3 Октября 1848, в министерство Раумера, были изданы знаменитые “три
прусские регулятивы”. Можно себе представить чувство Дистервега при этом
двойном ударе: быть вырванным из той стихии, с которой сросся всей душой, и
до конца жизни видеть лишь упадок дела, которому служил.
В последние десятилетия жизни мы видим “школьного учителя Германии” хотя
на верху славы и популярности, но “не у дел”.
Много и отдельных брошюр вышло из-под его пера. Но он не был литератором
по призванию. Всей душой этой деятельности он не мог отдаться. 7 июля 1866
года, 76-летний старец, еще полный сил, как показывает его чудный по
содержанию и форме доклад городу Гамбургу, скончался, чтобы вечно жить в
памяти и своего народа и всех тех, кому дороги интересы образования.
Блестящий педагог-практик, Д. был автором св. 20 учебников и руководств
по математике, нем. языку, естествознанию, географии, популярной
астрономии. Его «Руководство к математической географии» («Lehr-buch der
mathematischen Geographic...», 1840) и «Элементарная геометрия...»
(«Elementare Geometrie fiir Volksschulen und Anfanger iiberhaupt», 1860)
были переведены на русский язык, пользовались широкой известностью. Из-под
его пера вышли: Спорные вопросы из области педагогики, Письма о воспитании
и обучении, Педагогическое путешествие по Дании, Педагогическая Германия,
Учебник космографии, Методическое руководство к классному обучению счету (в
сотрудничестве с Гейзером), Учебник к классному обучению счету, Хрестоматия
для обучения и чтения, Практический курс немецкого языка. В 1835 был
напечатан основной труд Д. «Руководство к образованию немецких учителей»
(«Wegvveiser zur Bildung fur Lehrer und die Lehrer werden wollen»), 1-я
часть его посвящена общим вопросам педагогики и дидактики, а 2-я,
написанная при участии учителей,— преподаванию отдельных предметов. [3]
[pic]
2 Глава. Педагогика А. Дистервега. Принципы, правила.
2.1. Принципы воспитания А. Дистервега
Высказав мысль о ведущей роли обучения в процессе воспитания
подрастающего поколения, Дистервег пытался найти основные принципы
воспитывающего обучения, которыми должен руководствоваться в своей
деятельности каждый учитель.
Принцип природосообразности. Природосообразность воспитания
предполагает определение возможного для данного возраста и пола ребенка
уровня развития субъективных личностных свойств, на формирование которых
следует ориентироваться; опору на мотивационно-потребностную сферу учащихся
конкретного возраста; преодоление противоречий, характерных для данного
возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде
деятельности; построение возрастно-психологической диагностики и коррекции
поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов.[5]
Дистервег ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и
образовательное обучение". Он предлагал в воспитании и обучении следовать
природе человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности
ребенка. [1;238] «Развитие — всеобщий признак, основной закон жизни, как
вообще свободное развитие — лозунг нашего времени. Всякая тварь, человек,
народ, могущие развиваться без помехи - счастливы, свободны. По мере сил
содействовать всеобщему развитию — вот обязанность каждого отдельного
человека» - говорит Дистервег. Также он подчёркивал, что, только зная
психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие
детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании». Как и Песталоцци,
Дистервег полагал, что человек обладает врождёнными задатками, которым
свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - возбудить задатки,
чтобы они могли самодеятельно развиваться. «Без возбуждения не может быть
развития.. Воспитывать — значит возбуждать. Теория воспитания является
теорией возбуждения» [4;748] Подобно Руссо и Песталоцци, Дистервег
использовал принцип природосообразности в качестве одного из средств борьбы
против феодальной педагогики. В противоположность схоластической
педагогике, игнорировавшей природные возможности, склонности и интересы
детей, он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные
силы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой
определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании
развиваются, а при неумелом — могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка
не заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии,
предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на
практике.
Требование Дистервега относительно учета индивидуальных особенностей
детей в процессе воспитания и обучения тесно связано с требованием
одновременного изучения этого процесса. В работе «Принцип современной
педагогики» он писал: «Ничто не совершается против природы вещей, то же
самое в мире детей. Поэтому современная педагогика старается понять законы
естественного развития ребенка, чтобы помогать этому развитию с самого
начала, пусть даже эта помощь будет состоять только в устранении
препятствий. Так как природа вещей не может быть выдумана из головы, может
быть понята только эмпирическим, а не спекулятивным путем, то стремящаяся к
разумности педагогика обращается к опыту и наблюдению, к людям, которые
показали себя в этом деле мастерами»
Таким образом, Дистервег приходит к выводу, что правильное, разумное
воспитание детей должно строиться на основе знания законов естественного
развития ребенка. Изучение этих законов — задача детской психологии,
которой он придавал очень большое значение. Психологию он даже называл
«основной наукой науки о воспитании», хотя и признавал, что в его время она
еще не была подлинной наукой и делала лишь свои первые шаги. На основе
изучения психологических особенностей детей и подростков [7;65]
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Зарождение воспитания в опыте человечества.Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.
