2.Методы исследования в педагогической психологии.
Методы исследования в педагогической психологии
В научной практике существует 3 принципиально разных источника информации:L-,Q- иT- данные.
L-данные– (liferecorddata) –наблюдения, экспертные оценки в результате регистрации жизни человека. Требования кL-данным:
1. оцениваемые черты, должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение длительного времени;
3. Необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;
4. Ранжирование должно проводиться только по одной черте (характеристике), каждый раз, а не по всем сразу.
Q-данные–получены на основе опросников и др. методов самооценок. (МРРI, 16-факторный личностный опросник Кэттела).
T- данные–данные объективных тестов. Педагогическая психология использует все три источника информации. Методы определяются как теоретические и эмпирические. В ПП преимущественно используют экспериментальные методы.
Методы:наблюдение, самонаблюдение, беседа, интервью, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование, социометрия.
Наблюдение – основной, наиболее распространенный метод систематического и целенаправленного изучения человека. Наблюдаемый не знает, что он является объектом наблюдений. Результаты наблюдений заносятся в протоколы, где отмечается фамилия, дата, время и цель. Протоколы подвергаются качественной обработке.
Самонаблюдение – было основой интроспективной психологии. Достаточно субъективный и используется чаще всего как дополнительный.
Беседа– эмпирический метод получения информации о человека в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ответы могут быть записаны на магнитофон. Ведущий не сообщает цель беседы, может быть как вспомогательным, так и основным методом.
Интервью– для получения сведений не только интервьюируемом, но и других людях, событиях и т.д.
Анкетирование– эмпирический социально-психологический метод получения информации на основе специально подготовленных вопросов, которые должны соответствовать основной задаче. При составлении анкеты учитываются :
содержание вопросов;
их форма: открытые – закрытые («да», «нет»);
ясность формулировки;
количество и порядок следования вопросов.
Время заполнения анкеты – не более 30-40 минут.
Анкетирование может быть – устным, письменным, индивидуальным, групповым.
Анкетирование должно отвечать требованиям репрезентативности и однородности выборки.
Эксперимент– центральный эмпирический метод научного исследования.
Виды эксперимента:
Лабораторный – в специальных условиях.
Естественныйпроводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной организацией, влияние которой изучается.
Констатирующий и формирующий.
В ходе формирующего эксперимента изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающегося под влиянием экспериментатора. Результаты строго фиксируются в специальных протоколах: фамилия, цель, необходимые сведения об испытуемом, дата, время.
Эксперимент может быть индивидуальным, групповым, краткосрочным, длительным.
Анализ продуктов деятельности. Анализ ученических сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков.
Тестирование–диагност берет на себя ряд обязательств, вытекающих из морально-этического кодекса психолога. Тест должен показать, что испытуемый знает и умеет, а не то, каков он на фоне других.
Тесты делятся на 12 групп:
–способностей (интеллектуальные функции, знания);
умений и навыков (зрительно-моторные);
на восприятие;
опросники ( опрос о поведении, состоянии здоровья);
мнения (выявления отношения к другим людям, нормам и др.);
эстетические тесты (выявление предпочтений);
проективные тесты – формализованные личностные тесты;
ситуационные – изучение выполнения задания в разных ситуациях: индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.);
игры, в которых наиболее полно проявляются люди;
физиологические тесты (ЭКГ);
физические (антропометрические);
случайные наблюдения, т.е. изучение того, кто проводит тест.
В образовании чаще всего используют тесы достижений, которые дают конечную оценку достижений индивида по завершению обучения, в них основной интерес сосредоточен на том что индивид может делать к настоящему времени.
Социометрия – эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я.Морено. Позволяет определить сплоченность, лидера группы и т.д.
Используется в педагогической практике для формирования и перегруппирования ученических коллективов, определения внутригруппового взаимодействия.
Психолого-педагогическое исследование включает в себя минимум 4 основных этапа:
подготовительный (знакомство литературой, постановка целей, выдвижение гипотез);
собственно-исследовательский (эксперимент);
этап качественного и количественного анализа полученных данных;
этап интерпретации, обобщения, установления причин, факторов, которые обусловили характер протекания исследуемых явлений).
