1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.
Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе воспитания, его формах и методах содержались в ряде письменных памятников этого периода. Так, в сборнике афоризмов "Пчела" собраны морально-этические правила жизни: "Учение имеет корень горький, а плод сладкий", "Копающий яму под ближним своим - упадет в нее", "Уча учи поступкам, а не словам". Важным свидетельством быта и воспитания средневековой Руси служит "Домострой" - книга наставлений и советов ремесленно-купеческому городскому люду, в которой ряд разделов посвящен воспитанию: "Наставление отца сыну", "Как дочерей воспитывать", "Как детей учить", "Как детям отца и мать любить" и др.
В 1574 г. появляется первая печатная "Азбука", созданная основателем книгопечатания Иваном Федоровым (1510-1583). Эта книга содержала усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и наставления о том, как учить детей: "Насильственное учение не может быть твердым, но то, что приходит с радостью и весельем, закрепляется прочно".
Социально-экономическое развитие России во II половине XVII в. оказало влияние на рост и распространение грамотности и светских знаний. В этот период появляется большое число рукописных книг -азбуковников. Часть из них представляла собой "энциклопедические словари", которые в алфавитном порядке давали разъяснение ряда слов, особенно иностранного происхождения. Второй вид азбуковников включал в себя курс славянской грамматики, полный курс арифметики, религиозно-нравственные поучения. С середины XVII в. начинают появляться печатные буквари.
К XVII в. относится чрезвычайно интересный памятник педагогики - труд Епифания Славинецкого (1600-1675) "Гражданство обычаев детских". Книга представляет собой сборник "благолепных обычаев", изложенных в вопросах и ответах (всего 163 правила). Очень подробно даются указания, как правильно держать себя детям за столом, при встрече с кем-нибудь, в играх, в школе и т.д. Вот некоторые из этих правил: "Смеяться следует умеренно, но ни в коем случае не "ржати"; "Нельзя почесывать часто голову"; "Не следует руки под бока подпирати"; "Локтей на стол не класть"; "По окончании школьных занятий чинно выходить из школы, не бежать "подобно неистовым коням"; "Дома чинно, усердно и без "роптания" выполнять задания".
Весьма плодотворной в этот период была теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 г. при Спасском монастыре им была открыта греко-латинская школа повышенного типа. И 1667 г.- он был назначен учителем детей царя Алексея Михайловича; Алексея, Федора и Софьи, с 1679 г. наблюдал за воспитанием Петра I. С. Полоцкий был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии первого высшего учебного заведения в Москве. Он составил устав академии, который был ориентирован на программу европейского университета, В ней должны были готовить православных священников, государственных служащих, преподавателей. Академия была открыта в 1687 г., уже после смерти С.Полоцкого. Свои педагогические мысли С.Полоцкий изложил в учебных книгах: "Псалтырь рифмованная", "Ветроград многоцветный", "Букварь языка словенска". Считал, что основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя. Пытался ответить на вопрос, почему у хороших родителей бывают плохие дети, и давал ответ: причина - чрезмерная любовь матери, нетребовательность отца, взаимное попустительство. Огромное значение в воспитании придавал словам: "Ребенка легко склонить к доброму или злому ... с помощью слов".
2. Педагогическая мысль в России XVIII в.
2.1 Реформы первой половины XVIII в. в области просвещения. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова
XVIII век, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. Происходит значительное событие - открытие первых светских государственных школ. Вначале эти школы имели практическую направленность: школа математических и навигационных наук (1701), пушкарская школа (1701), хирургическая школа (1707), артиллерийская школа (1712) и др. В 1714 г. принимается указ об открытии первых государственных общеобразовательных школ. Это были цифирные школы для обучения детей грамоте, письму и арифметике, элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1725 г. в Петербурге учреждается Академия наук. В целях подготовки ученых при академии создается два учебных заведения – университет и гимназия. Важным событием в развитии школьного дела было также открытие в 1755 г. в Москве университета и университетских гимназий. Большой вклад в развитие университетского образования внес М.В.Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765). Первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в России XVIII в. В 1741 г. М.В.Ломоносов становится адъюнктом Академии наук, а в 1745 г. - профессором химии и в дальнейшем академиком. Ведя борьбу с религиозным мировоззрением, М.В.Ломоносов явился создателем русской классической философии. С именем М.В. Ломоносова связано создание русского литературного языка. Он был первым академиком, начавшим читать лекции по физике и писать свои научные труды на русском языке. С 1753 г. М.В.Ломоносов становится во главе академического университета и гимназии, развернувших с этого времени большую работу по подготовке русских ученых. Им были разработаны учебный план гимназии и распорядок работы университета, созданы принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. Для гимназии и университета М.В.Ломоносов написал ряд учебников. В 1748 г. была издана его "Риторика", в 1755 г. - "Российская грамматика", которые в течение 50 лет являлись лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. Книги были глубоко патриотичными. "Грамматика" прославляла богатство, глубину содержания и многосторонность русского языка. "Риторика" устанавливала более правильный взгляд на роль красноречия: человек должен обладать красноречием для того, чтобы прославлять величие своей родины, говорить о любви к своему отечеству. В воспитании М.В.Ломоносов исходил из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, лицемерие, упрямство, самохвальство. В 1755 г. открывается Московский университет, при котором в 1779 г. учреждается первая педагогическая (учительская) семинария. С 1804 г. в России при университетах стали открываться педагогические институты (при Московском - в 1804 , при Харьковском - в 1811, при Казанском - в 1812). В 1816 г. как самостоятельное учебное заведение в Петербурге был открыт Главный педагогический институт, где обучалось около 100 студентом в точение шести лет. В нем преподавалась теоретическая педагогика и осуществлялась практическая подготовка в форме прохождения студентами педагогической практики в гимназиях, городских и уездных училищах. 28 января 1840 г. в Петербургском главном педагогическом институте впервые в России создается кафедра педагогики. 5 ноября 1850 г. принимается решение об открытии кафедр педагогики в Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Св. Владимира и Казанском университетах.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Зарождение воспитания в опыте человечества.Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.
