logo
Диплом на тему

Конспекты, фронтальные занятий по развитию глагольного словаря Занятие № 1

Тема « Понятие действие».

Цель:

1. Выделение слов-действий в речевом потоке.

2.Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что? действий с вопросом Что делает?

3.Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий и по простым 1-фигурным сюжетным картинкам.

Оборудование:

Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница. Сюжетные картинки:

Мальчик умывается. Лебедь плавает. Девочка умывается. Лодка плавает. Мальчик вытирается. Утка стоит. Девочка вытирается. Автомобиль стоит.

Индивидуальный раздаточный материал (предметные картинки).

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед предлагает сесть тем детям, кто выполнит следующие движения (топать, хлопать, приседать, прыгать, нагнуться, крикнуть..).

1. Логопед: Объясняет детям, что они выполняли действия.

Потом логопед вызывает двух детей, называет им действие на ушко, а они должны выполнить его. Один ребенок приседает, другой- хлопает. Логопед спрашивает остальных детей: -Кто был внимательный?.-Кто скажет, что делает Наташа?(Она прыгает) – Что делает Саша?(Он хлопает)

2. Мини экскурсия в умывальную комнату, где помощник воспитателя моет руки, на вешалке висит полотенце, на мойке стоит мыльница (шампунь), на полочке лежит зубная щетка (зубная паста).

а) Логопед показывает выделенные предметы и задает вопрос Кто это? или Что это?

б) После ответов детей объясняет, что помощник воспитателя, полотенце, мыльница, зубная щетка... — это предметы. Они отвечают на вопрос Кто? Что?

в) Знакомство с действиями этих предметов путем соотнесения с вопросом что делает?

Что делает помощник воспитателя? - Моет руки.

Что делает мыльница? - Стоит.

Что делает зубная щетка? - Лежит.

3.Динамическая пауза.

Игра «Летает – не летает».

Дети встают в круг. Логопед называет названия предметов и обьектов ( стол, бабочка, муха, тарелка, шкаф, перышко). Если они летают – дети машут руками, если нет – приседают.

4.Составление простых нераспространенных предложений по индивидуальным про­стым 1-фигурным сюжетным картинкам по образцу.

Элементарный анализ предложений: выделение предметов и действий.

Логопед предлагает внимательно посмотреть на картинки, которые получили дети и предлагает составить предложение по своей картинке. Логопед предлагает образец высказывания.

Образец: Мальчик умывается.

После этого спрашивает индивидуально нескольких детей. Дети встают показывают картинку и называют, то что у них нарисовано.

Потом логопед предлагает поставить вопросы к этим картинкам по образцу: Кто это? Что делает (мальчик)?

Далее предлагает поставить вопросы к своим картинкам 2-3 детям, потом это же задание дети выполняют в парах, т.е. задают друг другу вопросы.

5.Итог. Как различить слова-предметы и слова-действия? Придумывание слов- предметов и слов-действий.

Закрепление вне занятия

  1. Игра «Найди лишний предмет» (умывальные принадлежности — белье — бытовые приборы).

  2. Игра «Дружные слова»:

а) выделение хлопками подходящих действий к предметам: утка — плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает; машина едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет;

б) выделение хлопками подходящих предметов к действиям: летает — утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет; поет синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.

3.Игра «Летает, плавает, бегает».

Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции:

а) «Топай — хлопай — прыгай!»

б) «Приседай — наклоняйся — поворачивайся!»

  1. Игра «Подбери предмет к действию».

  2. Игра «Подбери действие к предмету».

  3. Рисование 2 руками одновременно «Светит солнышко».

  4. Выделение предметов и действий из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».