Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
Дошкольный возраст - время интенсивного развития ребенка. Он делиться на младенческий, ранний и дошкольный период. Каждый из них качественно своеобразен и ценен в контексте личностного развития. Специфика каждого возраста состоит в качественно-количественных новообразованиях, приобретаемых ребенком в тот или иной период.
Младенческий возраст делится на 2 периода: новорожденность (0 - 2 мес.) и собственно младенчество (2 -12 мес.).
Новообразованием периода новорожденности является адаптация ребенка в новой среде обитания. Отклонения в развитии ребенка в этом возрасте можно диагностировать на основе признаков нарушений адаптированности организма к новым условиям. Тяжёлые нарушения в развитии, связанные с умственной отсталостью (микроцефалия, синдром Дауна и другие генетически обусловленные нарушения) могут быть выявлены в первые дни жизни больного ребенка. Лёгкие формы олигофрении в период новорожденности не диагностируются. Однако у этих детей наблюдается отягощённый анамнез (патология беременности и родов матери, наследственные заболевания в семье), возможны нарушения режима сна и бодрствования, расстройства пищеварения и другие признаки дезадаптации.
Собственно младенчество - очень интенсивный период развития. Каждый месяц у ребенка возникают новые навыки в моторной сфере, социальном и предречевом развитии, совершенствуется познавательная деятельность. У ребенка с недоразвитием интеллекта отставание в развитии, даже при лёгкой форме умственной отсталости, наблюдается уже в младенчестве. Моторные навыки формируются с задержкой на 1-2 месяца, социальные по своей природе психические проявления, например, "комплекс оживления'', не возникают или формируются позднее и специфично. Младенцы с патологией ЦНС не проявляют интереса к ярким игрушкам, новым звукам, то есть наблюдается снижение познавательной активности ребенка. У детей с умственной отсталостью замедляется процесс формирования речи, например, лепетная речь формируется со значительной (3-4 мес.) задержкой. В некоторых случаях первые слова в активном словаре появляются лишь в среднем дошкольном возрасте. Не формируется эмоциональное общение с близким взрослым как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте. Таким образом, к концу первого года жизни ребенка с умственной отсталостью формируются вторичные отклонения в развитии:
задержка в становлении ряда моторных функций;
замедление формирования сенсорной сферы;
не формируются предпосылки для речевого развития;
не складывается эмоциональное общение с близкими взрослыми.
Ранний возраст (1-3 года) - важный период в развитии ребёнка. Новообразованием кризиса одного года является автономность. Ребенок благодаря овладению навыками самостоятельной ходьбы может существовать относительно автономно. Малыш активно осваивает дальнее пространство, знакомится с предметным миром, со свойствами, качествами и функциями предметов окружающего мира. В раннем возрасте ребенок активно осваивает речь. Происходит качественный скачок в развитии речи ребенка. Формирование речи обеспечивает развитие всех высших психических функций. К концу раннего возраста в личностном развитии ребенка происходит качественное изменение - формируется самосознание.
У детей с недоразвитием интеллекта в раннем возрасте продолжают формироваться вторичные нарушения, особенно в отсутствии целенаправленной коррекционно-развивающей помощи. Моторное развитие детей характеризуется задержками в становлении основных навыков, например, прямохождения. Не формируется ведущий вид деятельности, характерный для раннего возраста, - предметная деятельность. Ребенок не интересуется предметами, их функциями и свойствами. Действия детей с предметами характеризуются большим количеством неспецифических манипуляций. Активная речь у детей с умственной отсталостью раннего возраста не формируется. Пассивная речь развивается в ограниченных пределах, т.е. ребенок ситуативно понимает знакомые инструкции, но речь взрослого не может быть регулятором деятельности ребенка внеситуативно. К концу раннего возраста самосознание у ребенка с умственной отсталостью не формируется. В некоторых случаях признаки возникновения самосознания отмечаются лишь к пяти годам жизни ребенка, чаще всего в виде проявлений негативизма. В раннем возрасте у детей с недоразвитием интеллекта не складываются основы формирования нравственности, т.к. ограничено понимание речи взрослого и замедлен процесс социализации. Однако к концу третьего года жизни у детей с лёгкими формами умственной отсталости наблюдается ориентировка на взрослого, интерес с эмоциональному общению с ним. Но речь взрослого не может служить регулятором деятельности ребенка, которая зачастую носит нецеленаправленный, хаотичный характер.
