logo
Специальная психология

Тема 3. Семинар Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии Семинарское занятие 3

  1. Общие закономерности психического развития, присущие нормальному и аномальному ребенку

  2. Специфические закономерности аномального развития

  3. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

  4. Внутрисистемная и межсистемная компенсация

  5. Псевдокомпенсация и сверхкомпенсация дефекта

 

 

Литература

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.

  3. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012

  4. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012. 

  5. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.

  6. Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

  7. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

 

 

Сайты

 

Задания для самостоятельной работы

Ответьте на вопросы:

  1. Как развиваются восприятие, образная память, наглядное мыш­ление у глухих детей в школьном возрасте в сравнении с развитием этих процессов у нормально слышащих школьников?

  2. Как развивается словесная речь у глухих школьников?

  3. Каковы особенности развития словесной памяти и словесно-логического мышления глухих школьников? От каких причин зависит более или менее совершенное развитие этих процессов у глухих детей в школьном возрасте? Какими путями и средствами можно совершенство­вать развитие этих процессов у глухих детей в школьном возрасте?

  4. Каковы особенности развития эмоций и чувств у глухих детей?

  5. Какие особенности личностного развития и межличностных от­ношений отмечаются у глухих детей, подростков и в юношеском возрасте?

  6. Каковы в будущем возможные достижения глухих детей в профес­сиональной и общественной деятельности?

  7. В чем состоит проблема готовности к школе при задержке психи­ческого развития?

  8. В чем специфика восприятия школьников с задержкой развития?

  9. Охарактеризуйте своеобразие памяти школьников с задержкой раз­вития.

  10. Какова динамика развития мышления в школьном возрасте?

  11. Расскажите об особенностях речи младших школьников с задерж­кой психического развития.

  12. Охарактеризуйте особенности эмоций и личности школьников.

  13. Опишите основные черты динамики развития психической дея­тельности при задержке психического развития

Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие. Органический дефект и развитие ребенка. Изучение закономерностей и особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Первичная и вторичная симптоматика в развитии детей. Этиология отклонений интеллектуального развития.

Современные классификации умственной отсталости: по степени выраженности дефекта, по этиологии, с учетом времени повреждения мозга, по состоянию основных нервных процессов, по состоянию деятельности, по обучаемости.

Необратимость дефекта при умственной отсталости.

Своеобразие познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников. Учебные возможности умственно отсталых школьников. Особенности физического развития умственно отсталых детей.

Особенности формирования нравственных представлений и понятий. Мотивация деятельности. Особенности личности и усвоения социальных ролей и взаимоотношений в процессе деятельности.

Задержанное психическое развитие. Этиология и патогенез ЗПР у детей. Различия в подходах к оценке ЗПР у детей. Слабовыраженные органические повреждения мозга различного генеза. Социальные факторы, усугубляющие отставания в развитии.

Систематика ЗПР.

Характеристика детей с нарушением темпа развития. Понятие «психофизический инфантилизм». Особенности моторики  детей с нарушенным темпом развития. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Недоразвитие познавательной деятельности. Нейродинамические нарушения. Недоразвитие речевых функций.

Характеристика детей с церебрастеническими состояниями. Особенности познавательной деятельности. Динамика развития.

Специфика учебной деятельности детей с ЗПР.

Личность и деятельность детей с ЗПР.

Особенности структуры дефекта. Обратимость дефекта.