1.2. Жизненный и творческий путь а. Дистервега
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился 29 октября 1790 года в
Зигене, в Вестфалии, получил воспитание сперва в Гербронне, (Нассау), затем
в Тюбингенском университете, где кончил курс доктором богословия. Но
духовная карьера не привлекала его, тем более что в нем выработались, при
всей религиозности, довольно свободные мнения относительно некоторых
догматических вопросов. Более по сердцу была ему деятельность учителя, и мы
видим его сперва домашним учителем в Мангейме, затем вторым учителем eсоlе
sесоndaire в Вормсе. В 1813 году он получает учительское место во
Франкфурте-на-Майне, при Образцовой Школе. Эта школа вполне заслуживала
название “образцовой”. При ней подвизался кружок непосредственных учеников
Песталоцци (Грунер, Ненни, де-Ласпе и др.), горячо преданных делу. Под
влиянием этого кружка Дистервег изучил сочинения Песталоцци, проникся
идеями “великого народного пророка” и решил всю жизнь свою посвятить делу
народного образования. В 1818 году, став вторым ректором латинской школы в
Эльберфельде, он здесь встретился с Вильбергом, натурой родственной
Песталоцци, человеком необычайных педагогических дарований и огромного
влияния на окружающих.
В 1820 году перед Дистервегом открывается более широкая и самостоятельная
арена деятельности. Он — директор учительской семинарии в Морсе, в Рейнской
провинции. О тех чувствах, которые воодушевляли его, можно судить по
заметке, найденной в его посмертных бумагах и относящейся ко второму году
директорства. “Я учитель,— пишет он,— учитель всей душой и рад, что могу
образовать учителей же. Удастся мне сделать что-либо из семинаристов (хоть
и не в смысле чего угодно), мне нечего заботиться о том, что они станут
делать в жизни. Что человек делает, зависит от того, что он есть. Из кого
ничего не вышло, по собственной ли вине, в силу ли обстоятельств, тот
многого никогда не сделает. Но невозможно, чтобы тот, кто делен, искусен,
ловок, мыслящий, чувствующий человек, словом тот, кто есть что-либо, не
сделал ничего или сделал только бесполезное, сомнительное, дурное”.
В 1827 году Дистервег расширил свою деятельность изданием
педагогического журнала, существующего и до сих пор: “Rheinische Blatter
fur Erziehund und Unterricht”, дававшего по шести книжек в год. В течение
почти сорока лет Дистервег был неутомимым сотрудником этих “Рейнских
Листков”: статей, принадлежащих его перу, в журнале около четырехсот.
Такой человек не мог долго остаться незамеченным в высших административных
сферах Пруссии, при господствовавшем в то время либеральном взгляде на
народное образование. Министерство Альтенштейна в деле народного
образования держалось воззрений знаменитого реформатора Пруссии и одного из
величайших государственных людей всех времен и народов — министра Штейна,
сказавшего в 1810 году: «Если методой, основанной на знании внутренней
природы человека, будет развита каждая из его духовных сил, возбужден и
воспитан всякий благородный принцип,— если мы порвем с нынешним
односторонним воспитанием, и будем тщательно взращивать — чем пренебрегали
до сих пор, те побуждения, на которых основывается сила и достоинство
человека: любовь к Богу, к королю и отечеству, то мы можем надеяться, что
вырастет физически и нравственно крепкое поколение и мы увидим лучшее
будущее».
В 1832 году Дистервег получает должность директора Берлинской
“семинарии для городских школ”. Пятнадцать лет он с честью подвизался на
новом месте. Со всех концов Германии, из других земель, Венгрии, даже
России, стекались сюда ученики, чтобы увидеть знаменитого педагога среди
дела, научиться у него трудному искусству воспитания и обучения и
вдохновиться его горячей верой в великое значение учительской деятельности.
Кто видел его, у тех навеки запечатлелся в памяти образ этого
необыкновенного человека.
Дадим же и мы его характеристику со слов Вихарда Ланге, его друга и
нынешнего редактора “Rheinische Blatter”.
“Дистервег был среднего роста, широкоплеч, с короткой шеей. Под
выдающимся вперед, тонко изваянным лбом, густые брови осеняли глубоко
лежавшие блестящие два глаза, которые говорили и о чуткости и мощи ума и о
добродушии и мягкости сердца. Тонкий римский нос под острым углом отделялся
из-под выступа лобной кости. Вокруг почти безгубого, резко очерченного рта
обыкновенно играла саркастическая и все же добрая улыбка. Подбородок,
красиво сформированный, сравнительно большой и массивный, казалось,
указывал на крупную силу воли. Живость и подвижность всего его существа
выражалась в частых движениях лицевых мышц и в привычке проводить рукой по
лысой голове. Настоящим оратором он не был и обыкновенно выражался
короткими, отрывистыми фразами, оттеняя речь оживленной жестикуляцией. Но
когда его охватывало жившее в нем воодушевление к своему призванию, что
случалось, разумеется, нередко — его речь всегда производила глубокое и
благотворное впечатление на слушателей. Возбуждающая сила, исходившая от
этого духовно неистощимого, оригинального человека, была беспримерна.
