Уход в религиозные секты.
Одной из форм отклоняющегося поведения детей является их разрыв с родительской семьей и уход в религиозные секты.
Подобная форма протеста детей против стремления родителей ограничить их самостоятельность появилась сравнительно недавно (приблизительно с начала 90-х ХХ века, когда на территории нашей страны активизировали свою деятельность не только отечественные, но и многие зарубежные религиозные организации). Причем в последние годы уход детей и подростков в религиозные общины приобретает массовый характер. Чаще всего они связывают свою судьбу с так называемыми «альтернативными» религиями. «Более 5 млн. человек в настоящий момент вовлечены в нетрадиционные религиозные культы. Среди них – более 500 тыс. несовершеннолетних».
Человек, связывающий свою жизнь с какой-либо религиозной организацией, делает это, исходя из ряда потребностей, присущих ему как личности, сформированной в конкретных социальных условиях. Основная потребность взрослых людей, приходящих в общество верующих, исходит из ощущения бессмысленности своего существования и заключается в желании обрести конкретную и определенную цель жизни. Что касается детей, то их стремление в религиозную организацию зачастую обусловлено «семейными» условиями, порождающими у них острую неудовлетворенность своим существованием. Во-первых, это может быть связано с так называемой авторитарной моделью внутрисемейных отношений, когда активность детей подавляется разного рода запретами (на собственное мнение, на «неугодные» увлечения, на друзей и пр.) или ограничивается какой-либо примитивной ролью (уборщицы, кухарки, сиделки и т. д.). Естественно, возникающий в таких условиях протест с их стороны подавляется внешней властью, порой с применением силы и оскорблений. До поры до времени ребенок мирится с этим положением, однако рано или поздно конфликт выходит на поверхность в той или иной форме. Попытка порвать со своей семьей в этом случае расценивается, с одной стороны, как стремление самостоятельно решить свою судьбу, а с другой – возможно, как желание отомстить своим родителям.
Во-вторых, уход детей в религиозные общины является их реакцией на такой тип семейных отношений, когда родители любят своих детей. Однако любовь эта имеет ограниченный характер и проявляется только в тех случаях, когда дети играют удобные для родителей роли: роли заботливого сына, прилежного ученика, хозяйственной дочери, талантливого музыканта и т. д. В таких семьях власть родителей не проявляется в форме открытой агрессии, а превращается в скрытые (чаще всего неосознанные) манипуляции, цель которых сводится к тому, чтобы заставить детей решать психологические проблемы родителей (например, страх одиночества, боязнь потерять опору, разочарование в собственных способностях и др.). Суть манипулирования заключается в том, что желаемое поведение ребенка всячески поощряется, а другое, противоречащее личным потребностям родителей, подавляется разными способами. Это могут быть апелляции к чувству долга, обвинения, упреки и обиды, жалобы на плохое здоровье и т. д.
Чаще всего такие манипуляции прекрасно действуют, и ребенок может долгое время отказывать себе в желаниях, противоречащих родительским потребностям. Когда же внутренний конфликт становится невыносимым, наступает угроза срыва. При этом желание жить своей жизнью неизбежно сопровождается гипертрофированным чувством вины, внушенным родителями. Религиозные общества в этом случае предоставляют ребенку возможность освободиться от влияния родителей и избавляют его от внутренней ответственности за свой выбор, поскольку оправдывают его священными целями.
Конечно, помимо «бегства из домашнего плена» существует множество других причин, приводящих к разрыву сложившихся отношений между родителями и детьми. Но суть их одна – непонимание и неприятие потребностей друг друга. В противоположность этому отношению в самих религиозных обществах, где все его члены объединены общим делом, царит атмосфера доброжелательности и сплоченности, связанная с пониманием человека и его попыток реализовать свои способности; здесь человека принимают и приветствуют таким, какой он есть.
Следует заметить, что неприятие родителями религиозных увлечений своего ребенка зачастую лишь частный случай того непонимания, которое существует в их отношениях уже давно. Поэтому драматические ситуации, разыгрывающиеся в семье на «религиозной почве», в глубине своей скрывают межличностный конфликт, существующий уже давно и ожидающий своего выражения. В одном лагере находятся дети, стремящиеся расширить знания о себе и окружающем мире, а в другом – их родители, навязывающие собственные представления и ограничивающие активность детей рамками личных потребностей. Желание подчинить детей, игнорирование их чувств только обостряют конфликт и вызывают у детей стремление освободиться от власти родителей и бежать туда, где есть взаимопонимание и поддержка. Не «секты отлавливают» детей, а дети находят их для реализации своих потребностей.
