1 См.: Григорьев п.Н. Революция во внешкольном образовании. — м., 1919; Ислентьев н.Е, Козлов в.Н. Комсомол - шеф Всевобуча. - м., 1921.
изменения в росте культуры, грамотности чувашей после революции 1917 гЛ
Более взвешенные оценки необходимо отнести ко второму периоду (1920-е годы). Здесь уже присутствовали взвешенные суждения, имеется относительно объективный сравнительный анализ вновь созданной советской школы и дореволюционной. К этому периоду можно отнести обобщающую работу Е.Н. Медынского3, в которой он охарактеризовал сущность и последствия государственной политики в области школьного дела.
Другие авторы также стремились отметить успехи новой системы образования и выделить ее преимущества в сравнении с дореволюционной. Первые попытки обобщить изученный материал о деятельности начальных школ на территории РСФСР были предприняты во второй половине 20-х гг. Так, в сборниках, изданных под редакцией Г.Г. Мансурова и М.С. Эпштейна, делается попытка обобщить приобретенный за десятилетие опыт формирования начальных школ советского типа с преподаванием на родном языке4.
В решении исследовательских проблем истории школьного просвещения немаловажное значение имеют статьи ряда ученых (А. Титова, А. Трофимова, А. Иванова, М. Сергеева, В. Иварбеева и др.) в журнале Наркомпроса «Народное просвещение». Педагогический журнал, выходивший на чувашском языке с 1926 по 1933 гг., освещал вопросы развития школьного просвещения в Симбирском, Мордовском и Чувашском крае, ликвидации безграмотности населения.
Особенностью этого периода историографии, который отделяет его от последующих, было стремление показать деятельность местного
Никольский Н.В. Основы инородческого просвещения. - Казань., 1919.
3 Медынский Е.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. В 3 томах. - М., 1924-1930.
4 Вопросы всеобщего обучения среди нацменьшинств / Под ред. Г.Г.Мансурова и М.С.Эпштейна. Вып. 3. - М., - Л., 1927.
7
школьного руководства по проведению реформы образования, насколько это было возможным, правдиво и объективно, без «фальсификаций» и недоговоренностей.
Характерным для авторов 20-х гг. был показ позитивной роли коммунистической партии, ее борьбы за улучшение жизни народа. Школа в этом процессе занимала одно из видных мест. Учительский корпус выступал как революционная сила, преданная идеалам ленинской партии и рабочего класса. Несмотря на некоторую тенденциозность, исследования содержали значительный фактический материал.
К третьему периоду историографии относятся труды, изданные в 1930-1950-е годы (до «оттепели»). Здесь вся оценка школьных преобразований осуществлялась исключительно в рамках партийно-государственного подхода, нашедшего свое полное выражение в «Кратком курсе истории ВКП(б)», когда все то, что было связано с дореволюционной начальной школой объявлялось «реакционным», «антинародным», а об ошибках, допущенных в ходе проведения реформы начальной школы вообще было запрещено упоминать.
Специфика этих материалов - отсутствие ссылок на источники, обилие цифр и отражение, главным образом, только успехов советской школы. Поэтому они требуют критического осмысления. Ценность их заключается в том, что авторы сопоставляют дореволюционную и советскую общеобразовательные системы, что позволяет провести некоторый сравнительный анализ. Оценка работы дореволюционных школ в большинстве случаев дается в соответствии с идеологическими штампами того времени.
С середины 30-х гг. появляются работы интеллектуально-исследовательского характера. В работе О. Гительта справедливо отмечается, что новые советские школы создавались без учета материальных возможностей, без какого-либо плана. Критически освещены школьные программные эксперименты. Поскольку работа охватывает боль-
8
шой регион, в ней раскрываются лишь общие аспекты региональной школьной политики, поэтому история начальных школ излагается в самой краткой, фрагментарной форме5.
Многие работы этого периода, характеризующегося обилием новых постановлений о школе, отличаются чрезмерным восхвалением роли правящей партии и лично Сталина в развитии образования. В них замечается уклон в сторону переоценки движения по политехнизации школы. Среди них следует назвать труды Н. Константинова, А.П. Пинкевича6.
