обязан критиковать себя, но зато обязан обосновать перед всеми, почему он намерен (или не намерен) изменить свою позицию. Говорить он вправе только о себе, осыпание упреками конкретных других запрещено условиями игры. Упреки эти возможны лишь в такой форме: «Некоторые думают, будто…» или «Кто-то надеется, что…» и т.п.
Надо иметь в виду, что человеческая натура диалектична. Нередко мы меняем свое поведение именно после декларации: «Пусть никто не рассчитывает, что я изменю свое поведение». Такие декларации служат для самоутверждения субъекта, однако, утвердив себя словесно, он может частично довольствоваться этим и проявить больше гибкости в поисках компромиссов с окружением.
Игра «Волшебные слова».
По жребию кто-то из членов семьи оказывается «узником», остальные окружают его кольцом, крепко взявшись за руки. Игра начинается с попыток «узника» прорвать кольцо силой – этому надо всячески препятствовать. теперь он должен, обращаясь к кому-то одному, найти волшебные слова, чтобы тот пропустил его. Имеется в виду такое обращение, которое было бы приятно данному лицу и побудило бы его уступить «узнику». Если он не уступает, приходится обратиться к другому.
Игровой характер ситуации смягчает чувство унижения, которое может возникнуть у «узника». В роли последнего обязан побывать каждый из играющих. Игра делает явными скрытые конфликты и обучает искать компромиссные пути для их разрешения.
Игра «Завтрак в понедельник».
Имеется в виду инсценировка членами семьи типичного эпизода напряженной домашней обстановки. «Завтрак в понедельник» с его спешкой, с неполной включенностью людей в трудовой ритм и проистекающей отсюда раздражительностью каждого – это лишь возможный пример такого эпизода. Другими подробными эпизодами могут быть: «Совместные сборы в театр», «Воскресная поездка к бабушке», «Генеральная уборка» и т.д. Решающая особенность инсценировки в следующем: каждый участник игры исполняет в данном эпизоде не себя, а кого-нибудь другого из членов семьи: сын – отца, дед – внука, дочь – маму или бабушку и т.п. Видя себя в этом своеобразном искажающем зеркале, участник игры испытывает смешанные чувства: возмущение и веселье одновременно.
Важно, чтобы роли в ходе игры менялись. Если, скажем, отец изображал сына, то далее сын должен получить возможность изображать отца.
Игра «Угадайте, кто это».
Каждый, готовясь к ней, составляет список черт кого-нибудь из членов семьи; в списке должно быть не мене 10 черт. Имя того, кому эти черты приписываются, конечно, называть не следует, не надо также упоминать возраст и пол. Допустимы сказочные аранжировки текста, например: «Если бы этот человек имел волшебную палочку, он бы…» Слушатели по психологическому портрету должны угадать, о ком идет речь. Если все быстро и легко угадывают это, т.е. набор черт удачно характеризует человека, то составитель портрета заслуживает премии (например, конфеты, лишнего кусочка торта и т.п.).
Игры этого типа следует заранее готовить таким образом, чтобы они завершались семейным ужином, на котором непременно будет любимое всеми блюдо, торт и т.п. Этот примиряющий и сплачивающий финал игровых межличностных взаимодействий служит для всех знаком: «Как бы мы ни расходились в частностях, мы – семья, мы любим и ценим друг друга».
Закрепление в семье игровой атмосферы желательно не только само по себе, но, прежде всего, в интересах правильного воспитания детей. Нередко с помощью игры можно осуществить воспитательные меры, с трудом реализуемые другими способами.
Например, ребенок распущен и лишен чувства ответственности. Всем родителям известно, сколь малоэффективны в этом случае замечания, одергивания и нравоучения. Есть смысл испробовать иные способы воздействия на личность ребенка. Можно затеять в какое-то из воскресений игру «Капитан и его помощник». Квартира объявляется кораблем, папа (или мама) – капитаном корабля, а ребенок – старшим помощником капитана. Все домашние дела делаются по командам капитана, а эти команды передает экипажу помощник. Он же следит за выполнением команд и докладывает капитану о ходе работ на корабле… Через неделю или две игра повторяется, но теперь ребенок должен стать юнгой, т.е. исполнителем приказов, а не начальником над остальными. Еще через какое-то время ребенку в этой игре поручается роль самого капитана. Если взрослым хватает юмора и изобретательности, чтобы насытить игру увлекательными эпизодами, можно не сомневаться: ребенку это понравится. Заодно в нем исподволь формируются навыки сознательной дисциплины.
