39. К.Д.Ушинский о педагогической науке и искустве воспитания.
--------------------------------------------------
К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве
В статье « О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Ни
медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле
этого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика – не
наука, а искусство».
В конце 19 в. нередко можно было услышать суждения, будто ни кто другой,
как сам Ушинский отказывал Педагогике в праве называться наукой. Однако
сам Ушинский рассматривал этот вопрос достаточно обстоятельно.
К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практической
учебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых
шагов на научно-педагогическом поприще, в самых первых своих
педагогических трудах, к которым относятся: «Лекции о камеральном
образовании» (1846-1848), «О пользе педагогической литературы»(1857), «О
народности в общественном воспитании» (1857), а также во всех тех
работах, где им исследовались различные факторы и средства, которые
могут быть использованы в целенаправленной учебно-воспитательной
деятельности.
В своих работах Ушинский говорил, что предмет 0всех наук и каждой из них
в отдельности не остается постоянным, но является исторически
изменчивым.
Он не соглашался с теми немецкими философами и психологами, которые все,
что только можно представить в систематическом изложении, называли
наукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практической
деятельностью, а правила именовались законами. Ушинский считал, что
главным признаком науки должен служить ее предмет исследований,
завершающихся открытием истины, вытекающей из самой сущности вещей.
Ушинский так же говорил: «возле всякой науки может образоваться
искусство, которое будет показывать, каким образом человек, может
извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила
пользования наукой не составляют еще науки…»
Для доказательства своей точки зрения Ушинский приводил аргументы,
согласно которым искусство практического приложения выводов науки может
состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил,
определяемых произвольными желаниями человека. Выводы науки имеют вполне
объективный характер, тогда как в искусстве их практического применения
преобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могут
изменяться в зависимости от воли и желания человека, «истины науки не
изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в
том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более
глубоким, или, что все равно, приближается более и боле к сущности
предмета».
В отличии от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, что
педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать
педагогику и медицину искусством лишь на том основании, что они изучают
практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно
считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике,
перестает быть наукой и становится искусством.
Н.К. Гончаров считал, что Ушинский не проявлял последовательности в
решении вопроса о педагогике как науке или искусстве.
Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики как
искусства воспитания – с другой, имело место в тех случаях, когда
Ушинский раскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не
преследовали других целей, кроме изучения сущности предметов и явлений,
изучения закономерных, объективных, от воли человека независящих связей
между предметами явлениями. Смысл противопоставления искусства
воспитания таким наукам при этом заключался в указании на практические
задачи и цели педагогики – совершенствование воспитательной деятельности
на научной основе.
Официальной педагогике , которая основывалась на божественном
откровении, он противопоставлял свое понимание связи искусства
воспитания с действительной, а не мифологической наукой о человеке,
которая одна только и должна служить основанием практической
педагогической деятельности.
Для педагогики представляют интерес науки, «из которых почерпает знания
средств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которых
изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не
в мечтательных, но в действительных явлениях».
К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласно
которому педагогика должна быть «собранием фактов, группированных на
столько, насколько позволяют сами эти факты».
К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открывает
факты и законы, но не занимается разработкой их приложения и
практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом
отношении.
Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех
проявлениях его природы со специальным приложением к искусству
воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том,
чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера,
который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы
человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему
возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Зарождение воспитания в опыте человечества.Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.
- 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
- 6. Воспитание и образование в Западной Европе в периол средневековья V-Xвв.
- 2. Эразм Роттердамский как идеолог реформационного движения, проповедник нового подхода к образовательно-воспитательной работе.
- 3. Воспитательные идеалы французского педагога-гуманиста Франсуа Рабле.
- 4. Мишель Монтень и его теория развивающее воспитательного обучения.
- 5. Социально-педагогическая утопия Томаса Мора и Томаззо Кампанеллы.
- 10. Возникновение педагогической системы.
- 14. Концепция воспитания д.Локка, пути ее реализации:содержание и методы
- 15. Концепция естественного и свободного воспитания ж.Ж.Руссо.
- 17. Педагогические идеи французских просветителей xviiIв. (Вольтер,к.А.Гельвеций,д.Дидро)
- 18. Гуманистическое направление педагогической деятельности и.Г.Песталоцци.
- 2.1 Основные положения педагогической теории г.Песталоцци
- 2.2 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования
- 19. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории ф.В.А.Дистервега.
- 1.2. Жизненный и творческий путь а. Дистервега
- 3 Октября 1848, в министерство Раумера, были изданы знаменитые “три
- 2. Принцип культуросообразности означает организацию
- 3. Принцип самодеятельности
- 2.2. Дидактические правила
- 20. Сущность педагогической теории и.Ф.Гербарт и его педагогическая система.
- 21. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во второй половине xiXв.
- 22. Основные педагогические течения конца XIX-начала xXвв. О воспитании и
- 23. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения
- 3.2. Основные течения в педагогике
- 3.3. Итоги школьных реформ к середине XX в.
- 3.4. Попытки модернизации общеобразовательной школы
- 26. Педагогическая деятельность и взглояды я.Корчака
- 6 Августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.
- 27. ВОспитание у древних славян и в Киеском государстве.
- 29. Просвещение и школа в Московском государстве в XVI-XvIIвв.
- 30. Развитие Педагогической мысли в Беларуси в XIV-XVII вв. Ф.Скорина и с.Полоцкий,их педагогические идеи и деятельность.
- 1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.
- 2.2 Создание государственной системы образования
- 3.2 Классики российской педагогики XIX в. (к.Д. Ушинский, в.И. Водовозов, л.Н. Толстой, п.Ф. Лесгафт, в.П. Острогорский, п.Ф. Каптерев) и их вклад в развитие педагогической науки
- 4.2 Представители творческой педагогики советского периода (с.Т.Шацкий, п.П.Блонский, а.С.Макаренко, в.А.Сухомлинский) и их роль в обогащении теории и практики воспитания
- 4.3 Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. И проблематика их научных исследований
- 5.3 Белорусские педагоги XX в. И их исследования в области обучения и воспитания
- 31. Просвещение и школа в России в п
- 33. Педагогическая мысль во второй половине XVIII ы. (и.И.Бецкой,ф.И.Янкович,
- 34. Школьные реформы в России в первой половине XIX в. СОздание государственной
- 35. Состояние школьного дела в Беларуси в первой половине xiXв.
- 36. Представители революционно-демократического направления в педагогической
- 37. Общественно-педагогическое движение в России в 60-е гг. XiXв.
- 38. Развитие теории "свободного воспитания" в России во второй половине XIX-начале хх вв.(л.Н.Толстой,к.Н.ВЕнтцель).
- 39. К.Д.Ушинский о педагогической науке и искустве воспитания.
- 42. Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской
- 43. Система образования в России во второй половине XIX начале хХвв.
- 44. Возникновение и развитие советской системы образования(1917-1930гг.)
- 1 См.: Григорьев п.Н. Революция во внешкольном образовании. — м., 1919; Ислентьев н.Е, Козлов в.Н. Комсомол - шеф Всевобуча. - м., 1921.
- 45. Становление советской системы образования в зо-е гг. ХХв.Унификация
- 47. Педагогические новаторство а.С.Макаренко.Теория коллектива.
- 48. Просвещение и школа в Беларуси во второй половине xiXв.-начале хХв.
- 51.Система образования в Республике Беларусь в конце хх-начале ххIвв.
- 52. Модернизация системы образования в мире в начале ххiXвв.