Тема 5. Семинар Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения Семинарское занятие 5
Детский аутизм. Нарушение коммуникации как доминирующий фактор в формировании аномального развития при раннем детском аутизме (РДА).
Клинико-психологическая характеристика РДА.
Взгляды на природу детского аутизма
Психопатия как форма эмоционально - волевого нарушения.
Этиопатогенез патологического формирования личности.
Литература
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.
Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сайты
http://gbdoy49.ru/group4/blog_marii_alekseevny_ignat_evoj/special_naya_detskaya_psihologiya/
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы:
Опишите клинико-психологическую структуру раннего детского аутизма (РДА) как особой аномалии развития
Типичными для раннего детского аутизма (РДА) проявлениями являются:
однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств. Опишите их.
Какое своеобразное нарушение речи является маркером РДА?
Является ли интеллектуальная недостаточность обязательной для раннего детского аутизма (РДА)?
Чем характеризуется эпилептоидная психопатия?
Обязательны ли судорожные расстройства при психопатии эпилептоидного типа?
Отсутствие явлений слабоумия характерно для ранней стадии РДА, не так ли?
Какие стойкие характерологические особенности сопровождают эпилептоидную психопатию?
Внешними проявлениями синдрома раннего детского аутизма (РДА) являются зачастую заикание и судорожный синдром, верно?
Раскройте суть понятия «экстремальное» одиночество при РДА.
Раскройте суть понятия стереотипность в поведении при РДА
Опишите нарушение коммуникативной функции речи при РДА
При эпилептоидной психопатии присутствует склонность к немотивированным колебаниям настроения, так ли это?
|
|
|
Сложные нарушения как сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.
Синонимы термина «сложное нарушение»: «сложный дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения». Сложная структура нарушения.
Основные группы детей со сложными недостатками в развитии:
Дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых вызывает аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с ЗПР и т.д.
Дети с одним существенным (ведущим) психофизическим нарушением и сопутствующим ему нарушением, выраженным в слабой степени – «осложненный» дефект: умственно отсталые с небольшим снижением слуха (зрения) и т.д.
Дети с множественными нарушениями (три и более первичных нарушений), выраженными в разной степени и приводящими к значительным отклонениям в развитии ребенка, например, умственно отсталые слабовидящие глухие дети.
Особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Условия депривации (сенсорной, эмоциональной, культурной). Ущербность сензитивных периодов становления и развития основных психических функций. Упущенность возможностей ранней компенсации дефекта вследствие резкого сужения возможного диапазона средств компенсации.
Психическое развитие, не сводимое к сумме особенностей при каждом нарушении, а образующее новую, сложную структуру нарушений.
Возможности умственного развития детей со сложными недостатками в развитии.
Психолого-педагогические основы развития лиц со сложным дефектом. Теория развития слепоглухих детей (Мещеряков А.И., Соколянский И.А.).
- Актуализация
- Акцентуация характера – (от лат. Аccentus
- Амимия (от греч. A – отрицат. Частица и mimikos – мимика)
- Анамнез
- Бине—Симона тест
- Вербализм
- Госпитализм
- Деградация
- Дезадаптация
- Дейтеранопия (от греч. Deuteros – второй, an – отрицат. Частица и ops – глаз)
- Декомпенсация
- Деменция (от лат. Dementia – безумие)
- Инфантилизм
- Компенсация психологическая
- Коррекция отклоняющегося развития
- Коэффициент интеллекта, iq
- Кризисы возрастные
- Олигофрения
- Онтогенез
- Отклонения в психическом развитии ребенка
- Парциальный
- Патогенез
- Патологическое формирование характера
- Социализация
- Социально-психологическая интеграция
- Специальная психология
- Сурдопсихология (от лат. Surdus – глухой)
- Типология людей с нарушениями слуха
- Тифлопсихология (от греч. Typhlos – слепой)
- Умственная отсталость
- Функциональная система
- Чтение с губ
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими науками
- Основные категории специальной психологии
- Методология специальной детской психологии
- Методы специальной психологии
- 1 Уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития:
- 1.3. Понятие «нормы» в поведении
- Тема 1. Семинар
- Тема 2. Лекция
- 2.1 История развития специальной психологии
- 2.2. Причины и классификация отклонений в развитии
- Группы отклонений психического развития
- Тема 2. Семинар Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Общие и специфические закономерности атипичного развития
- 3.2. Механизмы формирования системных отклонений
- Тема 3. Семинар Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии Семинарское занятие 3
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Психическое недоразвитие
- Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника
- Закономерности психического развития детей с нарушением интеллектуального развития
- Методы олигофренопсихологии
- Основные формы умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
- Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью
- Специфика деятельности детей с умственной отсталостью
- 4.2. Задержанное психическое развитие.
- Тема 4. Семинар Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие Семинарское занятие 4
- Тема 5. Лекция
- 5.2. Определение и эпидемиология аутизма
- 5.3. Классификации аутизма
- 1. Разновидности:
- 2. Этиология:
- 3. Патогенез:
- 5.4 Эмоционально - волевые отклонения психического развития.
- 5.4.1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте.
- 5.4.2. Психопатия как форма эмоционально - волевого нарушения.
- Тема 5. Семинар Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения Семинарское занятие 5
- Тема 6. Лекция
- Тема 6. Семинар Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 7. Лекция
- Тема 7. Семинар Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Семинарское занятие 7
- Перейти к списку литературы эбс
- 1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тема 1. Теоретико-методологические основы специальной психологии
- Тема 2. Общее понятие о видах нарушений психического развития Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6