Ребенок чрезмерно подвижен и шумлив, никакие наказания на него не действуют. Хуже того, обижаясь на раздраженные реакции взрослых, он, кажется, начинает шалить назло всем. Здесь уместна игра «Поезд». Члены семьи становятся друг за другом как «вагоны», ребенок выступает «паровозиком»: он то тащит «поезд», находясь впереди него, то толкает его сзади… конечно, в пятиминутной игре, даже если она повторяется несколько раз в неделю, неуемная энергия ребенка не будет в достаточной мере вычерпана. Однако таким способом блокируется психологический механизм шалостей назло старшим. Мы и не догадываемся, до какой степени двигательная разрядка совместно со старшими доставляет удовлетворение ребенку и способствует его сближению с ними. Если члены семьи – люди легкие, открытые шутке, фантазии, то им совсем нетрудно игровым способом разоружить ребенка в его жажде шалостей. Для этого шалостям надо придать характер совместных действий. Например, на какой-то вечер объявляется, что всем разрешено сидеть под стульями, либо просто на полу, либо на столах. Зато в другой раз проводится «Вечер вежливости»: все без исключения должны обращаться друг к другу на «вы», ходить и есть без шума, сопровождать любую реплику словами типа «пожалуйста», «извините» и т.п.
Игра как мера воспитания и как способ смягчения внутрисемейного климата – большое благо. Но и в этом нужна разумная мера. Когда ребенок жаждет игры, ему следует в этом временами отказывать. Так игра превращается в форму вознаграждения ребенка, а лишение этого маленького праздника – в форму наказания. Например, за определенные провинности ребенка лишают удовольствия быть «паровозиком», либо играют в «капитана корабля», демонстративно обходясь без обычного маленького участника этой игры. Следует закрепить в сознании ребенка, что игра уместна лишь в том случае, когда в доме все в порядке, каждый отлично исполняет свои обязанности, никто никого не обижает. «Делу время, потехе час» - без постоянной опоры на эту народную мудрость все рекомендации психологов относительно внутрисемейных игр оказываются дискредитированными. Чтобы этого не случилось, взрослые должны все же оставаться взрослыми, т.е. ответственными и наблюдательными людьми.
Взрослые неизбежно составляют свой закрытый совет, на котором регулярно обсуждаются особенности поведения детей и планируются желательные общесемейные игры. При таких обсуждениях почти всегда возникают разногласия: кто-то требует более жестких санкций по отношению к младшим, а кто-то настаивает на том, чтобы воздействовать на них добротой и лаской. Лицо, взявшее на себя миссию психотерапевта в своем доме и получающее рекомендации от профессионального психолога, должно при этом добиваться вдумчивого и дифференцированного подхода к детям.
Как известно, межличностные «трения» между взрослыми всегда отражаются на их отношениях с детьми. Поэтому наряду с психотерапевтическими играми для всех членов семьи (имеется в виду для взрослых и детей) необходимо проводить специальные игры для взрослых, которые помогут снять эмоциональное напряжение в семье.
Психотерапевтические игры для взрослых.
Типичными ситуациями межличностных трений в семье могут быть напряженные отношения между тещей и зятем (либо свекровью и невесткой)и конфликт между мужем и женой. Первая задача психотерапевта в обоих случаях – обеспечить хотя бы эпизодические неформальные контакты между конфликтующими. Контакты формальные (приветствие на приветствие, вопрос – ответ, просьба - подчинение либо возражение) между ними, конечно, имеются, коль люди живут под одной крышей, однако напряженности взаимоотношений эти контакты ничуть не уменьшают. Эпизод неформального общения между конфликтующими нетрудно организовать, если их удастся вовлечь в одну из рассмотренных выше домашних игр. Далее по горячему следу желательно побудить обоих выслушать друг друга. Если только они в принципе согласны на игровую форму взаимодействия, можно начать со следующего.
