Занятие №6
Тема: Приставочные глаголы.
Цель:
Выделение приставочных глаголов в речевом потоке.
Практическое использование приставочных глаголов в речи.
Запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.
Оборудование: Мяч, сачок. Сюжетные картинки на приставочные глаголы из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...» (на столах у детей по 1 картинке). Текст стихотворения СМ. Маршака «Мяч».
Ход занятия
Организационный момент: Логопед называет глагол, а дети должны подобрать к нему как можно больше существительных. Ребенок, назвавший слово садиться. Например: ездит- машина, поезд, игрушка, велосипед
1.Выделение действий из отрывка из стихотворения С.Я. Маршака «Мяч».
-
Чтение логопедом стихотворения.
-
Заучивание отрывка: Покатился в огород,
Докатился до ворот, Подкатился под ворота, Добежал до поворота, Там попал под колесо, Лопнул,хлопнул — Вот и все!
3.Вопросы по содержанию:
О чем говорится в стихотворении?
Что сделал мяч?
Назовите действия мяча.
Какие три действия очень похожи?
Назовите их. (Покатился, докатился, подкатился).
2. Запоминание, проговаривание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.
-
Подойди к столу, обойди вокруг стола, отойди от стола к двери в раздевалку.
-
Выйди в спальню, подойди к кровати и иди в группу.
-
Войди в раздевалку, походи по ковру и приди в группу.
-
Принеси из уголка природы сачок, поднеси к столу, отнеси на окно.
-
Перенеси сачок с окна на стол, вынеси его из группы, отнеси в уголок природы.
Динамическая пауза.
Каждой паре детей дается мяч, первый ребенок выполняет любое действие с мячом, а второй должен назвать это действие. Потом мяч передается другому ребенку.
-
. Игра «Наоборот» — преобразование приставочных глаголов-антонимов по образцу:
Логопед предлагает детям сказать наоборот произнесенную им фразу.
налить воду в стакан — вылить воду из стакана
войти в комнату — приехать в гости —
открыть дверь — прилететь в порт —
принести игрушку — подъехать к воротам —
подойти к столу —
5. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений приставочными глаголами по сюжетным картинкам.
1. Ваня (переходит) улицу. Ваня (подходит) к дому. Ваня (входит) в дом. Ваня (вы-
ходит) из дома. Ваня (обходит) дом.
2. Таня (прыгает) на площадке. Таня (перепрыгивает) через ручей. Таня (спрыги-
вает) со скамейки.
3. Птичка (вылетает) из клетки. Птичка (подлетает) к клетке. Птичка (влета-
ет) в клетку.
-
Ваня (наливает) воду в стакан. Ваня (выливает) воду из стакана. Ваня (переливает) воду из стакана в стакан. Ваня поливает клумбу.
-
Машина (подъезжает) к гаражу. Машина (выезжает) из гаража. Машина (объезжает) вокруг гаража. Машина (переезжает) реку. Машина (едет) между домами.
Итог. Припоминание 3 похожих слов-действий из стихотворения С.Я. Маршака «Мяч». Закрепление вне занятия
-
Заучивание скороговорки «Ехали мы, ехали...».
-
Выделение приставочных глаголов из этой скороговорки.
3.Игра «Исправь ошибку» — закрепление понимания приставочных глаголов.
Дети наливают цветы на клумбе. -
Мама поливает суп в тарелку. -
Повар выливает запеканку подливой.- Ваня заливает воду из лейки. -
Таня обливает воду в стакан. -
4.Рисование или аппликация «Разноцветные мячи».
- Глагольного словаря у детей дошкольного возраста
- Оглавление
- Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей.
- Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с онр III уровня.
- Глава III. Анализ результатов исследования
- Введение
- Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей
- 1.1. Формирование у детей глагольного словаря в норме
- I период « Предложения из аморфных слов корней» (от 1года 3месяцев до 1 года 10 месяцев)
- 1.2 Характеристика глагольного словаря детей с онр III уровня
- Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с онр III уровня
- 2.1 Цель и задачи экспериментальной части исследования
- 2.2. Характеристика детей экспериментальной группы
- 2.3 Методика констатирующего эксперимента
- 2.Изменение глаголов по лицам.
- 3.Изменение глаголов прошедшего времени по родам
- 1.Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений
- 2.Образование глаголов единственного и множественного числа.
- 4.Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.
- 5.Образование глаголов с противоположным значением.
- 6. Образование глаголов от других частей речи.
- 2.4 Методика формирующего эксперимента
- Подбор глагольного словаря для фронтальных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим
- I период:
- Упражнения по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глагола (Приложение3)
- Глава III. Анализ результатов исследования
- 3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента
- Выводы по исследованию параметров развития глагольного словаря:
- Выводы по результатам констатирующего эксперимента:
- 3.2 Анализ результатов обучения (контрольного эксперимента)
- Заключение
- Список используемой литературы
- Наглядный материал используемый для обследования глагольного словаря детей
- Конспекты, фронтальные занятий по развитию глагольного словаря Занятие № 1
- Занятие №2
- Занятие №3
- Закрепление вне занятия
- Занятие №4
- Занятие №5
- Выполнение заданий вне занятий
- Занятие №6
- Занятие №6
- Занятие№7
- Занятие №8
- Занятие № 9
- Система упражнений по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глаголов
- Список игр используемых для развития глагольного словаря (наглядный материал к играм представлен в отдельных папках)
- Уровень развития исследуемых параметров
- Результаты экспериментальной группы детей до формирующего эксперимента
- Результаты контрольной группы детей до формирующего эксперимента.
- Анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной и контрольной группы детей до формирующего эксперимента
- Результаты экспериментальной группы детей после формирующего эксперимента
- Сравнительный анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной группы детей.
- Результаты контрольной группы детей после формирующего эксперимента
- Сравнительный анализ уровня развития исследуемых параметров у контрольной группы детей
- Анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной и конрольной группы детей после формирующего эксперимента
- Количественный показатель уровня развития детей экспериментальной и контрольной группы детей до и после формирующего эксперимента