logo
Специальная психология

Тема 1. Теоретико-методологические основы специальной психологии

Семинарское занятие 1

  1. Понятие «нормы» и «отклонения» в развитии ребенка.

  2. «Дизонтогения» как термин, обозначающий различные формы нарушений онтогенеза.

  3. Психологические параметры дизонтогенеза.

  4. Закон гетерохронии. Диспропорции в развитии – асинхронии.

  5. Структура дефекта по Выготскому Л. С.

 

Литература

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.

  3. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012

  4. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012. 

  5. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.

  6. Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

  7. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

 

 

Сайты

 

Задания для самостоятельной работы

Ответьте на вопросы:

  1. Охарактеризуйте предмет и задачи специальной психологии.

  2. Каковы важнейшие требования к исследованиям в области специ­альной психологии и чем они обусловлены?

  3. Какие об­щие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками?

  4. Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:

  • Какие сензитивные периоды в развитии психических функций Вы знаете?

  • Какую последова­тельность развития всех психических процессов Вы можете указать?, Раскройте роль деятельно­сти в психическом развитии

  • Раскройте роль речи в формировании высших психических функций

  • Какова роль обучения в психическом раз­витии ребенка?

  • Что такое психический дизонтогенез?

  • По какому показателю и каким образом можно практически  определить различия в скорости приема и переработки информации детьми?

  • Перечислите возможные причины снижения скорости приема и пе­реработки информации у детей с разными типами нарушения развития

  • Дайте определение первичного и вторичного нарушений.

  • Приведите примеры проявления снижения скорости приема и пере­работки информации у детей с разными типами нарушения развития.

  • .Какие иные специфические особенности развития могут вызвать, по вашему мнению, эти причины?

  • Охарактеризуйте особенности развития детей с физической или пси­хической недостаточностью в первые месяцы жизни.

  • Что такое сензитивные периоды и в чем различия этих периодов у нормально развивающихся и отстающих в развитии детей?

  • Дайте определения зон актуального и ближайшего развития.