Начиная с середины-конца 1950-х гг. и до начала перестройки вышедшую литературу и публикации можно отнести к четвертому периоду, когда появились более взвешенные оценки по истории преобразований начальной школы, в которых иногда проскальзывала глухая критика проводимой политики в отношении школ и учительского состава в послереволюционные годы. Авторы указывали на отдельные недостатки, которые имели место при проведении школьной реформы, однако при этом не подвергали никакому сомнению правильность и безальтернативность проводимой политики.
Предметом научного интереса стали вопросы становления развития школьного образования. В этот период историческая наука испытывала на себе влияние некоторой либерализации. Рубежным событием можно считать 1956 г. - год XX съезда КПСС. Партийный контроль за содержанием исторических исследований несколько ослаб. Был открыт ряд архивов, разрешен доступ к материалам, ранее недоступным для исследователей. Однако принципиально ничего не изменилось. Несмотря на то, что тематика работ по проблемам школьного образования и источниковая база расширились, анализ, содержащий критическое осмысление партийных
5 Гительт О. Советская начальная и средняя школа за 15 лет Октября
/Библиография/.-М., Л., 1932.
6 См.: Константинов Н. О1
Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. - Харьков., 1930.
6 См.: Константинов Н. Очерки истории средней школы. - М, 1947;
9
решений в образовательной области, не допускался. По-прежнему весь период становления всеобщего школьного образования делился на этапы, определяемые социальными конфликтами, в этом едином процессе не признавалась преемственность. В этот период наибольшую известность получили труды А.Н. Веселова, Н.М. Катунцева, В.А. Куманева и др.7. Своеобразной вехой явилась коллективная монография «Очерки истории школы и педагогической мысли в СССР»8.
Наряду с расширением изучаемых тем и источниковой базы исследования дальнейшее развитие в исследованиях 50-х - середины 80-х гг. получает партийно-историческая тематика. Вопросы обучения и воспитания рассматривались в контексте революционной борьбы и общественного движения. Идеологическая заданность нередко превалировала над собственно научными задачами и снижала качество работ. Знаковыми работами подобного рода можно назвать и некоторые другие труды, вышедшие в 60-е - первой половине 80-х гг., в которых рассматривается в различных аспектах динамика развития школьной сети в СССР, подготовка учительских кадров, развитие материальной базы вновь созданной советской начальной школы9.
Исторически расширяли научную базу исследований, включая в нее все новые и новые темы. Много внимания уделялось дореволюционной
7 См.: Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. - М., 1961; Катунцев Н.М. Роль рабочих факультетов в формировании кадров народной интеллигенции в СССР. - М., 1966; Куманев В.А. Социализм и народная грамотность. - М., 1967.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVII -первая половина XX века. - М., 1973.
9 См.: Ахмеров З.С7 Н.К.Крупская и народное образование в многонациональном Среднем Поволжье. - Казань., 1968; Дейнеко М.М. 40 лет народного образования в СССР. - М., 1957; Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики в 1920-1930-е годы. - М., 1967; Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931 гг. - М., 1961; Штамм СИ. Управление народным образованием в СССР. 1917-1936 гг. - М., 1986.
10
системе обучения. Увеличилось число трудов обобщающего характера. Предметом глубокой разработки стали вопросы культуры. Вместе с тем в работах, выполненных в соответствии с требованиями советской историографии, лежал отпечаток жестких методов, не всегда учитывающих адекватность состояния школьного образования потребностям общества. Практическая деятельность местных и первичных партийных организаций представлялась как последовательное осуществление партийной политики и преодоление объективных противоречий и субъективизма отдельных педагогических коллективов и учителей в работе с детьми и подростками. Следствием этого явился схематизм в изложении, приоритет передового опыта над недостатками, отсутствие критического анализа деятельности коммунистов по вопросам школы. И, как следствие, переоценка (весьма скромных) достижений в области образования и воспитания подрастающих поколений.
В трудах А.Д. Калинина, Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаева рассматриваются темы школьной жизни в первые послереволюционные годы. Однако для изданий этого времени характерен иллюстративный подход к оценке самих явлений. Авторы ставят перед собой цель - представить читателю общую картину работы школы. Рассмотрение политики в области народного образования, деятельность руководящих партийных и государственных структур не являются предметом исследования10.
