logo
Специальная психология

Тема 4. Семинар Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие Семинарское занятие 4

  1. Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие. Органический дефект и развитие ребенка.

  2. Изучение закономерностей и особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

  3. Первичная и вторичная симптоматика в развитии детей.

  4. Этиология отклонений интеллектуального развития

  5. Характеристика детей с церебрастеническими состояниями

 

Литература

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.

  3. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012

  4. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012. 

  5. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.

  6. Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

  7. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

 

 

Сайты

 

Задания для самостоятельной работы

 

Ответьте на вопросы:

  1. Раскройте понятие «умственно отсталый ребенок».

  2. Каковы причины возникновения умственной отсталости?

  3. В чем проявляется своеобразие деятельности умственно отсталых детей?

  4. Как можно охарактеризовать восприятие умственно отсталых детей?

  5. Каковы особенности мышления детей этой категории?

  6. Как протекают мнемические процессы у детей с интеллектуальной недостаточностью?

  7. Какие особенности речи отмечаются у умственно отсталых детей?

  8. Как можно охарактеризовать внимание умственно отсталых детей?

  9. В чем проявляется своеобразие эмоционально-волевой сферы у ум­ственно отсталых детей?

  10. Каковы особенности личности этой категории детей?

  11. В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллек­туальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной)?

  12. Раскройте понятие «умственно отсталые дети со сложными дефек­тами».

  13. Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления.

  14. Как построена клиническая классификация задержки психическо­го развития?

  15. Охарактеризуйте проявления задержки психического развития в ран­нем возрасте и проблемы ранней диагностики.

  16. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольни­ков с задержкой психического развития?

  17. Расскажите об особенностях моторики дошкольников.

  18. Чем отличаются восприятие и внимание дошкольников с задерж­кой психического развития?

  19. Опишите особенности памяти дошкольников с задержкой развития.

  20. Каковы особенности развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте?

  21. Расскажите о речевом развитии дошкольников с задержкой развития.

  22. Как развивается игровая деятельность детей с задержкой психи­ческого развития?

  23. Каковы особенности эмоционально-волевой сферы дошкольни­ков с задержкой развития?

Детский аутизм. Нарушение коммуникации как доминирующий фактор в формировании аномального развития при раннем детском аутизме (РДА).

Клинико-психологическая характеристика РДА. Взгляды на природу детского аутизма. Изменение проявлений РДА с возрастом.

Эмоциональная отстраненность аутичных детей. Нарушение эмпатии. Специфика поведения.

Различные варианты речевого развития детей с РДА.

Асинхрония развития аутичных детей.

Эмоционально - волевые отклонения психического развития. Психопатия как форма эмоционально - волевого нарушения. Систематика психопатий. Этиология и патогенез психопатий.

Клинико-психологическая структура отдельных вариантов психопатий.

Патологическое формирование личности. Этиопатогенез патологического формирования личности.

Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения. Подходы к классификации отклоняющегося поведения. Психолого-педагогическая характеристика девиаций в поведении несовершеннолетних. Девиации поведения. Делинквентное поведение.