Тема 6. Семинар Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
Особая отягощенность условий раннего развития ребенка.
Условия депривации (сенсорной, эмоциональной, культурной).
Ущербность сензитивных периодов становления и развития основных психических функций.
Упущенность возможностей ранней компенсации дефекта вследствие резкого сужения возможного диапазона средств компенсации
Литература
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.
Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сайты
http://gbdoy49.ru/group4/blog_marii_alekseevny_ignat_evoj/special_naya_detskaya_psihologiya/
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы:
Каких детей и взрослых принято относить к категории слепоглухих?
Дайте краткую характеристику основным группам слепоглухих.
Какие причины могут привести к слепоглухоте?
Что вы можете рассказать об истории обучения слепоглухих детей?
Дайте характеристику ощущениям и восприятиям слепоглухих людей.
Попытайтесь сравнить «поля восприятия» слепоглухого и нормально видящего и слышащего человека.
В чем вы видите основную цель психологической помощи семьям, воспитывающим слепоглухого ребенка раннего возраста?
Какими причинами можно определить личностное отставание в развитии слепоглухих?
Что вы можете сказать о детях со множественными нарушениями?
Определите понятие «детский церебральный паралич».
Укажите основные причины детского церебрального паралича.
В каких формах может проявляться детский церебральный паралич?
В чем проявляются нарушения высших психических функций при детском церебральном параличе?
Дайте характеристику задержки психического развития у детей с церебральным параличом в возрастном аспекте и с учетом форм заболевания.
Охарактеризуйте нарушения мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом в динамическом аспекте.
В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с церебральным параличом?
Дайте характеристику олигофрении у детей с ДЦП.
Дайте характеристику речевых нарушений у детей с церебральным параличом.
В чем прояляются особенности дизартрии у детей с церебральным параличом?
В чем состоит специфика корковых речевых расстройств у детей с ДЦП?
Каковы особенности личности у детей с церебральным параличом?
Что такое нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом?
|
|
|
Понятия «интеграция» (в психологии и педагогике) и «интегрированное обучение». Интеграция как элемент системы «человек». Проблема интегрированного обучения нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. Интегрированное обучение как закономерный этап развития системы специального образования.
Зарубежный опыт интегрированного обучения. Модели интегрированного обучения. Концепция и тенденции развития современной российской системы специального образования в свете интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Психологическая готовность (отсутствие готовности) к интеграции в социум ребенка – инвалида.
Значение психологической интеграции ребенка – инвалида в среду здоровых сверстников. Признание прав лиц с отклонениями в развитии на предоставление или равных с другими возможностей в разных областях жизни. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование): (проект) о реализации программы интегрированного обучения.
Нормативно-правовая документация по оказанию детям, подросткам, молодежи консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной, профилактической и другой специализированной помощи.
Внешние и внутренние условия, обеспечивающие эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями. Опыт и перспективы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.
- Актуализация
- Акцентуация характера – (от лат. Аccentus
- Амимия (от греч. A – отрицат. Частица и mimikos – мимика)
- Анамнез
- Бине—Симона тест
- Вербализм
- Госпитализм
- Деградация
- Дезадаптация
- Дейтеранопия (от греч. Deuteros – второй, an – отрицат. Частица и ops – глаз)
- Декомпенсация
- Деменция (от лат. Dementia – безумие)
- Инфантилизм
- Компенсация психологическая
- Коррекция отклоняющегося развития
- Коэффициент интеллекта, iq
- Кризисы возрастные
- Олигофрения
- Онтогенез
- Отклонения в психическом развитии ребенка
- Парциальный
- Патогенез
- Патологическое формирование характера
- Социализация
- Социально-психологическая интеграция
- Специальная психология
- Сурдопсихология (от лат. Surdus – глухой)
- Типология людей с нарушениями слуха
- Тифлопсихология (от греч. Typhlos – слепой)
- Умственная отсталость
- Функциональная система
- Чтение с губ
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими науками
- Основные категории специальной психологии
- Методология специальной детской психологии
- Методы специальной психологии
- 1 Уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития:
- 1.3. Понятие «нормы» в поведении
- Тема 1. Семинар
- Тема 2. Лекция
- 2.1 История развития специальной психологии
- 2.2. Причины и классификация отклонений в развитии
- Группы отклонений психического развития
- Тема 2. Семинар Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Общие и специфические закономерности атипичного развития
- 3.2. Механизмы формирования системных отклонений
- Тема 3. Семинар Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии Семинарское занятие 3
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Психическое недоразвитие
- Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника
- Закономерности психического развития детей с нарушением интеллектуального развития
- Методы олигофренопсихологии
- Основные формы умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
- Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью
- Специфика деятельности детей с умственной отсталостью
- 4.2. Задержанное психическое развитие.
- Тема 4. Семинар Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие Семинарское занятие 4
- Тема 5. Лекция
- 5.2. Определение и эпидемиология аутизма
- 5.3. Классификации аутизма
- 1. Разновидности:
- 2. Этиология:
- 3. Патогенез:
- 5.4 Эмоционально - волевые отклонения психического развития.
- 5.4.1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте.
- 5.4.2. Психопатия как форма эмоционально - волевого нарушения.
- Тема 5. Семинар Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения Семинарское занятие 5
- Тема 6. Лекция
- Тема 6. Семинар Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 7. Лекция
- Тема 7. Семинар Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Семинарское занятие 7
- Перейти к списку литературы эбс
- 1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тема 1. Теоретико-методологические основы специальной психологии
- Тема 2. Общее понятие о видах нарушений психического развития Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6