2. Этапы развития педагогической психологии.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ–самостоятельная, междисциплинарная отрасль знания, основанная на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики.
Анализ становления и развития педагогической психологии помогает понять сущность и специфику предмета ее исследования.
Становление и развитие педагогической науки можно представить 3 этапами.
1 этап–с середины XVII до конца XIX вв. –общепедагогический (необходимо психологизировать педагогику). Связан с именами Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Иоганном Песталоцци, Адольфом Дистервегом, К.Д.Ушинским, П.Ф.Каптеревым.
Рассматривались проблемы:
1.связь развития, обучения и воспитания;
2.творческая активность ученика;
3.способности ребенка и их развитие;
4.роль личности учителя;
5.организация обучения и др.
2 этап–конецXIX–серединаXXвв.педагогическая психология начинает оформляться в самостоятельную отрасль, ориентируясь на результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Пед.психология развивается одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных педагогических систем (система Марии Монтессори, Вальдорфская школа). Разрабатываются собственно психологические проблемы, особенности запоминания, развития речи, развитие интеллекта, особенности выработки навыков (Бине А., Б.Анри, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже).
2 этап развития пед.психологии ознаменовался:
1выделением ПП в самостоятельную отрасль науки;
2. широким использованием тестовой психодиагностики;
3.распространением школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ;
4. возникновением педологии;
5. попыткой научной рефлексии образовательного процесса.
3 этап–серединаXIXв. по настоящее время –создание психологических теорий обучения. (т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии).
1954 –Б.Скиннер –идея программированного обучения;
50-е годы – П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина –теория поэтапного формирования умственных действий;
60-е годы XXв. Л.Ланда –алгоритмизированное обучение;
В.Оконь, М.Махмутов –система проблемного обучения;
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов – теория развивающего обучения, которая реализовалась в практике в развивающей системе Л.В.Занкова.
Лекция 3
Тема: КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (4 часа)
План.
Связь ПП с другими науками. Педагогическая психология междисциплинарная отрасль научного знания.
История становления педагогической психологии.
1. СВЯЗЬ ПП С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
В современной науке просматриваются тенденции интеграции и дифференциации научных отраслей.
Связь ПП с другими науками:
Конкретная отрасль общепедагогического знания, которая находится в центре научного знания;
ПП связана с другими науками, в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию – это передача социокультурного опыта;
Предметом изучения является сам человек (т.о. связь с общей психологией, педагогикой, физиологией, философией, лингвистикой, социологией);
Как часть общепедагогического знания формируется на знаниях
о психологии развития,
о движущих силах развития;
индивидуальных и половозрастных особенностях человека;
личностном становлении и развитии.
Связь с другими отраслями психологического знания: социальной психологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией. Наиболее тесно связана с возрастной психологией общностью объекта этих наук (в возрастной психологии – развивающийся человек).
Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека.
ПП изучает факторы и условия формирования психических новообразований под воздействием образования.
Все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей, находящегося под воздействием образовательного процесса. Но и возрастная и педагогическая психологии основываются на знании общей психологии, которая
вскрывает общие психологические закономерности,
изучает психические процессы, психические состояния, индивидуально-психические особенности уже сложившегося человека.
Лекция 4 КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)
План:
1.Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.
2.Основные тенденции в современном образовании.
3.Субъект-объектные и субъект-субъектные модели обучения
1. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПП развивается в общем контексте научных представлений о человеке.
Рассмотрим общие психологические течения и концепции, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса.
Ассоциативная психология(серединаXVIIIи до концаXIXвв.) – определены типы, психологические механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. Изучая ассоциации изучали особенности памяти, научения. Основы ассоциативной трактовки психики были заложены Аристотелем (384-322 гг.до н.э.), он ввел понятие «ассоциация», ее типов, разграничил два вида разума (нуса): теоретический и практический.
Эмпирические данные экспериментовГ.Эббингауза (1885) по исследованию процесса забывания, полученная кривая забывания, организации упражнений.
Прагматическая функциональная психология У.Джемса (конец 19- начало 20 века). и Дж.Дьюи:
– приспособительные реакции,
адаптация к среде,
активность организма;
выработка навыков.
Теория проб и ошибок Э.Торндайка ( конец 19- начало 20 вв).
сформулировавшего основные законы научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности. Описавшего кривую научения и основанные на этих данных тесты достижений.
Бихевиоризм Дж.Уотсона(1912-1920) инеобихевиоризм Э.Толмена, К.Халла, Б.Скиннера (1-я половина 20 века).
Концепция оперантного поведения (Б.Скиннера) и практика программированного обучения. Разработка целостной концепции научения.
Гальтон Ф.(конец 19 века) в области измерения сенсомоторных функций, положило начало тестированию (анкетирование, оценочные шкалы Ф.Гальтон применил первым), использование математической статистики, умственные тесты Дж.Кеттела.
Интеллектуальные тесты Бине и Симона(индивидуальное и групповое тестирование) (1904-1911). Впервые использован коэффициент интелл. развития как отношение умственного возраста к фактическому.
Гальтон первые свои измерения 91884) начинал в системе образования, Дж. Кэттел (1890) в Америке тестировал студентов колледжей. Первая шкала Бине-Симона была создана во Франции по инициативе Министерства образования (1905). Тесная связь психологии и образования.
