logo
лекции по пед

Учитель как субъект педагогического труда

---------------- Личность учителя ---------------.

▼ ▼

Учитель как субъект Учитель как субъект

педагогической <---------------------► педагогического

деятельности общения

К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мыш­ление, педагогическая интуиция, педагогическая импровиза­ция, педагогическая наблюдательность, педагогический опти­мизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

В разрабатываемой в настоящее время (Л.М. Митина) модели личности учителя в контексте той же схемы «деятельность — общение — личность» выделяются пять профессионально зна­чимых качеств, выявляющих две группы педагогических спо­собностей (по Н.В. Кузьминой).

Проектировочно-гности-

ческие способности

Рефлексивно-перцептивные

способности

Педагогическое целеполагание

Педагогическое мышление

Педагогическая рефлексия

Педагогический такт

Педагогическая направленность

В исследовании Л.М. Митиной было выделено более пятиде­сяти личностных свойств учителя (как профессионально значи­мых качеств, так и собственно личностных характеристик).

Приведем список этих свойств, по Л.М. Митиной: вежливость, вдум­чивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, вни­мательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинирован­ность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, от­зывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмот­рительность, принципиальность, самостоятельность, самокритич­ность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональ­ность. Этот общий перечень свойств составляет психологиче­ский портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцеви­ной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».