В советский период появился ряд монографических исследований, коллективных трудов, посвященных подготовке педагогических кадров в стране. Крупным вкладом в историю педагогического образования явилась
10 См.: Калинин А.Д. Народное образование в СССР. - М.: Педагогика, 1972; Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф. История педагогики. - М., 1982; Шабаев М.Ф. Очерки по истории школы и педагогической мысли в СССР / XVIII - первая половина XIX века. — М., 1973; Медынский Е.Н. Просвещение в СССР. - М., 1955.
11
монография Ф.Г. Паначина11. Автор определил важнейшие этапы становления и развития системы подготовки педагогических кадров в первые годы советской власти, а также формы и методы повышения квалификации педагогических кадров в рассматриваемый период. В работе также раскрываются актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации кадров в первой четверти XX в., показаны тенденции развития. Ряд глав посвящены изучению дореволюционных учительских институтов. В 1970 г. вышла книга «Народное образование в РСФСР» под редакцией М.П. Кашина и Е.М. Чехариной об успехах народного образования и общеобразовательной школы в Российской Федерации за годы советской власти, где также подробно рассматриваются проблемы зарождения и становления новой советской начальной школы12.
В историко-партийных рамках направления отечественной историографии тематика исследований преобразований начальной школы в первый период Советской власти включала в себя следующие направления: роль Коммунистической партии в культурном строительстве13, политико-воспитательная работа большевиков по привлечению дореволюционного учительства и формированию у них коммунистического мировоззрения, борьба партии с проявлениями инакомыслия в педагогической среде14.
С началом перестройки начинается пятый период в историографии темы направленность публикаций несколько меняется. Политика управленческих структур и местных органов власти подверглась резкой критике, нередко огульной и несправедливой. Многие положительные стороны проведения преобразований начальной щколы в послереволюционный период многие авторы старались просто не замечать.
11 Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. - М., 1975.
См.: Народное образование в СССР / Под ред. М.П.Кашина и Е.М.Чехариной. - М., Просвещение, 1970.
13 Бибанов Т.П. Деятельность КПСС по развитию и совершенствованию общеобразовательной школы Российской Федерации: Автореф. дис...канд.пед. наук.-М., 1971;
14 КПСС во главе культурной революции в СССР. - М., 1972.
12
В этой связи заслуживает внимания монография Т.С. Сергеева «Культура Советской Чувашии», изданная в 1989 году, где автор затрагивает преобразования советской школы и школьной политики в начальный период Советской власти и влияние проводимых реформ на социокультурные отношения в региональной советской школе15.
Непосредственное отношение к теме имеет историческое исследование Л.Н. Денисовой, в котором анализируются проблемы и негативные явления введения всеобщего начального образования на селе в период становления и упрочения Советской власти, рассмотрен вопрос о материальной базе сельской школы и обеспечении их педагогическими кадрами, показана организация обучения рабочей молодежи, поиск форм трудового воспитания учащихся1 .
В монографии З.Г. Дайча «Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства; перспективы развития» анализируется состояние разработки партийно-государственной школьной политики в целом в исторической и обществоведческой литературе, проблемы методологии изучения школьного дела. Автор рассматривает проблему «социалистической» перестройки дореволюционной школы, избежав сложившихся стереотипов. На большом фактологическом материале показаны негативные последствия монополизации процесса обучения и воспитания. Исходя из имеющегося опыта и перспектив дальнейшего развития страны, автор рассматривает концептуальные подходы к формированию школьного строительства. Критический анализ в осмыслении проблем школьного дела всего периода советской истории делает работу значимой для науки17.
15 Сергеев Т.С. Культура Советской Чувашии. — Чебоксары., 1989.
16 Денисова Л.Н. Всеобщее среднее образование и социальный прогресс села. -М., 1988.
17 Дайч З.Г. Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития / Под ред. Л.В.Кривцуна. - М., 1991.
13
После распада СССР и образования независимого Российского государства начинается шестой период историографии. Позицию авторов, выпустивших свои монографии и публикации по рассматриваемой проблеме, нельзя назвать однозначной.
Спектр представленных мнений разделился. В исследованиях 90-х годов особый интерес представляют работы исследователей И.А. Гараевской, В.А. Куманева, Н.В. Котряхова, Л.Я. Холмса,
Т.В. Дорофеевой, А.Г. Иванчина, В.Г. Тищенко, которые проявили интерес к вопросам взаимоотношения интеллигенции и власти18. Историки обращаются к проблемам качественного аспекта подготовки учительских кадров, положению учительства, процессам эволюции советской школьной политики, проникновению сталинизма во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе в систему школьного образования.
