4. Концепция развития и воспитания в бихевиористической психологии
Джон Уотсон считал, что человек таков, каким научился быть. Многие сторонники бихевиоризма полагают, что человек "учится вести себя" всю жизнь, но не выделяют при этом особых периодов или стадий. Вместо этого они определяют три типа обучения:
- классическое обусловливание;
- оперантное обусловливание;
- обучение посредством наблюдения.
1. Классическое обусловливание - это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные рефлексы детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных являются врожденными. Ребенок в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы несколько отличающиеся от первых.
2. Оперантное обусловливание - специфический тип обучения. Суть его заключается в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные, последствия (положительные или отрицательные). Сторонники бихевиористской теории установили, что наказание является специфическим средством обучения. Наказание - это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Нельзя путать понятия "наказание" и "негативное подкрепление". При наказании человеку дается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то действия и поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения. Но Скиннер считал, что позитивное подкрепление - более действенное средство контроля за поведением, а наказания следует всячески избегать.
3. Обучение посредством наблюдения. Наверное, ни для кого не секрет то, как важно подавать детям хороший пример. Американский психолог Альберт Бандура, признавая важность обучения по типу классического и оперантного обусловливания, все же считает, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению. Ребенок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя родители, бабушки и дедушки, сверстники, другие люди в его социальном окружении, и старается воспроизводить образцы их поведения. Бандуру и его коллег, акцентирующих внимание на зависимости личностных характеристик человека от его способности учиться у окружающих, обычно называют теоретиками социального обучения.
Суть обучения посредством наблюдения заключается в том, что человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении он может и не воспроизводить их. Однако, если он видит, что какие-то дела, поступки, поведенческие реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их. Кроме того, вполне вероятно, что он будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать образцы поведения тех людей, которые им неприятны или которых они боятся.
- 1.Предмет и объект педагогической психологии.
- 2. Задачи педагогической психологии:
- 1.Основные направления современного образования
- 2.Методы исследования в педагогической психологии.
- 2. Этапы развития педагогической психологии.
- 2.Основные тенденции в современном образовании
- 3. S-o и s-s модели обучения
- Литература к теме:
- 1.Психологические требования к личности педагога.
- 2. Общие и специальные способности педагога.
- Свойства учителя
- Учитель как субъект педагогического труда
- 3. Общая характеристика стиля деятельности
- 6. Психологические основы саморегуляции и способы саморегуляции психического состояния педагога.
- Упражнение «Лимон»
- Упражнение «Воздушный шар»
- 1. Предмет и средства педагогической деятельности.
- 3.Мотивация педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической мотивации
- 3. Виды стилей педагогической деятельности.
- 4.Психологический анализ урока
- Лекция 9 Тема: психология педагогического коллектива (4 часа)
- 1. Организация работы педагогического коллектива
- 2.Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического коллектива.
- 2.Типология педагогических стратегий управления конфликтами.
- 2.Педагогическое общение как взаимодействие
- 2.Анализ воспитательных технологий, их сильные и слабые стороны.
- 2.Роль первого впечатления в формировании образа учителя.
- 3.Ролевые позиции в общении
- 4.Уровни общения
- Лекция 13 Тема: приемы и техника управления учащимися на уроке (2 часа)
- Индивидуальные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, воображения и др.), их учет в учебном процессе.
- 3.Виды педагогических оценок.
- Условия эффективности педагогической оценки
- 1.Взаимосвязь обучения и воспитания
- 2.Психологические механизмы воспитательного воздействия.
- 3.Условия эффективности педагогических требований
- 1.«Я-сообщение»
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 3. Роль коллектива в развитии личности
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 2.Цели и задачи воспитания в педагогической психологии
- 3.Критерии и показатели воспитанности
- 1. Теории воспитания
- 2.Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории
- 3. Концепция воспитания и развития в когнитивной теории
- 4. Концепция развития и воспитания в бихевиористической психологии
- 5. Концепция развития и воспитания в гуманистической психологии
- 6. Концепция развития и воспитания в деятельностной теории
- 7. Системный подход к развитию и воспитанию личности
- 1.Средства и методы воспитания в педагогической психологии.
- 2.Семья как основная форма воспитания.
- 3.Типы и стили родительского воспитания.
- 1.Влияние межличностных отношений в семье на воспитание детей в семье
- 1.Семейные предпосылки развития неврозов у детей
- 2.Коррекция результатов воспитания
- 1.Общепсихологическая основа формирования направлений обучения
- 2.Традиционное обучение. Достоинства и недостатки
- Принципы традиционной и гуманистической парадигмы обучения
- 1.Программированное обучение.
- Групповая дискуссия как метод групповой работы
- 1.Понятие учебной деятельности (уд), ее основные характеристики
- 2.Предметное содержание уд
- 3. Структура уд
- 4.Учебная задача в структуре уд
- 5. Учебные действия в структуре учебной деятельности
- 6. Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности
- 2. Навык в процессе усвоения
- Семинар № 1.