2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
Педагогическое требование должно быть доведено до логического конца;
Педагогическое требование должно носить позитивный характер и лишь в исключительном случае - характер запрета, которое используют, когда ребенку угрожает опасность;
Положительные требования содержат указание на деятельность, которую следует выполнить, реализуют энергию ребенка в позитивное начало, а отрицательные – перекрывают выход.
Отрицательные требования не указывают, что нужно делать, а лишь накладывают запрет на деятельность.
Педагогическое требование должно быть инструктивными (одновременно с требованием дается инструкция).
Педагогическое требование должно быть доступным пониманию ребенка на данном этапе его развития.
При предъявлении требования, следует опираться на положительные качества воспитанника, которые обеспечивают успех деятельности.
Замечание лучше осуществлять в виде «Я-сообщений». Воспитатель не дает отрицательную оценку, а выказывает свое отношение к нему.
Отрицательную оценку лучше давать наедине, без свидетелей. Эффект поощрения возрастает при его публичности. Используя похвалу публично, не противопоставлять ребенка другим!
Ни поощрения, ни наказания не должны запаздывать, т.к. ребенок до 11-12 лет легко забывает о своих поступках.
Прежде, чем наказывать ребенка, необходимо разобраться в мотивах поступка.
Наказывать лучше лишением доли поощрения.
Поощрение и наказание должно быть достаточно значимым для ребенка.
Необходимо объяснять причины наказания или поощрения.
Наказание не должно быть частым, иначе станет привычным.
Любые положительные изменения после наказания должны поощряться.
При коллективном проступке должна определяться вина каждого. При поощрении – коллектива, необходимо отмечать вклад каждого.
Лекция 15
ТЕМА: СООТНОШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (продолжение)
- 1.Предмет и объект педагогической психологии.
- 2. Задачи педагогической психологии:
- 1.Основные направления современного образования
- 2.Методы исследования в педагогической психологии.
- 2. Этапы развития педагогической психологии.
- 2.Основные тенденции в современном образовании
- 3. S-o и s-s модели обучения
- Литература к теме:
- 1.Психологические требования к личности педагога.
- 2. Общие и специальные способности педагога.
- Свойства учителя
- Учитель как субъект педагогического труда
- 3. Общая характеристика стиля деятельности
- 6. Психологические основы саморегуляции и способы саморегуляции психического состояния педагога.
- Упражнение «Лимон»
- Упражнение «Воздушный шар»
- 1. Предмет и средства педагогической деятельности.
- 3.Мотивация педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической мотивации
- 3. Виды стилей педагогической деятельности.
- 4.Психологический анализ урока
- Лекция 9 Тема: психология педагогического коллектива (4 часа)
- 1. Организация работы педагогического коллектива
- 2.Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического коллектива.
- 2.Типология педагогических стратегий управления конфликтами.
- 2.Педагогическое общение как взаимодействие
- 2.Анализ воспитательных технологий, их сильные и слабые стороны.
- 2.Роль первого впечатления в формировании образа учителя.
- 3.Ролевые позиции в общении
- 4.Уровни общения
- Лекция 13 Тема: приемы и техника управления учащимися на уроке (2 часа)
- Индивидуальные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, воображения и др.), их учет в учебном процессе.
- 3.Виды педагогических оценок.
- Условия эффективности педагогической оценки
- 1.Взаимосвязь обучения и воспитания
- 2.Психологические механизмы воспитательного воздействия.
- 3.Условия эффективности педагогических требований
- 1.«Я-сообщение»
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 3. Роль коллектива в развитии личности
- 2.Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по э. Берну)
- 2.Цели и задачи воспитания в педагогической психологии
- 3.Критерии и показатели воспитанности
- 1. Теории воспитания
- 2.Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории
- 3. Концепция воспитания и развития в когнитивной теории
- 4. Концепция развития и воспитания в бихевиористической психологии
- 5. Концепция развития и воспитания в гуманистической психологии
- 6. Концепция развития и воспитания в деятельностной теории
- 7. Системный подход к развитию и воспитанию личности
- 1.Средства и методы воспитания в педагогической психологии.
- 2.Семья как основная форма воспитания.
- 3.Типы и стили родительского воспитания.
- 1.Влияние межличностных отношений в семье на воспитание детей в семье
- 1.Семейные предпосылки развития неврозов у детей
- 2.Коррекция результатов воспитания
- 1.Общепсихологическая основа формирования направлений обучения
- 2.Традиционное обучение. Достоинства и недостатки
- Принципы традиционной и гуманистической парадигмы обучения
- 1.Программированное обучение.
- Групповая дискуссия как метод групповой работы
- 1.Понятие учебной деятельности (уд), ее основные характеристики
- 2.Предметное содержание уд
- 3. Структура уд
- 4.Учебная задача в структуре уд
- 5. Учебные действия в структуре учебной деятельности
- 6. Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности
- 2. Навык в процессе усвоения
- Семинар № 1.