Основные понятия педагогической психологии. УЧЕНИЕ – собственные действия ученика направленные на развитие у него способностей, а также ЗУН (Немов Р.С.)
Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, определяется как УЧЕНИЕ. (Зимняя И.А.)
ОБУЧЕНИЕ – целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
УСВОЕНИЕ – приобретение ЗУН.
НАУЧЕНИЕ – процесс и результат приобретения человеком ЗУН.
Виды научения: оперантное, викарное, вербальное, подражание, метод проб и ошибок.
ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию с последующим закреплением только тех реакций, которые оказались наиболее удачными с точки зрения полученного эффекта.
ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ - научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно представленными образцами и научение им.
ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ - научение, осуществляемое через словесные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения.
ПОДРАЖАНИЕ - вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп и коллективов.
- 1.Предмет и объект педагогической психологии.
- 2. Задачи педагогической психологии:
- 1.Основные направления современного образования
- 2.Методы исследования в педагогической психологии.
- 2. Этапы развития педагогической психологии.
- 2.Основные тенденции в современном образовании
- 3. S-o и s-s модели обучения
- Литература к теме:
- 1.Психологические требования к личности педагога.
- 2. Общие и специальные способности педагога.
- Свойства учителя
- Учитель как субъект педагогического труда
- 3. Общая характеристика стиля деятельности
- 6. Психологические основы саморегуляции и способы саморегуляции психического состояния педагога.
- Упражнение «Лимон»
- Упражнение «Воздушный шар»
- 1. Предмет и средства педагогической деятельности.
- 3.Мотивация педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической мотивации
- 3. Виды стилей педагогической деятельности.
- 4.Психологический анализ урока
- Лекция 9 Тема: психология педагогического коллектива (4 часа)
- 1. Организация работы педагогического коллектива
- 2.Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического коллектива.
- 2.Типология педагогических стратегий управления конфликтами.
- 2.Педагогическое общение как взаимодействие
- 2.Анализ воспитательных технологий, их сильные и слабые стороны.
- 2.Роль первого впечатления в формировании образа учителя.
- 3.Ролевые позиции в общении
- 4.Уровни общения
- Лекция 13 Тема: приемы и техника управления учащимися на уроке (2 часа)
- Индивидуальные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, воображения и др.), их учет в учебном процессе.
- 3.Виды педагогических оценок.
- Условия эффективности педагогической оценки
- 1.Взаимосвязь обучения и воспитания
- 2.Психологические механизмы воспитательного воздействия.
- 3.Условия эффективности педагогических требований
- 1.«Я-сообщение»
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 3. Роль коллектива в развитии личности
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 2.Цели и задачи воспитания в педагогической психологии
- 3.Критерии и показатели воспитанности
- 1. Теории воспитания
- 2.Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории
- 3. Концепция воспитания и развития в когнитивной теории
- 4. Концепция развития и воспитания в бихевиористической психологии
- 5. Концепция развития и воспитания в гуманистической психологии
- 6. Концепция развития и воспитания в деятельностной теории
- 7. Системный подход к развитию и воспитанию личности
- 1.Средства и методы воспитания в педагогической психологии.
- 2.Семья как основная форма воспитания.
- 3.Типы и стили родительского воспитания.
- 1.Влияние межличностных отношений в семье на воспитание детей в семье
- 1.Семейные предпосылки развития неврозов у детей
- 2.Коррекция результатов воспитания
- 1.Общепсихологическая основа формирования направлений обучения
- 2.Традиционное обучение. Достоинства и недостатки
- Принципы традиционной и гуманистической парадигмы обучения
- 1.Программированное обучение.
- Групповая дискуссия как метод групповой работы
- 1.Понятие учебной деятельности (уд), ее основные характеристики
- 2.Предметное содержание уд
- 3. Структура уд
- 4.Учебная задача в структуре уд
- 5. Учебные действия в структуре учебной деятельности
- 6. Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности
- 2. Навык в процессе усвоения
- Семинар № 1.