- 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
- 6. Воспитание и образование в Западной Европе в периол средневековья V-Xвв.
- 2. Эразм Роттердамский как идеолог реформационного движения, проповедник нового подхода к образовательно-воспитательной работе.
- 3. Воспитательные идеалы французского педагога-гуманиста Франсуа Рабле.
- 4. Мишель Монтень и его теория развивающее воспитательного обучения.
- 5. Социально-педагогическая утопия Томаса Мора и Томаззо Кампанеллы.
- 10. Возникновение педагогической системы.
- 14. Концепция воспитания д.Локка, пути ее реализации:содержание и методы
- 15. Концепция естественного и свободного воспитания ж.Ж.Руссо.
- 17. Педагогические идеи французских просветителей xviiIв. (Вольтер,к.А.Гельвеций,д.Дидро)
- 18. Гуманистическое направление педагогической деятельности и.Г.Песталоцци.
- 2.1 Основные положения педагогической теории г.Песталоцци
- 2.2 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования
- 19. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории ф.В.А.Дистервега.
- 1.2. Жизненный и творческий путь а. Дистервега
- 3 Октября 1848, в министерство Раумера, были изданы знаменитые “три
- 2. Принцип культуросообразности означает организацию
- 3. Принцип самодеятельности
- 2.2. Дидактические правила
- 20. Сущность педагогической теории и.Ф.Гербарт и его педагогическая система.
- 21. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во второй половине xiXв.
- 22. Основные педагогические течения конца XIX-начала xXвв. О воспитании и
- 23. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения
- 3.2. Основные течения в педагогике
- 3.3. Итоги школьных реформ к середине XX в.
- 3.4. Попытки модернизации общеобразовательной школы
- 26. Педагогическая деятельность и взглояды я.Корчака
- 6 Августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.
- 27. ВОспитание у древних славян и в Киеском государстве.
- 29. Просвещение и школа в Московском государстве в XVI-XvIIвв.
- 30. Развитие Педагогической мысли в Беларуси в XIV-XVII вв. Ф.Скорина и с.Полоцкий,их педагогические идеи и деятельность.
- 1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.
- 2.2 Создание государственной системы образования
- 3.2 Классики российской педагогики XIX в. (к.Д. Ушинский, в.И. Водовозов, л.Н. Толстой, п.Ф. Лесгафт, в.П. Острогорский, п.Ф. Каптерев) и их вклад в развитие педагогической науки
- 4.2 Представители творческой педагогики советского периода (с.Т.Шацкий, п.П.Блонский, а.С.Макаренко, в.А.Сухомлинский) и их роль в обогащении теории и практики воспитания
- 4.3 Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. И проблематика их научных исследований
- 5.3 Белорусские педагоги XX в. И их исследования в области обучения и воспитания
- 31. Просвещение и школа в России в п
- 33. Педагогическая мысль во второй половине XVIII ы. (и.И.Бецкой,ф.И.Янкович,
- 34. Школьные реформы в России в первой половине XIX в. СОздание государственной
- 35. Состояние школьного дела в Беларуси в первой половине xiXв.
- 36. Представители революционно-демократического направления в педагогической
- 37. Общественно-педагогическое движение в России в 60-е гг. XiXв.
- 38. Развитие теории "свободного воспитания" в России во второй половине XIX-начале хх вв.(л.Н.Толстой,к.Н.ВЕнтцель).
- 39. К.Д.Ушинский о педагогической науке и искустве воспитания.
- 42. Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской
- 43. Система образования в России во второй половине XIX начале хХвв.
- 44. Возникновение и развитие советской системы образования(1917-1930гг.)
- 1 См.: Григорьев п.Н. Революция во внешкольном образовании. — м., 1919; Ислентьев н.Е, Козлов в.Н. Комсомол - шеф Всевобуча. - м., 1921.
- 45. Становление советской системы образования в зо-е гг. ХХв.Унификация
- 47. Педагогические новаторство а.С.Макаренко.Теория коллектива.
- 48. Просвещение и школа в Беларуси во второй половине xiXв.-начале хХв.
- 51.Система образования в Республике Беларусь в конце хх-начале ххIвв.
- 52. Модернизация системы образования в мире в начале ххiXвв.