Общие закономерности психического развития ребенка с умственной отсталостью аналогичны нормативным. Например, наблюдается неравномерность, цикличность психического развития, но отмечается и специфичность в становлении психики. Качественное своеобразие в развитии такого ребенка проявляется в иных темпах и пропорциях формирования психики, в атипичных иерархических связях между психическими функциями такого ребенка с преобладанием явления их недоразвития. Особое значение для компенсации дефекта имеет раннее начало коррекционно-развивающей работы, что позволяет предупредить формирование ряда вторичных отклонений в психическом развитии умственно отсталого ребенка.
Дошкольный возраст. Этот возрастной период имеет огромное значение для всего последующего психического развития ребенка. В этом возрасте формируется ряд важнейших психических новообразований:
Прежде всего, формируется произвольность психических процессов, таких как внимание, память, воображение. Возможность произвольной регуляции деятельности напрямую связана с процессом созревания коры больших полушарий мозга, происходящим в дошкольном возрасте. Нормально развивающийся ребенок на протяжении дошкольного детства совершенствуется в способности произвольно управлять как внешней, так и внутренней (психической) деятельностью.
В дошкольном возрасте речь становится основным средством коммуникации ребенка, она также начинает активно играть роль регулятора активности ребенка. Речь становиться основным каналом передачи информации, основным средством социализации, приобщения к культуре.
Возникает новый вид деятельности ребенка - игровая, которая на протяжении дошкольного возраста развивается, достигая к его завершению самого сложного уровня - сюжетно-ролевой игры. В игре формируется познавательная деятельность и личность ребенка-дошкольника и в ней же они проявляются. В игре складываются взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, формируется характер и выстраиваются различные поведенческие стратегии ребенка.
Дошкольный возраст - время возникновения продуктивных видов деятельности у детей. Дошкольники обучаются рисованию, конструированию, лепке. В этом же возрасте формируются предпосылки к возникновению трудовой деятельности в виде самообслуживания и посильного бытового труда.
У детей дошкольного возраста начинает складываться "Я''-концепция. Формируются личностные ценности, самооценка, происходит соподчинение мотивов деятельности, т.е. активно развивается личность ребенка.
К концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня развития, который позволяет ему взять на себя новую социальную роль и выполнять новый для него вид деятельности - учебную. Формируется готовность к школьному обучению.
Умственно отсталые дети в дошкольном возрасте, так же, как и дети с сохранным интеллектом, достаточно активно развиваются. Но это развитие происходит атипично, т.е. строится на дефективной основе.
Особенно ярко это наблюдается в познавательной деятельности ребенка. В отечественной психологии основной структурной единицей познания рассматривается ориентировочное действие. Ориентировочное действие - это действие, связанное с внешним проявлением познавательного интереса, фиксированностью внимания при восприятии объекта. Изначально ориентировочные действия выступают в виде наглядных манипуляций с предметами. Всё развитие восприятия в дошкольном возрасте идёт путём совершенствования перцептивных действий и усвоения сенсорных эталонов. У детей с недоразвитием интеллекта наблюдается снижение познавательного интереса, перцептивные действия примитивны. Лишь к пяти годам у детей с умственной отсталостью в лёгкой степени могут делать выбор по образцу. Наблюдается задержка в формировании сенсорных эталонов, целостности восприятия. При решении перцептивных задач дети используют примитивные поисковые способы. Ориентировка фактически отсутствует.
