logo
лекции по пед

3.Типы и стили родительского воспитания.

Многие школьные практические психологи ру­ководствуются классификацией отношений, разра­ботанной Э.Г.Эйдемиллером и В.В.Юстицким. Эти ученые выделяют 6 основных типов семейного вос­питания.

1. Потворствующая гиперпротекция (потвор­ствование + повышенная протекция). Подрос­ток в центре внимания семьи, и семья стре­мится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содей­ствует развитию истероидных и гипертимных черт характера у подростка.

2. Доминирующая гиперпротекция (доминиро­вание + гиперпротекция). Подросток в цент­ре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ог­раничения и запреты. У гипертимных подро­стков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психостенической сензитивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты.

3. Жесткое обращение складывается из большого количества требований, предъявляемых к ребен­ку, числа запретов на действия и жестких санк­ций за невыполнение требований. При таком ти­пе воспитания усиливаются черты эпилептоидной, психоастеноидной акцентуации характера.

4. Эмоциональное отвержение образуется сочета­нием пониженной протекции, игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестком обращении с подростком. В крайнем варианте это воспитание по типу "золушки". При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидно-лабильной, сензитивной и асте­но-невротической акцентуации характера и мо­гут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.

5. Повышенная моральная ответственность образу­ется сочетанием высоких требований к подрост­ку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психостенической ак­центуации характера.

6. Безнадзорность. Пониженная протекция + повышенный уровень удовлетворения пот­ребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число запретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типах.

Рассмотренные типы семейного воспитания в ос­новном объясняют уже имеющиеся изменения в ха­рактерологических особенностях личности и показы­вают, насколько тот или иной тип воспитания усили­вает имеющуюся акцентуацию в характере ребенка.

Конечно, такая типология не приемлема для педагогической практики. Учитель, как правило, работает с нормальным ребенком, не имеющим аномалий в характере в сторону заболевания, но только с наметившимися тенденциями в отклоне­нии от нормы.

Стили родительского воспитания

Семейное воспитание понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значений для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.

В современной практике семейного воспитания выделяются три стиля отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

1.Авторитарный стиль характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. Психологи утверждают, что он ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С.Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми чрезвычайно редкие, воспитанием детей занимаются бабушки и дедушки. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными, эгоистами, лицемерными, расчетливыми, умеющими «подыгрывать» людям.

Высказывания детей это подтверждают:

«Думаю, что мой отец редко…приезжает и занимается мной.

…редко ведет со мной беседы о взрослой жизни.

… редко думал о своем ребенке. … редко бывает дома.

…я вообще его не вижу».

3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений.

В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Высказывания детей:

«Если бы я был (была) моими родителями, я … бы хоть чуточку выделяла время и гуляла с детьми».

«… никогда бы не бил детей».

«…думала за кого замуж выхожу, чтобы не развестись и сохранить семью».

«…я бы строго относился к своему ребенку».

« …я бы смотрел за своим ребенком».

«… я была бы как моя мама.»

Когда я стану взрослым(ой) …буду больше уделять внимания семье». «…буду делать все, чтоб моя семья ни в чем не нуждалась». «…сделаю все, чтобы мои дети были со мной».

«Моя мама… самая лучшая.» «…самый заботливый человек на свете.» «… была наверное доброй и ласковой». «Думаю, что мой отец …самый лучший». «Мой идеал мужчины и женщины … мама и папа».

Лекция 19. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (продолжение)

План:

  1. Влияние межличностных отношений на воспитание детей в семье

  2. Влияние структуры семьи на воспитание детей.