Виды отклоняющегося поведения детей
Отклоняющееся поведение ребенка
непослушание детский негативизм девиантно-делинквентные формы поведения
шалость проступок капризы своеволие аддиктивное поведение уход из дома криминогенные правонарушения недисциплинированность
уход в деструктивные религиозные секты аутоагрессивное поведение
озорство упрямство
Непослушание и его разновидности.
Непослушание– наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Чаще всего проявляется в виде шалости или озорства, а иногда может вылиться и в проступок. Поэтому очень важно знать отличительные особенности поведенческого выражения той или иной разновидности непослушания, чтобы правильно разобраться, как поступать в каждом отдельном случае и не допустить превращения негативных проявлений в привычку.
Шалость – такая разновидность отклоняющегося поведения, которая проявляется как веселая проказа, забава или проделка ребенка, в которых ярко выступают его активность, инициатива и изобретательность. Чаще всего это краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором отрицательный смысл проступает неявно, поэтому отношение взрослых к подобным проступкам в основном снисходительное, ибо они, как правило, социально безвредны. Обычно ребенок переживает удовольствие от сделанного, не задумываясь о том, какие могут быть последствия его шалостей для окружающих. Для него это игра, слегка переходящая границы приличия, игра «на грани», но сам ребенок этого не осознает. Шалость – это такие забавы, в которых он проявляет свою волю и самостоятельность в активном действии, причем, как правило, азартно, с увлечением. При этом сдерживающие механизмы его поведения часто бывают отключены. Именно поэтому многие шалости кончаются печально или перерастают во вредные привычки. Спектр шалостей довольно широк: от вполне безобидных и невинных (например, спрятать игрушку, спрятаться самому, без спросу включить телевизор, побегать по комнатам) до злых и опасных (намеренная порча вещей, игра со спичками и другими опасными предметами, недобрые шутки над сверстниками). Первые пробы закурить, попробовать спиртное – довольно часто тоже шалости. В частности, в семьях, где употребляют алкоголь, недопитая бутылка вина может стать поводом и средством шалости, выражающейся в «веселом» подражании взрослым – употреблении спиртного. Особенно опасными являются шалости детей по отношению к сверстникам и младшим. Так называемые детские «розыгрыши» могут впоследствии перерасти в патологическую склонность издеваться над человеком.
Вместе с тем шалости следует отличать от явных хулиганских поступков. Шалость, даже самая острая и безудержная, не содержит в себе злого умысла. Но способность к этому умыслу может развиться, если оставлять все шалости без внимания. Поэтому для предотвращения этого перерастания необходимо раскрывать детям последствия их шалостей, а в острых случаях разумно прибегнуть к осуждению случившегося, предупредить его повторение.
Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. В нем тоже проявляются выдумка, инициатива, активность, однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, умышлено совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
Детские шалости и озорство связаны общей основой и часто переходят друг в друга. Различие между ними состоит, прежде всего, в степени доброжелательности детей к другим людям. Кроме того, невинные на первый взгляд поступки со временем могут перерасти в проступки.
Проступок – это уже социально опасное явление, хотя у него можно заметить и много общего с озорством (выдумка, инициатива, самодеятельность, активность ребенка). Как и озорство, проступок – всегда планомерное нарушение требований взрослых, а если и без злого умысла, то с сознанием, пониманием того, что делается плохо. Основное отличие проступков от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания предположить формирование у него отрицательных черт характера. (Проступки следует отличать от ошибок в поведении, которые всегда случайны и не носят умышленного характера).
Чаще всего детские проступки родители объясняют возрастными особенностями высшей нервной деятельности, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением. Но подобные суждения не всегда оправданы, потому что проступочное поведение есть не что иное, как внешняя форма проявления тех отрицательных черт характера, которые свидетельствуют об определенных деформациях личности. Поэтому родители ни в коем случае не должны оставлять без внимания проступки детей. Следует бескомпромиссно пресекать действия ребенка, если в них усматривается проступочное поведение. В зависимости от сложившейся ситуации уместным может быть использование и метода естественных последствий, получившего научное обоснование у французского просветителя Жан Жака Руссо, и метода отсроченного наказания, которым широко пользовался в своей воспитательной практике А. С. Макаренко. Действенность первого из их заключается в том, что ущерб, причиненный детским непослушанием, взрослые не торопятся устранять, чтобы само содеянное убеждало ребенка в недопустимости непослушания. Что касается второго, то ожидание неотвратимого наказания и связанные с ним отрицательные переживания заставляют ребенка пересмотреть свое поведение и убедиться в том, что поступок его был неблаговидным и поэтому ему приходится отвечать за свои действия. Психологический механизм опережающего отражения, лежащий в основе этих методов воспитательного воздействия, позволяет ребенку прогнозировать последствия своего поведения, а нежелание испытать определенные неудобства или тяжелые эмоциональные переживания, побуждает его более обдуманно относиться к своим действиям и впредь не совершать подобных проступков.
- В.М. Целуйко вы и ваши дети. Психология семьи
- Предисловие
- Глава 1. От личности родителей - к личности ребенка
- Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей.
- Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия
- Семьи, ориентированные на успех ребенка.
- Семьи известных людей.
- Возможные формы проявления скрытого семейного неблагополучия.
- Соперничество.
- Мнимое сотрудничество.
- Изоляция.
- Глава 4. «Пограничные» семьи
- Семьи с недееспособными членами.
- Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми.
- Семьи с нарушением структуры семейных ролей.
- Глава 7. Детско-родительские отношения в неполной семье
- Глава 6. Родители и дети в сводной семье
- Глава 7. Приемные дети и приемные родители
- Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
- Положительные роли ребенка в семье.
- Отрицательные роли ребенка в семье.
- Глава 9. Особенности семейного воспитания
- Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
- 1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
- 2) Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
- 3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
- Глава 11. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие
- Виды отклоняющегося поведения детей
- Формы проявления детского негативизма.
- Капризы.
- Упрямство.
- Своеволие.
- Недисциплинированность.
- Девиантно-делинквентные формы поведения.
- Аддиктивное поведение.
- Уход в религиозные секты.
- Аутоагрессивное поведение.
- Глава 12. Подростковая преступность
- Виноваты взрослые, а не подростки.
- 2. Противоречия социальной ситуации.
- Причины подростковой преступности.
- Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции
- Заключение
- Слушаем своего ребенка
- Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?
- 8. При споре с детьми Вы:
- 10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, и Вы:
- 11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, что будто Вы не старше своих детей, почему так делаете?
- Тест-метафора «Музыкальные инструменты»
- Для тех, кто хочет быть хорошими родителями
- Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после развода или смерти супруга
- Основные периоды развития семьи и функции ее членов
- Литература
- Содержание