logo
Семейная психология / Tseluyko_V_M__Vy_i_vashi_deti

Уход в религиозные секты.

Одной из форм отклоняющегося поведения детей является их разрыв с родительской семьей и уход в религиозные секты.

Подобная форма протеста детей против стремления родителей ограничить их самостоятельность появилась сравнительно недавно (приблизительно с начала 90-х ХХ века, когда на территории нашей страны активизировали свою деятельность не только отечественные, но и многие зарубежные религиозные организации). Причем в последние годы уход детей и подростков в религиозные общины приобретает массовый характер. Чаще всего они связывают свою судьбу с так называемыми «альтернативными» религиями. «Более 5 млн. человек в настоящий момент вовлечены в нетрадиционные религиозные культы. Среди них – более 500 тыс. несовершеннолетних».

Человек, связывающий свою жизнь с какой-либо религиозной организацией, делает это, исходя из ряда потребностей, присущих ему как личности, сформированной в конкретных социальных условиях. Основная потребность взрослых людей, приходящих в общество верующих, исходит из ощущения бессмысленности своего существования и заключается в желании обрести конкретную и определенную цель жизни. Что касается детей, то их стремление в религиозную организацию зачастую обусловлено «семейными» условиями, порождающими у них острую неудовлетворенность своим существованием. Во-первых, это может быть связано с так называемой авторитарной моделью внутрисемейных отношений, когда активность детей подавляется разного рода запретами (на собственное мнение, на «неугодные» увлечения, на друзей и пр.) или ограничивается какой-либо примитивной ролью (уборщицы, кухарки, сиделки и т. д.). Естественно, возникающий в таких условиях протест с их стороны подавляется внешней властью, порой с применением силы и оскорблений. До поры до времени ребенок мирится с этим положением, однако рано или поздно конфликт выходит на поверхность в той или иной форме. Попытка порвать со своей семьей в этом случае расценивается, с одной стороны, как стремление самостоятельно решить свою судьбу, а с другой – возможно, как желание отомстить своим родителям.

Во-вторых, уход детей в религиозные общины является их реакцией на такой тип семейных отношений, когда родители любят своих детей. Однако любовь эта имеет ограниченный характер и проявляется только в тех случаях, когда дети играют удобные для родителей роли: роли заботливого сына, прилежного ученика, хозяйственной дочери, талантливого музыканта и т. д. В таких семьях власть родителей не проявляется в форме открытой агрессии, а превращается в скрытые (чаще всего неосознанные) манипуляции, цель которых сводится к тому, чтобы заставить детей решать психологические проблемы родителей (например, страх одиночества, боязнь потерять опору, разочарование в собственных способностях и др.). Суть манипулирования заключается в том, что желаемое поведение ребенка всячески поощряется, а другое, противоречащее личным потребностям родителей, подавляется разными способами. Это могут быть апелляции к чувству долга, обвинения, упреки и обиды, жалобы на плохое здоровье и т. д.

Чаще всего такие манипуляции прекрасно действуют, и ребенок может долгое время отказывать себе в желаниях, противоречащих родительским потребностям. Когда же внутренний конфликт становится невыносимым, наступает угроза срыва. При этом желание жить своей жизнью неизбежно сопровождается гипертрофированным чувством вины, внушенным родителями. Религиозные общества в этом случае предоставляют ребенку возможность освободиться от влияния родителей и избавляют его от внутренней ответственности за свой выбор, поскольку оправдывают его священными целями.

Конечно, помимо «бегства из домашнего плена» существует множество других причин, приводящих к разрыву сложившихся отношений между родителями и детьми. Но суть их одна – непонимание и неприятие потребностей друг друга. В противоположность этому отношению в самих религиозных обществах, где все его члены объединены общим делом, царит атмосфера доброжелательности и сплоченности, связанная с пониманием человека и его попыток реализовать свои способности; здесь человека принимают и приветствуют таким, какой он есть.

Следует заметить, что неприятие родителями религиозных увлечений своего ребенка зачастую лишь частный случай того непонимания, которое существует в их отношениях уже давно. Поэтому драматические ситуации, разыгрывающиеся в семье на «религиозной почве», в глубине своей скрывают межличностный конфликт, существующий уже давно и ожидающий своего выражения. В одном лагере находятся дети, стремящиеся расширить знания о себе и окружающем мире, а в другом – их родители, навязывающие собственные представления и ограничивающие активность детей рамками личных потребностей. Желание подчинить детей, игнорирование их чувств только обостряют конфликт и вызывают у детей стремление освободиться от власти родителей и бежать туда, где есть взаимопонимание и поддержка. Не «секты отлавливают» детей, а дети находят их для реализации своих потребностей.

Пребывание в религиозном культе не может пройти бесследно для любого человека, а тем более для подростка, чей душевный мир чрезвычайно хрупок и отличается особой чувствительностью и ранимостью. Исследования специалистов в области влияния деятельности религиозных организаций и, прежде всего нетрадиционных культов, на психическое состояние и личность вовлеченных в них детей показали, к каким негативным последствиям может привести пребывание сознания человека под культовым контролем.

Даже непродолжительное пребывание (в течение 2-4 месяцев) в деструктивной религиозной общине (секте) приводило к выраженным изменениям в физическом и психическом состоянии, личностном становлении и поведении молодых людей. Они характеризовались в большинстве случаев следующими проявлениями:

Многие дети и подростки, втягиваясь в деятельность религиозных культов, обнаруживали расстройство личности с развитием психологической и духовной зависимости от проповедников, у них наблюдалось крайнее нарушение личностной идентичности. Кроме того, у большинства из них проявлялась социальная дезадаптация, регресс в инфантильность (задержка достижения социальной и психологической зрелости). Наряду с этим отмечались также психические расстройства: галлюцинации, искаженные восприятия реальности, расщепленность личности, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, суицидальное мышление, приступы паники и тревожности и др.