Занятие№7
Тема: Глаголы-антонимы.
Цели: Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, строить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей чувство языка.
Ход занятия.
Организационный момент. Логопед говорит: «Сядет тот, кто назовет действия, которые мы совершаем каждый день».
1.Логопед рассказывает детям историю:
— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Просит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком «Наоборот». А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.
После чтения рассказа логопед уточняет действия с противоположным значением: ложиться — вставать, убирать — разбрасывать и т. п.
Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать, вый ти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия:
опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот -закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.
2.Игра «Картинки-перевертыши».
Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предложения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны.
На первой картинке изображен мальчик, который чинит машинку. Дети произносят: «Мальчик чинит машинку». Логопед продолжает: «Какое действие в этом предложении? Назовите противоположное действие и составьте новое предложение ».
Когда дети составили предложение, логопед переворачивает картинку и показывает ее ребятам. Затем оценивает, как составлено предложение, правильно ли подобрано противоположное действие.
Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:
Девочка снимает фартук (надевает). Папа вешает картину (снимает)
Малыш строит башню (ломает).
Мальчик пачкает костюм (чистит).
Бабушка выдергивает морковку (сажает).
Мальчик ловит мяч (бросает).
Девочка ловит бабочку (выпускает).
Обращается особое внимание на то, что к действие «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные действия.
3.Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоятельно составить предложение по индивидуальной картинке, выделить в нем действие и составить новое предложение, в котором будет противоположное действие — антоним (уже без наглядной опоры).
Итог занятия. Оцениваются ответы детей.
Закрепление вне занятия
1.Игра «Составь предложение».
У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки.) Дети составляют по два предложения со следующими противоположными действиями: подплыть — отплыть, завязать — развязать, пододвинуть — отодвинуть, подлететь — отлететь, вбежать — выбежать, заходить — выходить и др.
2. Игра « Скажи наоборот». Из динамической паузы.
3.Игра « Испорченный телефон».
Дети делятся на пары один ребенок называет глагол, а другой подбирает слово наоборот.
4.Закрепление глаголов антонимов на рисовании (веселый - грустный).
- Глагольного словаря у детей дошкольного возраста
- Оглавление
- Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей.
- Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с онр III уровня.
- Глава III. Анализ результатов исследования
- Введение
- Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей
- 1.1. Формирование у детей глагольного словаря в норме
- I период « Предложения из аморфных слов корней» (от 1года 3месяцев до 1 года 10 месяцев)
- 1.2 Характеристика глагольного словаря детей с онр III уровня
- Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с онр III уровня
- 2.1 Цель и задачи экспериментальной части исследования
- 2.2. Характеристика детей экспериментальной группы
- 2.3 Методика констатирующего эксперимента
- 2.Изменение глаголов по лицам.
- 3.Изменение глаголов прошедшего времени по родам
- 1.Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений
- 2.Образование глаголов единственного и множественного числа.
- 4.Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.
- 5.Образование глаголов с противоположным значением.
- 6. Образование глаголов от других частей речи.
- 2.4 Методика формирующего эксперимента
- Подбор глагольного словаря для фронтальных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим
- I период:
- Упражнения по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глагола (Приложение3)
- Глава III. Анализ результатов исследования
- 3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента
- Выводы по исследованию параметров развития глагольного словаря:
- Выводы по результатам констатирующего эксперимента:
- 3.2 Анализ результатов обучения (контрольного эксперимента)
- Заключение
- Список используемой литературы
- Наглядный материал используемый для обследования глагольного словаря детей
- Конспекты, фронтальные занятий по развитию глагольного словаря Занятие № 1
- Занятие №2
- Занятие №3
- Закрепление вне занятия
- Занятие №4
- Занятие №5
- Выполнение заданий вне занятий
- Занятие №6
- Занятие №6
- Занятие№7
- Занятие №8
- Занятие № 9
- Система упражнений по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глаголов
- Список игр используемых для развития глагольного словаря (наглядный материал к играм представлен в отдельных папках)
- Уровень развития исследуемых параметров
- Результаты экспериментальной группы детей до формирующего эксперимента
- Результаты контрольной группы детей до формирующего эксперимента.
- Анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной и контрольной группы детей до формирующего эксперимента
- Результаты экспериментальной группы детей после формирующего эксперимента
- Сравнительный анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной группы детей.
- Результаты контрольной группы детей после формирующего эксперимента
- Сравнительный анализ уровня развития исследуемых параметров у контрольной группы детей
- Анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной и конрольной группы детей после формирующего эксперимента
- Количественный показатель уровня развития детей экспериментальной и контрольной группы детей до и после формирующего эксперимента