Тенденция отхода от доминирующей в советской историографии исследовательской парадигмы в виде марксистско-ленинской методологии, являвшейся основой всех трудов по гуманитарным наукам, особенно прослеживается в работах З.Г. Дайча, Г.Б. Корнетова и сборнике статей под редакцией Э.Д. Днепрова19.
В этих трудах предпринимается попытка уйти от прежних стереотипов и конъюнктурных предпочтений. Авторы стремятся расширить методологическую базу исследований, отказаться от монополии на научную истину. В исследованиях последних лет заменена описательная
18 Гараевская И.А. «Мы будем штамповать интеллигентов... // Высшее образование в России. - 1994. - № 2; Куманев В.А. 1920-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. - М., 1991.
19 См.: Учитель и общество - Саранск., 1993; Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века. — СПб., 1993; Дайч З.Г. Школьная политика в РСФСР: Уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития. - М., 1987; Корнетов Г.Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода. — М., 1993; Днепров Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX- начало XX вв.). - М, 1993.
14
история исследуемых проблем воссозданием целостной картины исторического процесса, выявлены закономерности его развития.
На современном этапе историографии исследователи попытались избежать общих, характерных для предшествующего периода, недостатков в изучении истории народного образования. В работах М.В. Богуславского, В.А. Власова, Р.Б. Вендеровской, Б.С. Гершунского, З.И. Равкина и других исследователей поставлен вопрос о преемственности дореволюционного и советского периодов развития народного образования. Советская система образования создавалась не на пустом месте, как считалось ранее. Она имела своей предшественницей систему образования, созданную в России до революции. Следует отметить, что в начальный период Советской власти в развитии образования был сделан шаг назад и в количественных, и в качественных показателях школы, которая во многих случаях не сумела сохранить и приумножить опыт, накопленный в дореволюционный период20.
Исследуемые проблемы рассматривались и в ряде диссертационных исследований, выполненных как в Средневолжском регионе, так и в целом по России21. Однако если проанализировать направленность проведенных
20 См.: Богуславский М.В. Ценностные ориентиры российского образования в первой трети XX века //Педагогика. — 1996. - № 12; Власов В.А. Школа и общество. Поиски путей обновления образования. Вторая половина XIX-первая треть XX вв. - Пенза., 1998; Гершунский Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. - 1992. - № 5-6; Равкин З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы // Педагогика. - 1991 - № 9. 1 Золотарев О.В. Становление и развитие советской системы народного образования в КОМИ автономии (1918-1940 гг.): Дис.докт.ист.наук. — М., 1997; Байбаков С.А. История образования в СССР. Итоги и перспективы изучения: Автореф... дис.докт.ист.наук. - М., 1997; Балашов Е.М. Становление советской системы народного образования (октябрь 1917-1921 гг.). - Дис.канд.пед.наук. - СПб., 1992; Кошина О.В. Развитие образования на территории Мордовии во второй половине XIX — начале XX века: социокультурный анализ. - Автореф...дис.канд.ист.наук. — Саранск, 2001; Кузнецова Н.В. Становление и развитие системы образования в Мордовском крае в 1917-1930 гг. - Автореф...дис.канд.пед.наук. - Саранск., 2002; Липчанский A.M. Становление в России массового школьного
15
исследований, их хронологические рамки, то можно прийти к однозначному выводу, что во-первых, эти работы носят, как правило, концептуальный и объемный характер, затрагивают множество проблем, связанных с историей становления советской школы во всех ее разновидностях (начальная, средняя, профессиональная, высшая, национальная). Во-вторых, большинство из вышеперечисленных диссертаций затрагивают широкие хронологические рамки, что также, в немалой степени, затрудняет изучение проблем, связанных с созданием советской начальной школы в регионах. Поэтому многие из вышеназванных аспектов исследования и сейчас остаются малоизученными.
