4.Учебная задача в структуре уд
Понятие «задача» имеет свою историю в развитии науки.
М.Я. Басов (1892-1931)рассматривал в психологии задачу одновременно с терминами «действия», «цель», «задание».
По А.Н. Леонтьеву задача - это цель, данная в определенных условиях.
С.Л. Рубинштейн утверждал, что «прежде, чем действовать, надо осознать цель.Но одного осознания недостаточно. «Для осуществления цели необходимо учесть условия, в которых действие должно совершиться. Соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть решена действием.
Сознательное человеческое действие - это сознательное решениезадачи.
Но для совершения действия необходимо, чтобы задача была не только понята, но и принята.
Учебная задача – это основная единица УД. Учебные задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и
т. д.
Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в кот. четко определена лишь часть сведений, а остальное неизвестно. В состав любой задачи входят:
предметная область – объекты, о которых идет речь;
отношения, которые связывают эти объекты;
требования задачи – указания цели решения задачи, т.е. того, что нужно установить в ходе решения.
способ решения – совокупность действий (операций), которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить решение.
Способы решения задачи
Способом решения задачи называется всякая процедура, которая может обеспечить решения данной задачи.
Человек – (решатель задачи) определяет выбор и последовательность операций, общую стратегию решения.
При решении задачи одним способом цель учащегося – найти правильный ответ; а при решении нескольким способами – ему необходимо выбрать наиболее краткое, экономичное решение, а для этого необходимо применение многих теоретических, известных способов, приемов и создание новых способов пригодных для данной ситуации. Т.е. накапливается опыт применения знаний, развиваютсяприемы логического поиска,развиваютсяисследовательские способности.
Для решения задачи субъект-решатель должен располагать совокупностью средств, которые входят в задачу и привлекаются извне.
Средства решения м.быть:
материальными (инструменты, машины);
материализованными (тексты, схемы, формулы);
идеальными (знания, которые привлекаются учащимися).
Ведущими средствами являются идеальные.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Направленность на субъекта. Задача вступает как средство изменения субъекта.
Неоднозначность, неопределенность. Обучающиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий (из-за неумения разобраться в требовании задачи, из-за мотивации).
Для достижения цели требуется решение не одной, а нескольких задач, т.е. для достижения к-л учебной цели требуется набор задач, где каждая занимает отведенное ей место.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ЗАДАЧАМ
Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач.
Задача должна обеспечивать достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных.
Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности.
Средства учебной деятельности, усвоения которых предусматривается в процессе решения задач, должны выступать как прямой продукт деятельности.
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Для создания и решения проблемной ситуации необходимы три условия:
познавательная потребность субъекта;
соотношение данного (известного) и искомого (нового);
определенные физические, интеллектуальные, операциональные возможности решения.
Т.е. учащийся должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которой сам должен найти выход. Проблемная ситуация задается в форме вопроса типа: «Почему?», «Как?», «В чем причина, связь этих явлений?». Проблемная ситуация м.б. разной степени проблемности. При высшей степени учащиеся сами формулируют проблему, сами находят решение, сами контролируют правильность этого решения. При наименьшей степени – учащийся самостоятельно только решает проблему (задачу).
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Первый этап: понимание задачи. Зависит от уровня сложности задачи и возможности (способности) ее решать.
Второй этап: «принятие» задачи. Он должен решить ее для себя, она должна быть личностно значима.
Третий этап: задача вызывать эмоциональное переживание (лучше удовлетворения, чем досады) и желание решить задачу. Задание должно быть сформулировано так, чтобы облегчить понимание задачи: «Проанализируйте», «Объясните, почему», «В чем причина?» …
- 1.Предмет и объект педагогической психологии.
- 2. Задачи педагогической психологии:
- 1.Основные направления современного образования
- 2.Методы исследования в педагогической психологии.
- 2. Этапы развития педагогической психологии.
- 2.Основные тенденции в современном образовании
- 3. S-o и s-s модели обучения
- Литература к теме:
- 1.Психологические требования к личности педагога.
- 2. Общие и специальные способности педагога.
- Свойства учителя
- Учитель как субъект педагогического труда
- 3. Общая характеристика стиля деятельности
- 6. Психологические основы саморегуляции и способы саморегуляции психического состояния педагога.
- Упражнение «Лимон»
- Упражнение «Воздушный шар»
- 1. Предмет и средства педагогической деятельности.
- 3.Мотивация педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической мотивации
- 3. Виды стилей педагогической деятельности.
- 4.Психологический анализ урока
- Лекция 9 Тема: психология педагогического коллектива (4 часа)
- 1. Организация работы педагогического коллектива
- 2.Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического коллектива.
- 2.Типология педагогических стратегий управления конфликтами.
- 2.Педагогическое общение как взаимодействие
- 2.Анализ воспитательных технологий, их сильные и слабые стороны.
- 2.Роль первого впечатления в формировании образа учителя.
- 3.Ролевые позиции в общении
- 4.Уровни общения
- Лекция 13 Тема: приемы и техника управления учащимися на уроке (2 часа)
- Индивидуальные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, воображения и др.), их учет в учебном процессе.
- 3.Виды педагогических оценок.
- Условия эффективности педагогической оценки
- 1.Взаимосвязь обучения и воспитания
- 2.Психологические механизмы воспитательного воздействия.
- 3.Условия эффективности педагогических требований
- 1.«Я-сообщение»
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 3. Роль коллектива в развитии личности
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 2.Цели и задачи воспитания в педагогической психологии
- 3.Критерии и показатели воспитанности
- 1. Теории воспитания
- 2.Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории
- 3. Концепция воспитания и развития в когнитивной теории
- 4. Концепция развития и воспитания в бихевиористической психологии
- 5. Концепция развития и воспитания в гуманистической психологии
- 6. Концепция развития и воспитания в деятельностной теории
- 7. Системный подход к развитию и воспитанию личности
- 1.Средства и методы воспитания в педагогической психологии.
- 2.Семья как основная форма воспитания.
- 3.Типы и стили родительского воспитания.
- 1.Влияние межличностных отношений в семье на воспитание детей в семье
- 1.Семейные предпосылки развития неврозов у детей
- 2.Коррекция результатов воспитания
- 1.Общепсихологическая основа формирования направлений обучения
- 2.Традиционное обучение. Достоинства и недостатки
- Принципы традиционной и гуманистической парадигмы обучения
- 1.Программированное обучение.
- Групповая дискуссия как метод групповой работы
- 1.Понятие учебной деятельности (уд), ее основные характеристики
- 2.Предметное содержание уд
- 3. Структура уд
- 4.Учебная задача в структуре уд
- 5. Учебные действия в структуре учебной деятельности
- 6. Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности
- 2. Навык в процессе усвоения
- Семинар № 1.