5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
--------------------------------------------------
Огромное влияние на формирование византийско-православной педагогической мысли оказал Иоанн Златоуст, один из наиболее известных проповедников восточной христианской церкви. В его проповедях излагались основы христианской методики обучения и нравственного воспитания. Им пропагандировались с учетом античного наследия такие методы воспитания, как наставление и беседа. Почти сразу же после его смерти, в начале V в., он был назван «вселенским учителем и святителем», однако полной славы он достиг в VII в.
В деле воспитания, считал Иоанн Златоуст, необходимо обращаться к самому божественному в человеке, к тому, что являет в нем «образ Божий», — его воле и свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности. Вследствие такого подхода он исключал применение методов авторитарного давления, принуждения и отстаивал методы увещевания, совета, предостережения.
Иоанн Златоуст показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности каждого ученика и слушателя, а не к массе, видеть каждого ученика в отдельности, строить свою речь образно, доходчиво, эмоционально, конкретно, наглядно раскрывая содержание изучаемого. При этом главным источником знания, по Иоанну Златоусту, является Библия.
Византийские философы и богословы VI-VIII вв. создали основы религиозной педагогики, оказавшей сильное воздействие на педагогическую мысль всего православного средневекового мира. Так, Авва Дорофей (VI в.) сформулировал суть образования и показал ее в виде наглядной схемы: светские знания он уподобил окружности круга, в центре которого находится понятие Бога. Путь образования человека он изобразил в виде радиуса, идущего от окружности к центру до слияния с Богом-Логосом. Сближение радиусов он трактовал как возрастание любви к ближнему и к Богу. Широкий круг мирского знания удаляет людей друг от друга, религиозное воспитание, наоборот, сближает людей на основе взаимной любви. Отсюда и постановка цели воспитания: развитие любви к ближнему и слияние с Богом-Логосом. Достигается эта цель путем стимулирования рационального мышления (малого разума), а затем — божественного мышления (большого разума). Вторая задача неизмеримо важнее.
Максим Исповедник (VII в.) продолжил линию на соединение эллинистических и христианских педагогических идей. Проблеме воспитания человека в его философско-богословском наследии уделено, пожалуй, центральное внимание. По традиции, идущей от античного мира, человека он рассматривал как микромир, однако смысл его существования определяется уже с иных позиций, а именно как связующее звено телесного и духовного, т. е. божественного мира. Исходя из этого срединного между земным миром и небесным положением, человек должен формироваться гармонично. От успеха в деле воспитания этой внутренней гармонии человека зависят равновесие и порядок во внешнем мире, во всей Вселенной. Этот мистико-педагогический подход ставил воспитание на огромную высоту: цели воспитания достигаются в ходе поэтапного соединения, слияния человека — творения с высшим духовным миром — Творцом. Содержание образования, таким образом, обнимало «весь мир» и находило отражение в Логосе — Божественном Слове.
По мнению Максима Исповедника, главным препятствием в достижении такой цели воспитания являлось грехопадение человека, которым и была разорвана связь земного и небесного. Задача образования — восстановление этой связи, уравновешивание чувственного и духовного, чтобы человек не «опускался ниже своей меры», а развивался «сообразно естеству» своей двойственной природы. Главное личностное качество, которое следует сформировать в ходе воспитания, — это воля, понимаемая им как «сила стремления к сообразному с природой», т. е. сила, влекущая к добру, к слиянию с миром Творца.
Интересные педагогические мысли содержались в трудах Иоанна Дамаскина (Иоанн Мансур из Дамаска, ок. 675 — до 753), выдающегося мыслителя Византии, который жил и творил на территории Сирии и Палестины, одно время являясь первым министром дамасского халифа, но оставаясь в сфере эллинистическо-христианских идей восточной церкви.
Иоанн Дамаскин справедливо считается первым средневековым схоластом. Идеи, высказанные им в трактате «Источник знания», повлияли на западноевропейское богословье, в частности на воззрения Фомы Аквинского и еще в большей мере — на воззрения древнерусских мыслителей.
Этот трактат представляет собой компендиум философских, богословских и педагогических сведений, в котором развивается мысль о необходимости универсального, энциклопедического и богословского образования.
В самом начале своего труда Иоанн Дамаскин дает высочайшую оценку книжному учению, интеллектуальному образованию: «Ничего нет дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание — тьма. Подобно тому, как отсутствие света есть тьма, так и отсутствие знания есть тьма разума». Естественнонаучные сведения, почерпнутые из античной литературы, он относил к светским знаниям и считал лишь начальным этапом школьного образования. По его убеждению, истинные знания начинаются с ответов на вероучительные вопросы. В названном выше трактате широко рассмотрена психолого-педагогическая проблематика — о способностях воображения, памяти и др., а также даны методические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и пр.
Видным византийским педагогом был патриарх Фотий (820-897), наставник Кирилла (до пострижения в монахи — Константина) и Мефодия, славянских первоучителей, организатор школьного дела. Фотий представлял собой яркое и в то же время типичное явление средневековой религиозной педагогики.
