Чтение с губ
распознавание речевых сообщений при помощи зрительного восприятия видимых движений речевых органов
Предмет и объект исследования специальной психологии.
Основные задачи и методологические положения отечественной специальной психологии.
Методы специальной психологии.
История развития специальной психологии
Категория развития как важный методологический принцип психологии.
Понятие нормы психического развития. Критерии нормального развития.
Понятие «отклоняющееся развития».
Гуманизация воспитательно-образовательного процесса.
Биологические причины врожденных аномалий.
Биологические причины приобретенных аномалий.
Социальные причины нарушений развития.
Онтогенез (морфогенез и функциогенез) как непрерывный и противоречивый процесс развития ребёнка.
Дизонтогенез как нарушение (отклоняющееся) развитие. Психологические параметры дизонтогенеза.
Взаимоотношение биологического и социального факторов как условий развития здорового и больного ребёнка.
Биологические и социальные причины дизонтогенеза.
Основные типы психического дизонтогенеза и их психолого-педагогическая характеристика.
Цель и задачи психологической диагностики нарушенного развития.
Принципы психологической диагностики в младенческом и раннем возрасте детей с ОВЗ.
Принципы психологической диагностики дошкольников с ОВЗ.
Принципы психологической диагностики младших школьников с ОВЗ.
Психологическая диагностика подростков и юношей с ОВЗ.
Понятие общего психического недоразвития ребёнка.
Умственная отсталость как один из вариантов психического недоразвития и его основные параметры.
Основные причины недоразвития.
Психологическая характеристика умственно отсталых детей.
Основные принципы диагностики и психокоррекции детей с психическим недоразвитием.
Задержка психического развития (ЗПР) как форма недоразвития и её отличие от умственной отсталости.
Основные виды ЗПР. Прогноз компенсации каждого из видов ЗПР.
Общие и специфические для разных форм ЗПР факторы запаздывания в формировании признаков «школьной зрелости».
Уровень познавательного развития школьников с ЗПР в сравнении с умственно отсталыми и нормально развивающимися сверстниками.
Обучаемость как дифференциально диагностический критерий формы психического недоразвития ребёнка.
Причины нарушений зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата.
Виды и варианты нарушений анализаторов.
Общие и специфические закономерности психического развития детей, имеющих нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
Основные подходы к диагностике и коррекции дефицитарного развития.
Определение синдрома раннего детского аутизма (РДА), характерные признаки его проявления.
Возможные клинико-психологические причины возникновения РДА.
Особенности познавательного развития детей с РДА.
Особенности игровой деятельности дошкольников с РДА.
Проблемы дифференциальной диагностики РДА от детей с недоразвитием интеллекта и речи.
Работа с родителями в системе коррекционной работы с аутичными детьми.
Понятие неспецифических и специфических отклонений в развитии.
Соотнесение понятий: «акцентуация характера» и «психопатия».
Характеристика глубины нарушений гармоничности развития при разных формах психопатий и психопатоподобном поведении.
Основные подходы к выявлению акцентуаций характера и психопатий в детском возрасте.
Психокоррекция дисгармонического развития в детском возрасте.
Теоретические основы социализации. Семья как институт социализации.
Социально-психологическаяреабилитация лиц с ОВЗ.
Абилитация детей и подротсков.
Интеграция лиц с ОВЗ в общество.
- Актуализация
- Акцентуация характера – (от лат. Аccentus
- Амимия (от греч. A – отрицат. Частица и mimikos – мимика)
- Анамнез
- Бине—Симона тест
- Вербализм
- Госпитализм
- Деградация
- Дезадаптация
- Дейтеранопия (от греч. Deuteros – второй, an – отрицат. Частица и ops – глаз)
- Декомпенсация
- Деменция (от лат. Dementia – безумие)
- Инфантилизм
- Компенсация психологическая
- Коррекция отклоняющегося развития
- Коэффициент интеллекта, iq
- Кризисы возрастные
- Олигофрения
- Онтогенез
- Отклонения в психическом развитии ребенка
- Парциальный
- Патогенез
- Патологическое формирование характера
- Социализация
- Социально-психологическая интеграция
- Специальная психология
- Сурдопсихология (от лат. Surdus – глухой)
- Типология людей с нарушениями слуха
- Тифлопсихология (от греч. Typhlos – слепой)
- Умственная отсталость
- Функциональная система
- Чтение с губ
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими науками
- Основные категории специальной психологии
- Методология специальной детской психологии
- Методы специальной психологии
- 1 Уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития:
- 1.3. Понятие «нормы» в поведении
- Тема 1. Семинар
- Тема 2. Лекция
- 2.1 История развития специальной психологии
- 2.2. Причины и классификация отклонений в развитии
- Группы отклонений психического развития
- Тема 2. Семинар Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Общие и специфические закономерности атипичного развития
- 3.2. Механизмы формирования системных отклонений
- Тема 3. Семинар Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии Семинарское занятие 3
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Психическое недоразвитие
- Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника
- Закономерности психического развития детей с нарушением интеллектуального развития
- Методы олигофренопсихологии
- Основные формы умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
- Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью
- Специфика деятельности детей с умственной отсталостью
- 4.2. Задержанное психическое развитие.
- Тема 4. Семинар Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие Семинарское занятие 4
- Тема 5. Лекция
- 5.2. Определение и эпидемиология аутизма
- 5.3. Классификации аутизма
- 1. Разновидности:
- 2. Этиология:
- 3. Патогенез:
- 5.4 Эмоционально - волевые отклонения психического развития.
- 5.4.1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте.
- 5.4.2. Психопатия как форма эмоционально - волевого нарушения.
- Тема 5. Семинар Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения Семинарское занятие 5
- Тема 6. Лекция
- Тема 6. Семинар Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 7. Лекция
- Тема 7. Семинар Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Семинарское занятие 7
- Перейти к списку литературы эбс
- 1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тема 1. Теоретико-методологические основы специальной психологии
- Тема 2. Общее понятие о видах нарушений психического развития Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6