Ученикам, старшим и младшим, юношам и детям в его присутствии нельзя было
не быть внимательными: где бы он ни появлялся, там пробуждались жизнь и
всестороннее умственное движение.. Не полицейским надзором, не строгой
дисциплиной, поддерживал он своих учеников на добром пути. Его душевное
благородство возбуждало и в юношах подобное же состояние души, и его
великие стремления находили себе отголосок и в их сердцах: сами юноши
большею частью поднимались выше рутины. Да и впоследствии между бывшими
учениками и учителем не было тех преград, которые почти всегда отделяют
элементарного учителя от своего академически образованного коллеги. Его
строгие требования, его часто бесцеремонные замечания и выговоры отвращали
от него только людей с низменными чувствами. Кто же хоть сколько-нибудь был
в силах понимать необычную умственную жизнь, тот всегда относился к нему с
благодарностью и благоговением”. [3]
В 1832—41 он создал в Берлине 4 учительских общества, а в 1848 был
избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». В июле 1848
Дистервег вместе с депутатами «левой» фракции прусского национального
собрания подписал «Записку 23», авторы которой выступали против
конфессиональной школы и требовали единой народной школы для «всех детей
нации без различия состояний и будущего призвания». Дистервег, хотя и
признавал религию в духе рационалистического христианства, в своих статьях
протестовал против опеки церкви над школой и критиковал церковные догматы,
называя их «религиозным абсолютизмом». [4;747]
В 1847 году Дистервег был отстранен от службы за «опасное
вольнодумство», в 1850 году последовала его окончательная отставка, а 1,2 и
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Зарождение воспитания в опыте человечества.Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.
- 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
- 6. Воспитание и образование в Западной Европе в периол средневековья V-Xвв.
- 2. Эразм Роттердамский как идеолог реформационного движения, проповедник нового подхода к образовательно-воспитательной работе.
- 3. Воспитательные идеалы французского педагога-гуманиста Франсуа Рабле.
- 4. Мишель Монтень и его теория развивающее воспитательного обучения.
- 5. Социально-педагогическая утопия Томаса Мора и Томаззо Кампанеллы.
- 10. Возникновение педагогической системы.
- 14. Концепция воспитания д.Локка, пути ее реализации:содержание и методы
- 15. Концепция естественного и свободного воспитания ж.Ж.Руссо.
- 17. Педагогические идеи французских просветителей xviiIв. (Вольтер,к.А.Гельвеций,д.Дидро)
- 18. Гуманистическое направление педагогической деятельности и.Г.Песталоцци.
- 2.1 Основные положения педагогической теории г.Песталоцци
- 2.2 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования
- 19. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории ф.В.А.Дистервега.
- 1.2. Жизненный и творческий путь а. Дистервега
- 3 Октября 1848, в министерство Раумера, были изданы знаменитые “три
- 2. Принцип культуросообразности означает организацию
- 3. Принцип самодеятельности
- 2.2. Дидактические правила
- 20. Сущность педагогической теории и.Ф.Гербарт и его педагогическая система.
- 21. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во второй половине xiXв.
- 22. Основные педагогические течения конца XIX-начала xXвв. О воспитании и
- 23. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения
- 3.2. Основные течения в педагогике
- 3.3. Итоги школьных реформ к середине XX в.
- 3.4. Попытки модернизации общеобразовательной школы
- 26. Педагогическая деятельность и взглояды я.Корчака
- 6 Августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.
- 27. ВОспитание у древних славян и в Киеском государстве.
- 29. Просвещение и школа в Московском государстве в XVI-XvIIвв.
- 30. Развитие Педагогической мысли в Беларуси в XIV-XVII вв. Ф.Скорина и с.Полоцкий,их педагогические идеи и деятельность.
- 1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.
- 2.2 Создание государственной системы образования
- 3.2 Классики российской педагогики XIX в. (к.Д. Ушинский, в.И. Водовозов, л.Н. Толстой, п.Ф. Лесгафт, в.П. Острогорский, п.Ф. Каптерев) и их вклад в развитие педагогической науки
- 4.2 Представители творческой педагогики советского периода (с.Т.Шацкий, п.П.Блонский, а.С.Макаренко, в.А.Сухомлинский) и их роль в обогащении теории и практики воспитания
- 4.3 Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. И проблематика их научных исследований
- 5.3 Белорусские педагоги XX в. И их исследования в области обучения и воспитания
- 31. Просвещение и школа в России в п
- 33. Педагогическая мысль во второй половине XVIII ы. (и.И.Бецкой,ф.И.Янкович,
- 34. Школьные реформы в России в первой половине XIX в. СОздание государственной
- 35. Состояние школьного дела в Беларуси в первой половине xiXв.
- 36. Представители революционно-демократического направления в педагогической
- 37. Общественно-педагогическое движение в России в 60-е гг. XiXв.
- 38. Развитие теории "свободного воспитания" в России во второй половине XIX-начале хх вв.(л.Н.Толстой,к.Н.ВЕнтцель).
- 39. К.Д.Ушинский о педагогической науке и искустве воспитания.
- 42. Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской
- 43. Система образования в России во второй половине XIX начале хХвв.
- 44. Возникновение и развитие советской системы образования(1917-1930гг.)
- 1 См.: Григорьев п.Н. Революция во внешкольном образовании. — м., 1919; Ислентьев н.Е, Козлов в.Н. Комсомол - шеф Всевобуча. - м., 1921.
- 45. Становление советской системы образования в зо-е гг. ХХв.Унификация
- 47. Педагогические новаторство а.С.Макаренко.Теория коллектива.
- 48. Просвещение и школа в Беларуси во второй половине xiXв.-начале хХв.
- 51.Система образования в Республике Беларусь в конце хх-начале ххIвв.
- 52. Модернизация системы образования в мире в начале ххiXвв.