По мнению Фотия, школа должна была являться местом, где молодое поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Фотий не только рассуждал, но и создал по своим идеям школу в Константинополе для детей элиты. Эта школа представляла собой нечто среднее между интеллектуальным кружком и высшей школой. Ее характерными чертами можно считать: ведущая роль энциклопедически образованного учителя, чей авторитет среди учащихся непререкаем; простота и искренность отношений между учителем и учениками, привязанность их друг к другу и обоюдная «ревность» к знанию; универсальное содержание образования, включавшего как светские науки, так и богословие; активный метод обучения — беседу, организуемую и направляемую учителем. Для своей домашней школы-кружка Фотий создал специальный труд «Мириобиблион» («Тысячекнижие»), содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, философов, историков, ученых.
--------------------------------------------------
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Зарождение воспитания в опыте человечества.Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.
- 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
- 6. Воспитание и образование в Западной Европе в периол средневековья V-Xвв.
- 2. Эразм Роттердамский как идеолог реформационного движения, проповедник нового подхода к образовательно-воспитательной работе.
- 3. Воспитательные идеалы французского педагога-гуманиста Франсуа Рабле.
- 4. Мишель Монтень и его теория развивающее воспитательного обучения.
- 5. Социально-педагогическая утопия Томаса Мора и Томаззо Кампанеллы.
- 10. Возникновение педагогической системы.
- 14. Концепция воспитания д.Локка, пути ее реализации:содержание и методы
- 15. Концепция естественного и свободного воспитания ж.Ж.Руссо.
- 17. Педагогические идеи французских просветителей xviiIв. (Вольтер,к.А.Гельвеций,д.Дидро)
- 18. Гуманистическое направление педагогической деятельности и.Г.Песталоцци.
- 2.1 Основные положения педагогической теории г.Песталоцци
- 2.2 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования
- 19. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории ф.В.А.Дистервега.
- 1.2. Жизненный и творческий путь а. Дистервега
- 3 Октября 1848, в министерство Раумера, были изданы знаменитые “три
- 2. Принцип культуросообразности означает организацию
- 3. Принцип самодеятельности
- 2.2. Дидактические правила
- 20. Сущность педагогической теории и.Ф.Гербарт и его педагогическая система.
- 21. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во второй половине xiXв.
- 22. Основные педагогические течения конца XIX-начала xXвв. О воспитании и
- 23. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения
- 3.2. Основные течения в педагогике
- 3.3. Итоги школьных реформ к середине XX в.
- 3.4. Попытки модернизации общеобразовательной школы
- 26. Педагогическая деятельность и взглояды я.Корчака
- 6 Августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.
- 27. ВОспитание у древних славян и в Киеском государстве.
- 29. Просвещение и школа в Московском государстве в XVI-XvIIвв.
- 30. Развитие Педагогической мысли в Беларуси в XIV-XVII вв. Ф.Скорина и с.Полоцкий,их педагогические идеи и деятельность.
- 1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.
- 2.2 Создание государственной системы образования
- 3.2 Классики российской педагогики XIX в. (к.Д. Ушинский, в.И. Водовозов, л.Н. Толстой, п.Ф. Лесгафт, в.П. Острогорский, п.Ф. Каптерев) и их вклад в развитие педагогической науки
- 4.2 Представители творческой педагогики советского периода (с.Т.Шацкий, п.П.Блонский, а.С.Макаренко, в.А.Сухомлинский) и их роль в обогащении теории и практики воспитания
- 4.3 Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. И проблематика их научных исследований
- 5.3 Белорусские педагоги XX в. И их исследования в области обучения и воспитания
- 31. Просвещение и школа в России в п
- 33. Педагогическая мысль во второй половине XVIII ы. (и.И.Бецкой,ф.И.Янкович,
- 34. Школьные реформы в России в первой половине XIX в. СОздание государственной
- 35. Состояние школьного дела в Беларуси в первой половине xiXв.
- 36. Представители революционно-демократического направления в педагогической
- 37. Общественно-педагогическое движение в России в 60-е гг. XiXв.
- 38. Развитие теории "свободного воспитания" в России во второй половине XIX-начале хх вв.(л.Н.Толстой,к.Н.ВЕнтцель).
- 39. К.Д.Ушинский о педагогической науке и искустве воспитания.
- 42. Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской
- 43. Система образования в России во второй половине XIX начале хХвв.
- 44. Возникновение и развитие советской системы образования(1917-1930гг.)
- 1 См.: Григорьев п.Н. Революция во внешкольном образовании. — м., 1919; Ислентьев н.Е, Козлов в.Н. Комсомол - шеф Всевобуча. - м., 1921.
- 45. Становление советской системы образования в зо-е гг. ХХв.Унификация
- 47. Педагогические новаторство а.С.Макаренко.Теория коллектива.
- 48. Просвещение и школа в Беларуси во второй половине xiXв.-начале хХв.
- 51.Система образования в Республике Беларусь в конце хх-начале ххIвв.
- 52. Модернизация системы образования в мире в начале ххiXвв.