Предложите тому и другому составить список обидных воспоминаний о недостойном или оскорбительном поведении противника. Пусть, не говоря ни слова, обменяются этими списками. Допустим, сразу же после знакомства с таким документом кто-то из конфликтующих желает объясниться – удержите его, попросите подождать, подумать три дня. Выдержав этот срок, сыграйте с ними (без свидетелей) в игру, которая называется «Музей обидных воспоминаний». Обоим следует по памяти или по собственному списку огласить вслух претензии друг к другу. Теперь они должны в первую очередь обсудить: нельзя ли достичь взаимоуничтожения отдельных обвинительных пунктов? Имеется ли у каждого хотя бы по одному пункту, о котором можно сказать: «С этого момента я соглашаюсь сказать, что этого не было»? Убедившись, что такое согласие возможно, конфликтующим надо двинуться дальше и обменяться некоторыми «обвинительными пунктами», исходя из принципа: «Если ты готов забыть мне то-то, я забуду тебе то-то». Далее, у обоих остаются пункты, по которым согласие не достигнуто. Не пожелает ли один извиниться перед другим хотя бы за что-нибудь, оставшееся в списке? Предположим, нет, никто не желает. Ну что ж, на этом игра закончена. Ее внешняя результативность может показаться мизерной. Однако оба конфликтующих все-таки поглядели на конфликт глазами противника и имели случай проявить добрую волю. Сам этот состоявшийся факт – акция психотерапевтическая, и нас не должно удивлять, если в течение нескольких дней или недель отношения между двоими заметно потеплеют.
Другая игра этого типа предусматривает обратное: конфликтующих просят набросать перечень положительных черт «противника» (их должно быть не менее пяти), а затем обменяться этими перечнями. Иногда никаких дополнительных действий в дальнейшем не требуется. достаточно того, что, например, свекровь убедилась: невестка ее ценит; невестка же – успокоилась: свекровь хорошо понимает ее достоинства.
В более трудных случаях может оказаться уместной игра «Управляемый взрыв». В присутствии третьего лица (любого авторитетного члена семьи) конфликтующие должны осыпать друг друга упреками. Но в отличие от обычной ссоры, они следуют игровому условию: прежде чем произнести свою реплику, в точности повтори слова, только что сказанные партнером ссоры. Это условие оказывается не так-то легко выполнимым: в запальчивости люди слышат только себя, а слова «противника» воспринимают искаженно, вкладывают в них подчас несуществующий смысл. Чтобы открыть ссорящимся глаза на это обстоятельство, можно воспользоваться магнитофоном (диктофоном). Оказавшись вынужденным глубже вникнуть в душевное состояние партнера, человек, как правило, «сдвигается» в сторону большей самокритичности.
Если «управляемый взрыв» вполне удается, но накопившиеся отрицательные эмоции партнеров в отношении друг друга все еще остаются сильными, можно рискнуть и на «неуправляемый» игровой «взрыв». Суть этой игры в том, что ссорящиеся в присутствии психотерапевта принимаются одновременно кричать друг на друга; это длится не более трех минут. Опасность такой конфронтации скорее кажущаяся: практика психологов показывает, что люди в эти мгновения практически не слышат друг друга. Если же нечто оскорбительное будет все-таки одним из них услышано, то ведь игра есть игра: люди заранее условились бросать в лицо друг другу оскорбительные обвинения, пусть даже чудовищно несправедливые. Обычно этот обоюдный крик, давая эмоциональную разрядку, кончается обоюдным же смехом.
