logo
Диплом на тему

2.Образование глаголов единственного и множественного числа.

Цель: Установить умеет ли ребенок образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.

Материал для исследования: парные картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами ( Приложение листы №19, № 20).

Парные картинки:

Самолет летитсамолеты летят

Ракета взлетает– ракеты взлетают

Солдат марширует– солдаты маршируют

Бабочка машет крыльями – бабочки машут крыльями

Мальчик играет – мальчики играют

Девочка идет – Девочки идут

Инструкция: «Посмотри и скажи: Что делает самолет? и Что делают самолеты? Так на всех картинках». Сначала используют наводящие вопросы в первой пробе, а далее ребенок самостоятельно выполняет задание.

3.Дифференциация и образование глаголов совершенного и несовер­шенного вида. (из кн.Е.Ф. Архиповой « Стертая дизартрия»)

Цель: Установить различение и умение образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Материал для исследования: парные сюжетные кар­тинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия. Используются глаголы настоящего и прошедшего времени 3-го лица ед. числа (окончание –ет, -ит, -а) ( Приложение1 листы № 14,№15,№16)

Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже на­рисовал».

Эта пишет, а эта уже ...

Этот делает, а этот уже ...

Эта спит, а эта уже ..

Эта поливает, а эта уже ...

Эта моет, а эта уже ...

Эта рисует, а эта уже ...

Эта шьет, а эта уже ...