Умственно отсталые дети при решении мыслительных задач не отбрасывают неэффективные способы их решения, при неудачах легко отказываются от деятельности. При обучении способам решения наглядных задач дети с лёгкой умственной отсталостью могут действовать адекватно, но освоенный способ решения не переносят на новые условия. Часто наблюдается рассогласованность между знаемыми и используемыми способами решения мыслительных задач.
Произвольность познавательной деятельности у дошкольников с недоразвитием интеллекта не формируется. Резко снижен объем внимания и, соответственно, кратковременной памяти ребенка, что значительно валяет на его обучаемость. Резко недоразвивается речь.
В дошкольном возрасте наблюдается недоразвитие всех видов деятельности умственно отсталого ребенка: игровой, продуктивной, трудовой. Предпосылки учебной деятельности не формируются.
У дошкольников с недоразвитием интеллекта к семи годам накапливается значительное отставание в развитии относительно здоровых сверстников. Их возможности в обучении ограничены. Необходимы специальные условия для их обучения и воспитания. В то же время необходимо отметить, что умственно отсталые дети способны к развитию, но оно происходит специфично, в иные, нежели у нормальных сверстников, сроки.
- Актуализация
- Акцентуация характера – (от лат. Аccentus
- Амимия (от греч. A – отрицат. Частица и mimikos – мимика)
- Анамнез
- Бине—Симона тест
- Вербализм
- Госпитализм
- Деградация
- Дезадаптация
- Дейтеранопия (от греч. Deuteros – второй, an – отрицат. Частица и ops – глаз)
- Декомпенсация
- Деменция (от лат. Dementia – безумие)
- Инфантилизм
- Компенсация психологическая
- Коррекция отклоняющегося развития
- Коэффициент интеллекта, iq
- Кризисы возрастные
- Олигофрения
- Онтогенез
- Отклонения в психическом развитии ребенка
- Парциальный
- Патогенез
- Патологическое формирование характера
- Социализация
- Социально-психологическая интеграция
- Специальная психология
- Сурдопсихология (от лат. Surdus – глухой)
- Типология людей с нарушениями слуха
- Тифлопсихология (от греч. Typhlos – слепой)
- Умственная отсталость
- Функциональная система
- Чтение с губ
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими науками
- Основные категории специальной психологии
- Методология специальной детской психологии
- Методы специальной психологии
- 1 Уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития:
- 1.3. Понятие «нормы» в поведении
- Тема 1. Семинар
- Тема 2. Лекция
- 2.1 История развития специальной психологии
- 2.2. Причины и классификация отклонений в развитии
- Группы отклонений психического развития
- Тема 2. Семинар Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Общие и специфические закономерности атипичного развития
- 3.2. Механизмы формирования системных отклонений
- Тема 3. Семинар Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии Семинарское занятие 3
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Психическое недоразвитие
- Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника
- Закономерности психического развития детей с нарушением интеллектуального развития
- Методы олигофренопсихологии
- Основные формы умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
- Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью
- Специфика деятельности детей с умственной отсталостью
- 4.2. Задержанное психическое развитие.
- Тема 4. Семинар Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие Семинарское занятие 4
- Тема 5. Лекция
- 5.2. Определение и эпидемиология аутизма
- 5.3. Классификации аутизма
- 1. Разновидности:
- 2. Этиология:
- 3. Патогенез:
- 5.4 Эмоционально - волевые отклонения психического развития.
- 5.4.1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте.
- 5.4.2. Психопатия как форма эмоционально - волевого нарушения.
- Тема 5. Семинар Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения Семинарское занятие 5
- Тема 6. Лекция
- Тема 6. Семинар Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 7. Лекция
- Тема 7. Семинар Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Семинарское занятие 7
- Перейти к списку литературы эбс
- 1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тема 1. Теоретико-методологические основы специальной психологии
- Тема 2. Общее понятие о видах нарушений психического развития Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6