- 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
- 6. Воспитание и образование в Западной Европе в периол средневековья V-Xвв.
- 2. Эразм Роттердамский как идеолог реформационного движения, проповедник нового подхода к образовательно-воспитательной работе.
- 3. Воспитательные идеалы французского педагога-гуманиста Франсуа Рабле.
- 4. Мишель Монтень и его теория развивающее воспитательного обучения.
- 5. Социально-педагогическая утопия Томаса Мора и Томаззо Кампанеллы.
- 10. Возникновение педагогической системы.
- 14. Концепция воспитания д.Локка, пути ее реализации:содержание и методы
- 15. Концепция естественного и свободного воспитания ж.Ж.Руссо.
- 17. Педагогические идеи французских просветителей xviiIв. (Вольтер,к.А.Гельвеций,д.Дидро)
- 18. Гуманистическое направление педагогической деятельности и.Г.Песталоцци.
- 2.1 Основные положения педагогической теории г.Песталоцци
- 2.2 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования
- 19. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории ф.В.А.Дистервега.
- 1.2. Жизненный и творческий путь а. Дистервега
- 3 Октября 1848, в министерство Раумера, были изданы знаменитые “три
- 2. Принцип культуросообразности означает организацию
- 3. Принцип самодеятельности
- 2.2. Дидактические правила
- 20. Сущность педагогической теории и.Ф.Гербарт и его педагогическая система.
- 21. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во второй половине xiXв.
- 22. Основные педагогические течения конца XIX-начала xXвв. О воспитании и
- 23. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения
- 3.2. Основные течения в педагогике
- 3.3. Итоги школьных реформ к середине XX в.
- 3.4. Попытки модернизации общеобразовательной школы
- 26. Педагогическая деятельность и взглояды я.Корчака
- 6 Августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.
- 27. ВОспитание у древних славян и в Киеском государстве.
- 29. Просвещение и школа в Московском государстве в XVI-XvIIвв.
- 30. Развитие Педагогической мысли в Беларуси в XIV-XVII вв. Ф.Скорина и с.Полоцкий,их педагогические идеи и деятельность.
- 1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.
- 2.2 Создание государственной системы образования
- 3.2 Классики российской педагогики XIX в. (к.Д. Ушинский, в.И. Водовозов, л.Н. Толстой, п.Ф. Лесгафт, в.П. Острогорский, п.Ф. Каптерев) и их вклад в развитие педагогической науки
- 4.2 Представители творческой педагогики советского периода (с.Т.Шацкий, п.П.Блонский, а.С.Макаренко, в.А.Сухомлинский) и их роль в обогащении теории и практики воспитания
- 4.3 Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. И проблематика их научных исследований
- 5.3 Белорусские педагоги XX в. И их исследования в области обучения и воспитания
- 31. Просвещение и школа в России в п
- 33. Педагогическая мысль во второй половине XVIII ы. (и.И.Бецкой,ф.И.Янкович,
- 34. Школьные реформы в России в первой половине XIX в. СОздание государственной
- 35. Состояние школьного дела в Беларуси в первой половине xiXв.
- 36. Представители революционно-демократического направления в педагогической
- 37. Общественно-педагогическое движение в России в 60-е гг. XiXв.
- 38. Развитие теории "свободного воспитания" в России во второй половине XIX-начале хх вв.(л.Н.Толстой,к.Н.ВЕнтцель).
- 39. К.Д.Ушинский о педагогической науке и искустве воспитания.
- 42. Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской
- 43. Система образования в России во второй половине XIX начале хХвв.
- 44. Возникновение и развитие советской системы образования(1917-1930гг.)
- 1 См.: Григорьев п.Н. Революция во внешкольном образовании. — м., 1919; Ислентьев н.Е, Козлов в.Н. Комсомол - шеф Всевобуча. - м., 1921.
- 45. Становление советской системы образования в зо-е гг. ХХв.Унификация
- 47. Педагогические новаторство а.С.Макаренко.Теория коллектива.
- 48. Просвещение и школа в Беларуси во второй половине xiXв.-начале хХв.
- 51.Система образования в Республике Беларусь в конце хх-начале ххIвв.
- 52. Модернизация системы образования в мире в начале ххiXвв.