19. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории ф.В.А.Дистервега.
Теория развивающего и воспитывающего обучения, ее принципы.
---------------------------------------------------
Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации, когда в
совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель
общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и
совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида
мыслят не "управляемым", а творцом самого себя, своих обстоятельств.
Гуманистическое воспитание, которое предстоит утвердить в школе, призвано
выступить преемником лучшего из культурного наследия, при этом важно
отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека-
средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности. В основе
гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: личностный подход
в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной
ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка,
молодого человека, признание их социальных прав и свобод; ориентация на
личность результат и показатель эффективности воспитания; отношение к
воспитаннику как субъекту собственного развития; опора в воспитании на
совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития
формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса). [6]
Немецкая философия Х1Х в. в лице И.Канта, Г.Гегеля, Й.Гербарта,
А.Дистервега выдвинула и обосновала идею гуманистического образования
личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и
школьного, и университетского образования. [5] Ситуацию, сложившуюся в
сфере образования и подготовки учителей, можно обозначить как
ориентированную на идеалы гуманистической педагогики и психологии. В этом
отношении состояние немецкой школы отражает ведущие тенденции развития
мирового педагогического процесса. В настоящее время гуманистическая
ориентация оказывает огромное влияние на развитие образования, особенно в
сфере подготовки учительских кадров, выдвигая новый идеальный образ
учителя. Ее сторонники считают, что школа должна не только давать знания,
формировать умения и навыки, но, прежде всего, обеспечить самоопределение и
самореализацию личности, готовить детей к жизни в эпоху быстрых
социокультурных перемен, меняющихся исторических условий динамичного
информационного общества. Это порождает необходимость в самоидентификации и
самоактуализации для каждого человека, в способности человека сохранять
личностный стержень, дабы не утратить свое "Я", не превратиться в
прагматика-конформиста. Представители гуманистической педагогики
полагают, что одного интеллекта недостаточно для того, чтобы решать
многочисленные проблемы, стоящие перед любым государством, обществом,
цивилизацией. Необходим человек, способный не только мыслить, но и
чувствовать, переживать, действовать, обладающий развитой интеллектуальной,
эмоциональной, волевой сферами. [6]
Таким был Адольф Дистервег, он, отвергая революционный путь изменения
общественных отношений, возлагал надежды на мирное преобразование общества
и, особенно на просвещение народа. Он защищал идею общечеловеческого
воспитания. Задача школы, по его мнению, заключается в воспитании гуманных
и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». [4;747] Он воспринял
гуманизм Лессинга, Гердера, Шиллера, Гёте. Корни его мировоззрения — в
просветительной и гуманистической литературе XVIII в. Цель воспитания
Дистервег видел в том, чтобы развить в подрастающем поколении
«самодеятельность в служении истине, красоте и добру». При всей
абстрактности и неопределенности этой туманно-романтической формулы, она
имела все же прогрессивное значение для своего времени, так как в
противовес реакционным официальным «установкам», возбуждала у учительства
стремление к каким-то высшим человеческим целям жизни и воспитания. [8;80]
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Зарождение воспитания в опыте человечества.Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.
- 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
- 6. Воспитание и образование в Западной Европе в периол средневековья V-Xвв.
- 2. Эразм Роттердамский как идеолог реформационного движения, проповедник нового подхода к образовательно-воспитательной работе.
- 3. Воспитательные идеалы французского педагога-гуманиста Франсуа Рабле.
- 4. Мишель Монтень и его теория развивающее воспитательного обучения.
- 5. Социально-педагогическая утопия Томаса Мора и Томаззо Кампанеллы.
- 10. Возникновение педагогической системы.
- 14. Концепция воспитания д.Локка, пути ее реализации:содержание и методы
- 15. Концепция естественного и свободного воспитания ж.Ж.Руссо.
- 17. Педагогические идеи французских просветителей xviiIв. (Вольтер,к.А.Гельвеций,д.Дидро)
- 18. Гуманистическое направление педагогической деятельности и.Г.Песталоцци.
- 2.1 Основные положения педагогической теории г.Песталоцци
- 2.2 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования
- 19. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории ф.В.А.Дистервега.
- 1.2. Жизненный и творческий путь а. Дистервега
- 3 Октября 1848, в министерство Раумера, были изданы знаменитые “три
- 2. Принцип культуросообразности означает организацию
- 3. Принцип самодеятельности
- 2.2. Дидактические правила
- 20. Сущность педагогической теории и.Ф.Гербарт и его педагогическая система.
- 21. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во второй половине xiXв.
- 22. Основные педагогические течения конца XIX-начала xXвв. О воспитании и
- 23. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения
- 3.2. Основные течения в педагогике
- 3.3. Итоги школьных реформ к середине XX в.
- 3.4. Попытки модернизации общеобразовательной школы
- 26. Педагогическая деятельность и взглояды я.Корчака
- 6 Августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.
- 27. ВОспитание у древних славян и в Киеском государстве.
- 29. Просвещение и школа в Московском государстве в XVI-XvIIвв.
- 30. Развитие Педагогической мысли в Беларуси в XIV-XVII вв. Ф.Скорина и с.Полоцкий,их педагогические идеи и деятельность.
- 1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.
- 2.2 Создание государственной системы образования
- 3.2 Классики российской педагогики XIX в. (к.Д. Ушинский, в.И. Водовозов, л.Н. Толстой, п.Ф. Лесгафт, в.П. Острогорский, п.Ф. Каптерев) и их вклад в развитие педагогической науки
- 4.2 Представители творческой педагогики советского периода (с.Т.Шацкий, п.П.Блонский, а.С.Макаренко, в.А.Сухомлинский) и их роль в обогащении теории и практики воспитания
- 4.3 Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. И проблематика их научных исследований
- 5.3 Белорусские педагоги XX в. И их исследования в области обучения и воспитания
- 31. Просвещение и школа в России в п
- 33. Педагогическая мысль во второй половине XVIII ы. (и.И.Бецкой,ф.И.Янкович,
- 34. Школьные реформы в России в первой половине XIX в. СОздание государственной
- 35. Состояние школьного дела в Беларуси в первой половине xiXв.
- 36. Представители революционно-демократического направления в педагогической
- 37. Общественно-педагогическое движение в России в 60-е гг. XiXв.
- 38. Развитие теории "свободного воспитания" в России во второй половине XIX-начале хх вв.(л.Н.Толстой,к.Н.ВЕнтцель).
- 39. К.Д.Ушинский о педагогической науке и искустве воспитания.
- 42. Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской
- 43. Система образования в России во второй половине XIX начале хХвв.
- 44. Возникновение и развитие советской системы образования(1917-1930гг.)
- 1 См.: Григорьев п.Н. Революция во внешкольном образовании. — м., 1919; Ислентьев н.Е, Козлов в.Н. Комсомол - шеф Всевобуча. - м., 1921.
- 45. Становление советской системы образования в зо-е гг. ХХв.Унификация
- 47. Педагогические новаторство а.С.Макаренко.Теория коллектива.
- 48. Просвещение и школа в Беларуси во второй половине xiXв.-начале хХв.
- 51.Система образования в Республике Беларусь в конце хх-начале ххIвв.
- 52. Модернизация системы образования в мире в начале ххiXвв.