Проблемам школьных преобразований в начальный период советской власти занимались и зарубежные исследователи. В 80 - 90-х годы XX века выходит ряд работ, в которых были затронуты проблемы российского образования. Среди наиболее известных авторов можно назвать Р. Пайпса и Н. Верта . Один из разделов книги Р. Пайпс посвящает интеллигенции. Автор анализирует количественный и качественный состав этой категории российского общества. Общую численность "третьего элемента" в 1900 году он определяет в 47 тыс. человек. По мнению Р. Пайпса, главную роль в обществе играют учителя как самый массовый и востребованный отряд интеллигенции. Затем идут врачи, инженеры, агрономы, статистики. Их политические пристрастия колебались от
образования в период социально-экономических преобразований: 1861-1941 гг.: Опыт, уроки.: Автореф...дис.докт.ист. наук. - М., 2002; Петрова Г.В. Формирование учительской интеллигенции (1915- середина XX века (на материалах Верхнего Поволжья) - Автореф...дис.канд.ист.наук. - Кострома, 2001; Фирсова И.А. Становление и основные тенденции развития школьного образования в Мордовии (1917-1941 гг.).: Автореф...дис.канд.ист.наук. -Саранск., 1988; Хамидов Р.И. Формирование и становление советской татарской школы в Среднем Поволжье (1917-1922 гг.). Автореф. дис.канд. ист. наук. - Казань., 2002 и др.
22 См.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М., 1993; Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. - М., 1992.
16
либерально - демократических до либерально - радикальных. Р. Пайпс не разделяет точки зрения многих советских историков на симпатии учительского корпуса к революционному движению и участию в нем. Николай Верт исследует российскую историю на протяжении почти всего XX века. В контексте исторического процесса определенное место в его работах отводилось проблемам интеллигенции и школьного образования.
Отказ от достижений дореволюционного периода и поиск социалистической модели школьного образования привели к упадку школ, падению грамотности. Например, Д. Штурман подчеркивает: "Уровень знаний школьника, вне всяких сомнений, постоянно и губительно падал, многие дисциплины постепенно исчезали из школьной программы". Но все же достижения имели место и сам поиск нового содержания школьного образования был позитивен .
В. Китченер полагает, что в результате экспериментов Наркомпроса уровень образования упал до низкого, а качество обучения ухудшилось. По его мнению, в результате такого обучения дети "утратили возможность получать самые элементарные знания»24.
Ш. Фицпатрик, анализируя характер преобразовательной деятельности в 20 - е гг., пишет: "Реформы ... казалось, означали возвращение к прежней школе, ... но после двух лет колебаний школа вновь вернулась в центр образовательного процесса, определяемого политическими тенденциями"25.
Подобную точку зрения высказывает и Д. Штурман. Она пишет: «Идеалистический тон первых советских декретов к началу индустриализации сменился суровыми диктаторскими интонациями»26.
Методологической основой исследования являются основные научные принципы - объективность, историзм, системность, позволяющие
23 D Shturman. The Soviet Sekondary school. - L, 1988. - P. 32
24 Kithcyener. History of Russia. - New York, 1976. P.27
25 Fitspatrik Sh Education and cocial mobilitty. - P.27
26 D Shturman. The Soviet Sekondary school. - L, 1988. - P. 32
17
рассматривать исторические события в развитии, во взаимосвязи причинно-следственных отношений. С учетом достижений современной методологии, в работе используются следующие общенаучные и специально-исторические методы исследования: историко-генетический, историко-системный, сравнительно-исторический, проблемно-исторический.
При изучении и изложении фактического материала применялись как общенаучные методы (аналитический метод, индукции, дедукции, социального подхода, метод классификации и поли-дисциплинарности), так и специально-исторические.
Анализ историографического материала производился на основе хронологического метода. В работе используются такие методы, как биографический, исторического описания. Эти методы дают возможность изучить явления и факты с учетом исторической обстановки, в которой они возникали в действительности, а также в качественных изменениях в различных этапах развития. При составлении таблиц, диаграмм применялся статистический метод.
Таким образом, разнообразие общенаучных и специально-исторических методов помогло автору существенно расширить инструментарий исследования, полнее раскрыть процессы в развитии школ и педагогических учебных заведений, показать закономерности и региональные особенности, более адекватно отразить суть явлений и событий, происходивших в общеобразовательной сфере в рассматриваемый период.
Цель диссертационной работы. На основе анализа степени изученности проблемы, источниковой базы, актуальности преобразований в области школьного образования в начальный период Советской власти, нами определена цель диссертационного исследования: всестороннее комплексное изучение, обобщение и анализ сложного процесса становления и развития начальных общеобразовательных учреждений Симбирской
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Зарождение воспитания в опыте человечества.Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.