Пребывание в религиозном культе не может пройти бесследно для любого человека, а тем более для подростка, чей душевный мир чрезвычайно хрупок и отличается особой чувствительностью и ранимостью. Исследования специалистов в области влияния деятельности религиозных организаций и, прежде всего нетрадиционных культов, на психическое состояние и личность вовлеченных в них детей показали, к каким негативным последствиям может привести пребывание сознания человека под культовым контролем.
Даже непродолжительное пребывание (в течение 2-4 месяцев) в деструктивной религиозной общине (секте) приводило к выраженным изменениям в физическом и психическом состоянии, личностном становлении и поведении молодых людей. Они характеризовались в большинстве случаев следующими проявлениями:
отчуждением от родителей и других родственников с появлением нередко к ним враждебного отношения, уходами из родительского дома на короткое или длительное время;
частым отказом от учебы или работы с полным погружением в деятельность религиозной организации;
отказом от пользования радио и телевизором, чтения газет, журналов, художественной литературы;
ограничением питания с исключением продуктов, содержащих животные белки, что приводило во многих случаях к физическому истощению, повышенной утомляемости;
ограничением сна до 3 – 5 часов в сутки, что вызывало психическое истощение;
развитием замкнутости, потерей друзей, утратой прежних интересов;
появлением амимии, отрешенного взгляда, холодного бесстрастного тона, почти безразличного отношения к своей внешности;
полной убежденностью в правоте учения религиозного культа с недопущением каких-либо сомнений по этому поводу.
Многие дети и подростки, втягиваясь в деятельность религиозных культов, обнаруживали расстройство личности с развитием психологической и духовной зависимости от проповедников, у них наблюдалось крайнее нарушение личностной идентичности. Кроме того, у большинства из них проявлялась социальная дезадаптация, регресс в инфантильность (задержка достижения социальной и психологической зрелости). Наряду с этим отмечались также психические расстройства: галлюцинации, искаженные восприятия реальности, расщепленность личности, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, суицидальное мышление, приступы паники и тревожности и др.
- В.М. Целуйко вы и ваши дети. Психология семьи
- Предисловие
- Глава 1. От личности родителей - к личности ребенка
- Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей.
- Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия
- Семьи, ориентированные на успех ребенка.
- Семьи известных людей.
- Возможные формы проявления скрытого семейного неблагополучия.
- Соперничество.
- Мнимое сотрудничество.
- Изоляция.
- Глава 4. «Пограничные» семьи
- Семьи с недееспособными членами.
- Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми.
- Семьи с нарушением структуры семейных ролей.
- Глава 7. Детско-родительские отношения в неполной семье
- Глава 6. Родители и дети в сводной семье
- Глава 7. Приемные дети и приемные родители
- Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
- Положительные роли ребенка в семье.
- Отрицательные роли ребенка в семье.
- Глава 9. Особенности семейного воспитания
- Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
- 1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
- 2) Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
- 3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
- Глава 11. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие
- Виды отклоняющегося поведения детей
- Формы проявления детского негативизма.
- Капризы.
- Упрямство.
- Своеволие.
- Недисциплинированность.
- Девиантно-делинквентные формы поведения.
- Аддиктивное поведение.
- Уход в религиозные секты.
- Аутоагрессивное поведение.
- Глава 12. Подростковая преступность
- Виноваты взрослые, а не подростки.
- 2. Противоречия социальной ситуации.
- Причины подростковой преступности.
- Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции
- Заключение
- Слушаем своего ребенка
- Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?
- 8. При споре с детьми Вы:
- 10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, и Вы:
- 11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, что будто Вы не старше своих детей, почему так делаете?
- Тест-метафора «Музыкальные инструменты»
- Для тех, кто хочет быть хорошими родителями
- Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после развода или смерти супруга
- Основные периоды развития семьи и функции ее членов
- Литература
- Содержание