3.1. Общие и специфические закономерности атипичного развития
Характеризуя общие, или главные, закономерности психического развития, следует подчеркнуть, что развитие связано, прежде всего, с позитивными качественными изменениями, появление которых знаменует очередную фазу и стадию этого процесса. Процесс развития необратим и непрерывен. Кроме того, общим законом развития является механизм иерархизации - соподчинения. Более молодые и более совершенные функции включают в свой состав, подчиняют себе более "старые'', тем самым создавая условия для взаимного развития.
Еще одной важной стороной развития является его неравномерность, или гетерохронность. В этом отношении законом нормального развития следует считать сочетание неравномерности со своевременностью формирования тех или иных структур. В психологии разновременность формирования разных сторон психики называется сензитивными периодами.
Кроме всего сказанного, необходимо упомянуть, что психика не только представляет собой внутренний регулятор внешней предметной деятельности, но и сама может развиваться только в условии этой деятельности. При этом всегда указывается, что развитие психики осуществляется в ведущем для данного возраста виде деятельности.
Процесс психического развития можно рассматривать как направленный и спонтанный. Первый представляет собой процесс изменений в психике ребенка под влиянием обучения и называется функциональным генезом. Спонтанное развитие - это изменение в процессе самонаучения путем подражания.
Таким образом, можно дать самое общее определение психического развития как процесса поступательных, непрерывных, необратимых качественных изменений в отражении внешнего и внутреннего мира (в параметрах его полноты, точности, глубины, взаимосвязанности, целостности и т.п.), обеспечивающих все более эффективную саморегуляцию внешней предметной и внутренней психической деятельности, а также повышающих их результативность в плане усвоения социально-исторического опыта.
Результаты исследований убедительно свидетельствуют о том, что основные закономерности психического развития (такие как поступательность, переход количественных изменений в качественные, закрепление изменений в процессе развития через опыт) являются едиными как для нормы, так и для патологии.
Но при общности закономерностей развития в норме и патологии при нарушениях в развития проявляются и особенности, что выражается в разного рода отклонениях. Анализ отклонений развития показывает, что нарушенное развитие имеет свою специфику, характерную в той или иной мере для всех детей этой группы, одновременно отличая их от детей с нормальным развитием.
Снижение уровня развития.
Трудности социальной адаптации.
Нарушения общения.
Несоответствие речи возрастным нормам развития.
Закономерности познания действительности: изменение способности к приему и переработке информации, нарушение хранения и использования информации, замедление формирования понятий, затруднение упорядочивания информации, недостаточность и специфические особенности словесного опосредования.
Наличие потенциальных возможностей развития за счет целенаправленного воздействия на формирование высших психических функций.
Способность совершенствования функций лишь до определенного уровня, часто не достигающего возрастных нормативов, а также длительность коррекции функций.
Нарушение произвольности психических процессов.
Наряду с закономерностями развития детей, подчеркивающими их трудности, существуют и закономерности положительного характера. Одна из них была выделена В.И. Лубовским при изучении словесной регуляции действий у детей. Это возможность выработки новых условных связей без участия словесной системы или чаще при неполном, частичном словесном опосредовании.
Наличие этой особенности показывает, что нарушенное развитие имеет закономерности, характеризующие уровень отставания в развитии и уровень компенсации.
Правильное понимание общих и специфических закономерностей развития при конкретной форме нарушения зависит от знания характера первичного дефекта и закономерного влияния на образование вторичных отклонений в формировании психики ребенка, которые в совокупности влияют на весь ход психического развития. Исследования разных групп детей с нарушениями психического развития показывают, что каждый вид развития имеет свои, обусловленные конкретным дефектом, сложные специфические особенности, отличающие одну категорию таких детей от другой.
- Актуализация
- Акцентуация характера – (от лат. Аccentus
- Амимия (от греч. A – отрицат. Частица и mimikos – мимика)
- Анамнез
- Бине—Симона тест
- Вербализм
- Госпитализм
- Деградация
- Дезадаптация
- Дейтеранопия (от греч. Deuteros – второй, an – отрицат. Частица и ops – глаз)
- Декомпенсация
- Деменция (от лат. Dementia – безумие)
- Инфантилизм
- Компенсация психологическая
- Коррекция отклоняющегося развития
- Коэффициент интеллекта, iq
- Кризисы возрастные
- Олигофрения
- Онтогенез
- Отклонения в психическом развитии ребенка
- Парциальный
- Патогенез
- Патологическое формирование характера
- Социализация
- Социально-психологическая интеграция
- Специальная психология
- Сурдопсихология (от лат. Surdus – глухой)
- Типология людей с нарушениями слуха
- Тифлопсихология (от греч. Typhlos – слепой)
- Умственная отсталость
- Функциональная система
- Чтение с губ
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими науками
- Основные категории специальной психологии
- Методология специальной детской психологии
- Методы специальной психологии
- 1 Уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития:
- 1.3. Понятие «нормы» в поведении
- Тема 1. Семинар
- Тема 2. Лекция
- 2.1 История развития специальной психологии
- 2.2. Причины и классификация отклонений в развитии
- Группы отклонений психического развития
- Тема 2. Семинар Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Общие и специфические закономерности атипичного развития
- 3.2. Механизмы формирования системных отклонений
- Тема 3. Семинар Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии Семинарское занятие 3
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Психическое недоразвитие
- Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника
- Закономерности психического развития детей с нарушением интеллектуального развития
- Методы олигофренопсихологии
- Основные формы умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
- Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью
- Специфика деятельности детей с умственной отсталостью
- 4.2. Задержанное психическое развитие.
- Тема 4. Семинар Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие Семинарское занятие 4
- Тема 5. Лекция
- 5.2. Определение и эпидемиология аутизма
- 5.3. Классификации аутизма
- 1. Разновидности:
- 2. Этиология:
- 3. Патогенез:
- 5.4 Эмоционально - волевые отклонения психического развития.
- 5.4.1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте.
- 5.4.2. Психопатия как форма эмоционально - волевого нарушения.
- Тема 5. Семинар Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения Семинарское занятие 5
- Тема 6. Лекция
- Тема 6. Семинар Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 7. Лекция
- Тема 7. Семинар Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Семинарское занятие 7
- Перейти к списку литературы эбс
- 1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тема 1. Теоретико-методологические основы специальной психологии
- Тема 2. Общее понятие о видах нарушений психического развития Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6