- 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
- 6. Воспитание и образование в Западной Европе в периол средневековья V-Xвв.
- 2. Эразм Роттердамский как идеолог реформационного движения, проповедник нового подхода к образовательно-воспитательной работе.
- 3. Воспитательные идеалы французского педагога-гуманиста Франсуа Рабле.
- 4. Мишель Монтень и его теория развивающее воспитательного обучения.
- 5. Социально-педагогическая утопия Томаса Мора и Томаззо Кампанеллы.
- 10. Возникновение педагогической системы.
- 14. Концепция воспитания д.Локка, пути ее реализации:содержание и методы
- 15. Концепция естественного и свободного воспитания ж.Ж.Руссо.
- 17. Педагогические идеи французских просветителей xviiIв. (Вольтер,к.А.Гельвеций,д.Дидро)
- 18. Гуманистическое направление педагогической деятельности и.Г.Песталоцци.
- 2.1 Основные положения педагогической теории г.Песталоцци
- 2.2 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования
- 19. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории ф.В.А.Дистервега.
- 1.2. Жизненный и творческий путь а. Дистервега
- 3 Октября 1848, в министерство Раумера, были изданы знаменитые “три
- 2. Принцип культуросообразности означает организацию
- 3. Принцип самодеятельности
- 2.2. Дидактические правила
- 20. Сущность педагогической теории и.Ф.Гербарт и его педагогическая система.
- 21. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во второй половине xiXв.
- 22. Основные педагогические течения конца XIX-начала xXвв. О воспитании и
- 23. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения
- 3.2. Основные течения в педагогике
- 3.3. Итоги школьных реформ к середине XX в.
- 3.4. Попытки модернизации общеобразовательной школы
- 26. Педагогическая деятельность и взглояды я.Корчака
- 6 Августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.
- 27. ВОспитание у древних славян и в Киеском государстве.
- 29. Просвещение и школа в Московском государстве в XVI-XvIIвв.
- 30. Развитие Педагогической мысли в Беларуси в XIV-XVII вв. Ф.Скорина и с.Полоцкий,их педагогические идеи и деятельность.
- 1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.
- 2.2 Создание государственной системы образования
- 3.2 Классики российской педагогики XIX в. (к.Д. Ушинский, в.И. Водовозов, л.Н. Толстой, п.Ф. Лесгафт, в.П. Острогорский, п.Ф. Каптерев) и их вклад в развитие педагогической науки
- 4.2 Представители творческой педагогики советского периода (с.Т.Шацкий, п.П.Блонский, а.С.Макаренко, в.А.Сухомлинский) и их роль в обогащении теории и практики воспитания
- 4.3 Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. И проблематика их научных исследований
- 5.3 Белорусские педагоги XX в. И их исследования в области обучения и воспитания
- 31. Просвещение и школа в России в п
- 33. Педагогическая мысль во второй половине XVIII ы. (и.И.Бецкой,ф.И.Янкович,
- 34. Школьные реформы в России в первой половине XIX в. СОздание государственной
- 35. Состояние школьного дела в Беларуси в первой половине xiXв.
- 36. Представители революционно-демократического направления в педагогической
- 37. Общественно-педагогическое движение в России в 60-е гг. XiXв.
- 38. Развитие теории "свободного воспитания" в России во второй половине XIX-начале хх вв.(л.Н.Толстой,к.Н.ВЕнтцель).
- 39. К.Д.Ушинский о педагогической науке и искустве воспитания.
- 42. Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской
- 43. Система образования в России во второй половине XIX начале хХвв.
- 44. Возникновение и развитие советской системы образования(1917-1930гг.)
- 1 См.: Григорьев п.Н. Революция во внешкольном образовании. — м., 1919; Ислентьев н.Е, Козлов в.Н. Комсомол - шеф Всевобуча. - м., 1921.
- 45. Становление советской системы образования в зо-е гг. ХХв.Унификация
- 47. Педагогические новаторство а.С.Макаренко.Теория коллектива.
- 48. Просвещение и школа в Беларуси во второй половине xiXв.-начале хХв.
- 51.Система образования в Республике Беларусь в конце хх-начале ххIвв.
- 52. Модернизация системы образования в мире в начале ххiXвв.