Психоанализ З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, Э.Фромма, на (конец 19 и весь 20 век.).Разрабатывались
категории бессознательного,
психологической защиты,
психологических комплексов,
стадиальность развития «Я»,
свободы,
экстраверсии,
интроверсии.
Гештальпсихология(Вертгеймер М., В.Келер, К.Коффка – начало 19 века). Концепция стадиального развития интеллекта Ж.Пиаже;(понятие инсайта, мотивация, интериоризация). Теория поля К.Левина.
Операциональная концепция Ж.Пиаже (20-е годы 20 века)
Основная теория развития интеллекта, мышления(разрабатывались понятия – социализация, центрация, специфичность адаптации и др.
Когнитивная психология(60-80 гг. -20 века) (акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях).
Гуманистическая психология (60-90 е годы 20 века) А.Маслоу, К.Роджерс.
- пирамида потребностей,
- категория фасилитации (облегчение и активизация). В центе пед. процесса – ученик, гуманистический подход в обучении.
На развитие отечественной психологии оказали влияние работы отечественных ученых: - И.М. Сеченова, И.П.Павлова, К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, П.П.Блонского и др.
Особое место по воздействию на практически все отечественные педагогические концепции занимает Педагогическая Антропология К.Д.Ушинского (1824-1870) (воспитывающий характер обучения, деятельная природа человека).
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934) – теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие, ввел понятие уровней развития, «зоны ближайшего развития» и др.
Концепция деятельности М.Я.Басоваитеория деятельностиА.Н.Леонтьеваи др. оказали влияние на психолого-педагогическое осмысление образовательного процесса, развитие педагогической психологии.
Сформировавшиеся в отечественной психологии в середине 20 столетия теории, концепции, трактовки учения, учебной деятельности внесли вклад в осмысление педагогической практики (Талызина Н.Ф., Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К. Маркова, Л.В.Занков, Л.Н.Ланда и др.).
Литература:
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. –М.: Логос, 2003. -384 с.
Столяренко Л.Д. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003. -544с.
- 1.Предмет и объект педагогической психологии.
- 2. Задачи педагогической психологии:
- 1.Основные направления современного образования
- 2.Методы исследования в педагогической психологии.
- 2. Этапы развития педагогической психологии.
- 2.Основные тенденции в современном образовании
- 3. S-o и s-s модели обучения
- Литература к теме:
- 1.Психологические требования к личности педагога.
- 2. Общие и специальные способности педагога.
- Свойства учителя
- Учитель как субъект педагогического труда
- 3. Общая характеристика стиля деятельности
- 6. Психологические основы саморегуляции и способы саморегуляции психического состояния педагога.
- Упражнение «Лимон»
- Упражнение «Воздушный шар»
- 1. Предмет и средства педагогической деятельности.
- 3.Мотивация педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической мотивации
- 3. Виды стилей педагогической деятельности.
- 4.Психологический анализ урока
- Лекция 9 Тема: психология педагогического коллектива (4 часа)
- 1. Организация работы педагогического коллектива
- 2.Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического коллектива.
- 2.Типология педагогических стратегий управления конфликтами.
- 2.Педагогическое общение как взаимодействие
- 2.Анализ воспитательных технологий, их сильные и слабые стороны.
- 2.Роль первого впечатления в формировании образа учителя.
- 3.Ролевые позиции в общении
- 4.Уровни общения
- Лекция 13 Тема: приемы и техника управления учащимися на уроке (2 часа)
- Индивидуальные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, воображения и др.), их учет в учебном процессе.
- 3.Виды педагогических оценок.
- Условия эффективности педагогической оценки
- 1.Взаимосвязь обучения и воспитания
- 2.Психологические механизмы воспитательного воздействия.
- 3.Условия эффективности педагогических требований
- 1.«Я-сообщение»
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 3. Роль коллектива в развитии личности
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 2.Цели и задачи воспитания в педагогической психологии
- 3.Критерии и показатели воспитанности
- 1. Теории воспитания
- 2.Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории
- 3. Концепция воспитания и развития в когнитивной теории
- 4. Концепция развития и воспитания в бихевиористической психологии
- 5. Концепция развития и воспитания в гуманистической психологии
- 6. Концепция развития и воспитания в деятельностной теории
- 7. Системный подход к развитию и воспитанию личности
- 1.Средства и методы воспитания в педагогической психологии.
- 2.Семья как основная форма воспитания.
- 3.Типы и стили родительского воспитания.
- 1.Влияние межличностных отношений в семье на воспитание детей в семье
- 1.Семейные предпосылки развития неврозов у детей
- 2.Коррекция результатов воспитания
- 1.Общепсихологическая основа формирования направлений обучения
- 2.Традиционное обучение. Достоинства и недостатки
- Принципы традиционной и гуманистической парадигмы обучения
- 1.Программированное обучение.
- Групповая дискуссия как метод групповой работы
- 1.Понятие учебной деятельности (уд), ее основные характеристики
- 2.Предметное содержание уд
- 3. Структура уд
- 4.Учебная задача в структуре уд
- 5. Учебные действия в структуре учебной деятельности
- 6. Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности
- 2. Навык в процессе усвоения
- Семинар № 1.