4.Уровни общения
Примитивный. Для человека на этом уровне общения партнер не человек, а предмет. Пристраивается либо как Родитель, либо как Дитя. Если контакт не нужен, просто отмахивается от партнера по общению.
Манипулятивный. Партнер – соперник по игре, у которого необходимо выиграть(Родитель). Манипуляторы не всегда действуют осознанно, ими движут корыстные цели. Чаще всего –это авторитарные учителя.
Защита от манипуляции:
Умение различать людей-манипуляторов, не подыгрывать им, видеть их истинные цели.
Не разговаривать с учеником отстраненно и безразлично, видеть в нем собеседника, а не только учащегося.
Знать интересы и проблемы учеников, создавать атмосферу психологического контакта с каждым.
Не называть человека в третьем лице: он,она. Чаще обращаться по имени.
Стандартизированный. Общение формальное (Контакты масок). Отсутствует подлинное желание включения в контакт.
Конвенциональный.Положено пристраиваться только рядом. Присуща забота и уважение к партнеру.
Игровой. Характерен интерес к личности партнера. Сохраняется возможность пристройки рядом. Партнер старается понравится другому, показать себя с нескольких сторон.
Деловой. Имеется возможность пристройки рядом. Относятся друг к другу как к деловому партнеру. На первом месте – интересы общего дела. Интересы личности – на втором.
Духовный.Партнер по общению – носитель духовного начала, мудрости. Оба партнера приближаются к возможности познания высочайших ценностей человечества, оторваться от обыденности. Оба партнера испытывают интерес к друг другу. Как личности.
Человек может общаться на разных уровнях в зависимости от условий.
- 1.Предмет и объект педагогической психологии.
- 2. Задачи педагогической психологии:
- 1.Основные направления современного образования
- 2.Методы исследования в педагогической психологии.
- 2. Этапы развития педагогической психологии.
- 2.Основные тенденции в современном образовании
- 3. S-o и s-s модели обучения
- Литература к теме:
- 1.Психологические требования к личности педагога.
- 2. Общие и специальные способности педагога.
- Свойства учителя
- Учитель как субъект педагогического труда
- 3. Общая характеристика стиля деятельности
- 6. Психологические основы саморегуляции и способы саморегуляции психического состояния педагога.
- Упражнение «Лимон»
- Упражнение «Воздушный шар»
- 1. Предмет и средства педагогической деятельности.
- 3.Мотивация педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической мотивации
- 3. Виды стилей педагогической деятельности.
- 4.Психологический анализ урока
- Лекция 9 Тема: психология педагогического коллектива (4 часа)
- 1. Организация работы педагогического коллектива
- 2.Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического коллектива.
- 2.Типология педагогических стратегий управления конфликтами.
- 2.Педагогическое общение как взаимодействие
- 2.Анализ воспитательных технологий, их сильные и слабые стороны.
- 2.Роль первого впечатления в формировании образа учителя.
- 3.Ролевые позиции в общении
- 4.Уровни общения
- Лекция 13 Тема: приемы и техника управления учащимися на уроке (2 часа)
- Индивидуальные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, воображения и др.), их учет в учебном процессе.
- 3.Виды педагогических оценок.
- Условия эффективности педагогической оценки
- 1.Взаимосвязь обучения и воспитания
- 2.Психологические механизмы воспитательного воздействия.
- 3.Условия эффективности педагогических требований
- 1.«Я-сообщение»
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 3. Роль коллектива в развитии личности
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 2.Цели и задачи воспитания в педагогической психологии
- 3.Критерии и показатели воспитанности
- 1. Теории воспитания
- 2.Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории
- 3. Концепция воспитания и развития в когнитивной теории
- 4. Концепция развития и воспитания в бихевиористической психологии
- 5. Концепция развития и воспитания в гуманистической психологии
- 6. Концепция развития и воспитания в деятельностной теории
- 7. Системный подход к развитию и воспитанию личности
- 1.Средства и методы воспитания в педагогической психологии.
- 2.Семья как основная форма воспитания.
- 3.Типы и стили родительского воспитания.
- 1.Влияние межличностных отношений в семье на воспитание детей в семье
- 1.Семейные предпосылки развития неврозов у детей
- 2.Коррекция результатов воспитания
- 1.Общепсихологическая основа формирования направлений обучения
- 2.Традиционное обучение. Достоинства и недостатки
- Принципы традиционной и гуманистической парадигмы обучения
- 1.Программированное обучение.
- Групповая дискуссия как метод групповой работы
- 1.Понятие учебной деятельности (уд), ее основные характеристики
- 2.Предметное содержание уд
- 3. Структура уд
- 4.Учебная задача в структуре уд
- 5. Учебные действия в структуре учебной деятельности
- 6. Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности
- 2. Навык в процессе усвоения
- Семинар № 1.