Конспекты, фронтальные занятий по развитию глагольного словаря Занятие № 1
Тема « Понятие действие».
Цель:
1. Выделение слов-действий в речевом потоке.
2.Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что? действий с вопросом Что делает?
3.Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий и по простым 1-фигурным сюжетным картинкам.
Оборудование:
Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница. Сюжетные картинки:
Мальчик умывается. Лебедь плавает. Девочка умывается. Лодка плавает. Мальчик вытирается. Утка стоит. Девочка вытирается. Автомобиль стоит.
Индивидуальный раздаточный материал (предметные картинки).
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед предлагает сесть тем детям, кто выполнит следующие движения (топать, хлопать, приседать, прыгать, нагнуться, крикнуть..).
1. Логопед: Объясняет детям, что они выполняли действия.
Потом логопед вызывает двух детей, называет им действие на ушко, а они должны выполнить его. Один ребенок приседает, другой- хлопает. Логопед спрашивает остальных детей: -Кто был внимательный?.-Кто скажет, что делает Наташа?(Она прыгает) – Что делает Саша?(Он хлопает)
2. Мини экскурсия в умывальную комнату, где помощник воспитателя моет руки, на вешалке висит полотенце, на мойке стоит мыльница (шампунь), на полочке лежит зубная щетка (зубная паста).
а) Логопед показывает выделенные предметы и задает вопрос Кто это? или Что это?
б) После ответов детей объясняет, что помощник воспитателя, полотенце, мыльница, зубная щетка... — это предметы. Они отвечают на вопрос Кто? Что?
в) Знакомство с действиями этих предметов путем соотнесения с вопросом что делает?
Что делает помощник воспитателя? - Моет руки.
Что делает мыльница? - Стоит.
Что делает зубная щетка? - Лежит.
3.Динамическая пауза.
Игра «Летает – не летает».
Дети встают в круг. Логопед называет названия предметов и обьектов ( стол, бабочка, муха, тарелка, шкаф, перышко). Если они летают – дети машут руками, если нет – приседают.
4.Составление простых нераспространенных предложений по индивидуальным простым 1-фигурным сюжетным картинкам по образцу.
Элементарный анализ предложений: выделение предметов и действий.
Логопед предлагает внимательно посмотреть на картинки, которые получили дети и предлагает составить предложение по своей картинке. Логопед предлагает образец высказывания.
Образец: Мальчик умывается.
После этого спрашивает индивидуально нескольких детей. Дети встают показывают картинку и называют, то что у них нарисовано.
Потом логопед предлагает поставить вопросы к этим картинкам по образцу: Кто это? Что делает (мальчик)?
Далее предлагает поставить вопросы к своим картинкам 2-3 детям, потом это же задание дети выполняют в парах, т.е. задают друг другу вопросы.
5.Итог. Как различить слова-предметы и слова-действия? Придумывание слов- предметов и слов-действий.
Закрепление вне занятия
-
Игра «Найди лишний предмет» (умывальные принадлежности — белье — бытовые приборы).
-
Игра «Дружные слова»:
а) выделение хлопками подходящих действий к предметам: утка — плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает; машина — едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет;
б) выделение хлопками подходящих предметов к действиям: летает — утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет; поет — синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.
3.Игра «Летает, плавает, бегает».
Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции:
а) «Топай — хлопай — прыгай!»
б) «Приседай — наклоняйся — поворачивайся!»
-
Игра «Подбери предмет к действию».
-
Игра «Подбери действие к предмету».
-
Рисование 2 руками одновременно «Светит солнышко».
-
Выделение предметов и действий из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».
- Глагольного словаря у детей дошкольного возраста
- Оглавление
- Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей.
- Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с онр III уровня.
- Глава III. Анализ результатов исследования
- Введение
- Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей
- 1.1. Формирование у детей глагольного словаря в норме
- I период « Предложения из аморфных слов корней» (от 1года 3месяцев до 1 года 10 месяцев)
- 1.2 Характеристика глагольного словаря детей с онр III уровня
- Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с онр III уровня
- 2.1 Цель и задачи экспериментальной части исследования
- 2.2. Характеристика детей экспериментальной группы
- 2.3 Методика констатирующего эксперимента
- 2.Изменение глаголов по лицам.
- 3.Изменение глаголов прошедшего времени по родам
- 1.Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений
- 2.Образование глаголов единственного и множественного числа.
- 4.Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.
- 5.Образование глаголов с противоположным значением.
- 6. Образование глаголов от других частей речи.
- 2.4 Методика формирующего эксперимента
- Подбор глагольного словаря для фронтальных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим
- I период:
- Упражнения по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глагола (Приложение3)
- Глава III. Анализ результатов исследования
- 3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента
- Выводы по исследованию параметров развития глагольного словаря:
- Выводы по результатам констатирующего эксперимента:
- 3.2 Анализ результатов обучения (контрольного эксперимента)
- Заключение
- Список используемой литературы
- Наглядный материал используемый для обследования глагольного словаря детей
- Конспекты, фронтальные занятий по развитию глагольного словаря Занятие № 1
- Занятие №2
- Занятие №3
- Закрепление вне занятия
- Занятие №4
- Занятие №5
- Выполнение заданий вне занятий
- Занятие №6
- Занятие №6
- Занятие№7
- Занятие №8
- Занятие № 9
- Система упражнений по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глаголов
- Список игр используемых для развития глагольного словаря (наглядный материал к играм представлен в отдельных папках)
- Уровень развития исследуемых параметров
- Результаты экспериментальной группы детей до формирующего эксперимента
- Результаты контрольной группы детей до формирующего эксперимента.
- Анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной и контрольной группы детей до формирующего эксперимента
- Результаты экспериментальной группы детей после формирующего эксперимента
- Сравнительный анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной группы детей.
- Результаты контрольной группы детей после формирующего эксперимента
- Сравнительный анализ уровня развития исследуемых параметров у контрольной группы детей
- Анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной и конрольной группы детей после формирующего эксперимента
- Количественный показатель уровня развития детей экспериментальной и контрольной группы детей до и после формирующего эксперимента