logo
Диплом на тему

Занятие№7

Тема: Глаголы-антонимы.

Цели: Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, стро­ить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей чувство языка.

Ход занятия.

Организационный момент. Логопед говорит: «Сядет тот, кто назо­вет действия, которые мы совершаем каждый день».

1.Логопед рассказывает детям историю:

— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Просит по­вернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их раз­брасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком «Наоборот». А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

После чтения рассказа логопед уточняет действия с противопо­ложным значением: ложиться — вставать, убирать — разбрасы­вать и т. п.

Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать, вый­ ти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия:

опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот -закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.

2.Игра «Картинки-перевертыши».

Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предложе­ния по картинкам. Если составят правильно, он им покажет кар­тинку и с обратной стороны.

На первой картинке изображен мальчик, который чинит машин­ку. Дети произносят: «Мальчик чинит машинку». Логопед продол­жает: «Какое действие в этом предложении? Назовите противоположное действие и составьте новое предложение ».

Когда дети составили предложение, логопед переворачивает кар­тинку и показывает ее ребятам. Затем оценивает, как составлено предложение, правильно ли подобрано противоположное действие.

Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:

Девочка снимает фартук (надевает). Папа вешает картину (снимает)

Малыш строит башню (ломает).

Мальчик пачкает костюм (чистит).

Бабушка выдергивает морковку (сажает).

Мальчик ловит мяч (бросает).

Девочка ловит бабочку (выпускает).

Обращается особое внимание на то, что к действие «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные дей­ствия.

3.Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоя­тельно составить предложение по индивидуальной картинке, выде­лить в нем действие и составить новое предложение, в котором будет противоположное действие — антоним (уже без наглядной опоры).

Итог занятия. Оцениваются ответы детей.

Закрепление вне занятия

1.Игра «Составь предложение».

У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому за­нятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные при­ставки.) Дети составляют по два предложения со следующими противоположными действиями: подплыть — отплыть, завязать — развязать, пододвинуть — отодвинуть, подлететь — отлететь, вбежать — выбежать, заходить — выходить и др.

2. Игра « Скажи наоборот». Из динамической паузы.

3.Игра « Испорченный телефон».

Дети делятся на пары один ребенок называет глагол, а другой подбирает слово наоборот.

4.Закрепление глаголов антонимов на рисовании (веселый - грустный).