logo
педогогика ебаная

3. Принцип самодеятельности

Самодеятельность, под которой он понимал активность, инициативу, Дистервег

считал важнейшей чертой личности. «Быть человеком,— по его словам,— значит

быть самодеятельным в стремлении к разумным целям…..Развитие и образование

ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к

ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить

только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно

результат образования…» В развитии детской самодеятельности он видел и

конечную цель, и непременное условие всякого образования: «Пробуждение

самодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением

его формального развития и воспитания». [2;249]

Положение Дистервега о том, что «...ум наполнить ничем нельзя. Он

должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать», актуально и в

наши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный: «Конечная цель

всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством

самодеятельности». Ум, воля, память, мышление, наблюдательность,

свойственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о

развитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.

Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начинает

проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по

самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого

самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничивал заботой о развитии

природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик,

техник или музыкант, — это уже дело не учителя.

Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному,

самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму

феодальной педагогики он защищал право каждого человека на развитие

самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления должна

вести к сознательной деятельности в жизни.

В «Руководстве для немецких учителей» Дистервег писал: «Собственно

человеческим в человеке является его самодеятельность. Все человеческое,

свободное, оригинальное исходит из этой самодеятельности... Воспитание

простирается лишь настолько, насколько позволяет самодеятельность; только

настолько, насколько ее хватает, возможно как образование человека другими,

так и его самообразование. Главной заботой воспитателя, следовательно,

должно быть развитие самодеятельности, которая поможет человеку позднее

сделаться господином, руководителем своей жизни» [7;66]

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4