Взрослым людям следует понимать три вещи: во-первых, нет никого без недостатков; во-вторых, даже человек очень плохой способен хотя бы частично измениться к лучшему; в-третьих, у людей, живущих одной семьей, нет выбора: либо «разбежаться», либо, так или иначе, приноровиться к недостаткам друг друга. Эти, казалось бы, избитые истины, необходимо чаще повторять в доме. Даже непримиримые в своих взглядах люди обязаны искать компромиссы во имя того, чтобы дети, растущие в семье, чувствовали себя именно в семье, а не некоем филиале ада. Желательно, чтобы достигнутые компромиссы закреплялись с помощью трогательных и запоминающихся домашних церемоний. Таковой, например, может стать церемония «удочерения» свекровью невестки или «усыновления» тещей зятя. Торжественность такого акта должна сочетаться с известной долей иронии, шутки, игры. Тем не менее, отныне утверждается называние свекрови или тещи «мамой», взаимное общение на «ты» и т.п. Очень хорошо, если «породнившиеся» обмениваются на глазах у всех недорогими, но привлекательными подарками.
Полезно, чтобы взрослые время от времени проводили в своем кругу занятие «Правильный тон». Один из них произносит реплику типа: «Что-то я устал сегодня» или «Меня все в доме раздражает». Каждый должен произнести что-нибудь в ответ, причем психотерапевтически правильный тон заключается в том, чтобы в ответе не было:
а) осуждающей оценки – «сам виноват» и т.п.;
б) демонстрации своей непричастности – «а я тут при чем?»;
в) поверхностно-формального призыва – «возьми себя в руки», «поменьше об этом думай» и т.п. Зато в ответе должна прозвучать готовность сочувствия данному человеку, даже если его прежние поступки или слова, как правило, не вызывали одобрения отвечающего.
Однажды достигнутый дух мира и согласия в семье необходимо постоянно поддерживать. Семья должна соскучиться по забавному и приятному совместному времяпровождению, а не отрабатывать программу полупринудительным образом. В тонком ощущении этой меры, пожалуй, все мастерство психотерапевта. Весьма нежелательно устраивать семейные игры и сборища напоказ, приглашая гостей и как бы хвастаясь перед ними: вот, мол, какая мы дружная и веселая семья. При таком повороте дела на первый план, хотим мы этого или нет, выйдет лицемерие. А лицемерие-то как раз первый враг психотерапевта!
Конечно, психотерапевтическая работа с семьей, направленная на коррекцию детско-родительских отношений, не ограничивается только приведенными в данном разделе видами работ. Могут использоваться другие психологические приемы и техники, которые порекомендует или проведет с семьей специалист, профессионально занимающийся вопросами оказания психологической помощи семье, переживающей те или иные семейные трудности.
- В.М. Целуйко вы и ваши дети. Психология семьи
- Предисловие
- Глава 1. От личности родителей - к личности ребенка
- Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей.
- Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия
- Семьи, ориентированные на успех ребенка.
- Семьи известных людей.
- Возможные формы проявления скрытого семейного неблагополучия.
- Соперничество.
- Мнимое сотрудничество.
- Изоляция.
- Глава 4. «Пограничные» семьи
- Семьи с недееспособными членами.
- Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми.
- Семьи с нарушением структуры семейных ролей.
- Глава 7. Детско-родительские отношения в неполной семье
- Глава 6. Родители и дети в сводной семье
- Глава 7. Приемные дети и приемные родители
- Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
- Положительные роли ребенка в семье.
- Отрицательные роли ребенка в семье.
- Глава 9. Особенности семейного воспитания
- Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
- 1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
- 2) Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
- 3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
- Глава 11. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие
- Виды отклоняющегося поведения детей
- Формы проявления детского негативизма.
- Капризы.
- Упрямство.
- Своеволие.
- Недисциплинированность.
- Девиантно-делинквентные формы поведения.
- Аддиктивное поведение.
- Уход в религиозные секты.
- Аутоагрессивное поведение.
- Глава 12. Подростковая преступность
- Виноваты взрослые, а не подростки.
- 2. Противоречия социальной ситуации.
- Причины подростковой преступности.
- Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции
- Заключение
- Слушаем своего ребенка
- Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?
- 8. При споре с детьми Вы:
- 10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, и Вы:
- 11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, что будто Вы не старше своих детей, почему так делаете?
- Тест-метафора «Музыкальные инструменты»
- Для тех, кто хочет быть хорошими родителями
- Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после развода или смерти супруга
- Основные периоды развития семьи и функции ее членов
- Литература
- Содержание