logo
Диплом на тему

3.Изменение глаголов прошедшего времени по родам

Цель: Выявить умение изменять глаголы мужского и женского рода прошедшего времени.

Материал для исследования: слова, обозначающие действия в прошедшем времени мужского или женского рода.

Глаголы муж. рода:

мыл руки

поливал цветы

пел песню

писал письмо

Глаголы жен. рода:

Подметала пол

Убирала игрушки

Надевала пальто

Инструкция: «Послушай внимательно, я буду говорить про мальчика, например: мальчик упал. А ты будешь говорить про девочку, например: девочка…. упала».

Мальчик Девочка

мыл– девочка, что сделала? – упала.

поливал-……

пел -……..

писал - ……...

Девочка Мальчик

Подметала пол -……..

Убирала игрушки - …….

Надевала пальто - ……….

4. Изменение глаголов по временам. (из кн.О.Б. Иншаковой « Альбом для логопеда»)

Цель: Установить образует ли ребенок глаголы настоящего и прошедшего времени.

Материал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением действий в настоящем, прошедшем времени (Приложение 1листы № 14, №15,№16).

Сюжетные картинки:

Девочка поливает цветы – Девочка полила цветы

Девочка рисует – Девочка нарисовала

Девочка моет посуду – Девочка вымыла посуду

Мальчик делает стул – Мальчик сделал стул.

Девочка пишет – Девочка написала.

Девочка спит – Девочка проснулась.

Девочка шьет – Девочка сшила.

Инструкция:

1.Логопед спрашивает: Ребенок отвечает

Что делает девочка? Девочка поливает цветок. (настоящее время)

Что делала девочка? Девочка поливала цветок. (прошедшее время)

Что будет делать девочка? Девочка будет поливать цветок. (будущее время)

2. Ребенок самостоятельно по картинке выполняет задание.

Словообразование: