2.4 Методика формирующего эксперимента
По полученным данным можно сделать вывод о том, что необходимо провести обучение детей по этим параметрам с целью формирования у них правильной речи.
С этой целью исследуемый контингент детей разделен на две группы. Экспериментальная группа проходила обучение по предложенному варианту коррекционной работы, контрольная группа проходила обучение по стандартной программе обучения ДОУ.
Разработанный нами комплекс заданий был построен на основе методик: Чиркиной Г. В., Филичевой Т.Б., Ткаченко Т. А, Чистяковой И. А, В. В. Коноваленко, Крупенчук О.И, Каше Г.А., Ильяковой Н.Е., Соботович Е.Ф., Кобзарева Л. Г., Волосовец Т.В.. Мироновой С.А
Цель формирующего эксперимента:
1.Обогащение и активизация предикативного словаря.
2. Развитие навыка словоизменения, словообразования глаголов и правильного употребления их в речи.
3.Формирование навыка правильно изменять те или иные грамматические категории глагола, а так же отработка навыка употреблять их в разных типах предложений.
Этапы коррекционно-логопедической работы по развитию глагольного словаря:
-
Планирование и проведение фронтальных занятий по формированию лексико- грамматических представлений, учитывая требования программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
-
Подбор глагольного словаря для фронтальных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Каждой лексической теме соответствует свой словарь действий. Например: Тема «Животные» (прыгает, идет, крадется, бежит, скачет, сосет лапу, выводит детенышей, охотиться, зимует, запасает припасы, и т.д.).Так же этот глагольный словарь может, послужить опорой при планировании режимных моментов воспитателем.
-
Разработка упражнений по развитию глагольного словаря и формированию правильных грамматических форм глагола. Применение их на индивидуальных логопедических занятиях, для закрепления материала с родителями и воспитателем.
-
Подбор и проведение игр, которые способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении. Игры, которые мной предложены, могут быть использованы на физкультурных, музыкальных, занятиях, в игровой деятельности, подвижные игры можно проводить на прогулке.
-
Подбор наглядного материала и изготовление настольных игр для индивидуальных занятий логопеда, а так же для игрового уголка детей.
Фронтальные занятия по формированию глагольного словаря
Основной формой работы по формированию глагольного словаря является фронтальное занятие по формированию лексико- грамматических представлений и развитию связной речи (Приложение 2).
План и содержание фронтальных занятий спланирован с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.[62] и соответствует следующим направлениям:
-
развитие понимания слов – действий
-
усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени,
-
умение изменить форму глагола (преобразование глаголов повелительного наклонения I лица единственного числа в изъявительное наклонение III лица единственного числа настоящего времени (спи—спит, - пей—пьет);
-
упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».
-
закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
-
преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т.п.); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»);
-
умения правильно образовывать различные формы глаголов и использовать их в своей речи при общении с окружающими;
-
развития слухо-речевой памяти, внимания, двигательной координации, мыслительных процессов.
На базе этой программы я разработала и применила в ходе своей работы занятия (Приложение 2). Чтобы они оказались наиболее продуктивными, в достижении поставленных мной целей, предлагаю следующий подход при планировании занятий:
1.На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий детей делим на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
2. Необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям, возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятии.
3.Важно на протяжении всего занятия поддерживать стимуляцию общения. Этому способствуют четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей. Необходимо ориентироваться на общие интересы детей, что позволит активизировать их высказывания.
4.При планировании занятий придерживаюсь лексико-грамматического подхода, предложенного Т.А. Ткаченко. Суть его в том, что при лексико-грамматическом подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка.
Для дошкольника с нарушениями речи очень важно закреплять значение слов в их сочетаниях и предложениях. Более того, ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь ребёнка без многократного сознательного использования её в различных предложениях. Естественно, употребление грамматических терминов, исключается, а овладение грамматическим строем языка происходит в чисто практическом плане. Однако оно достигается не путём механического повторения определённых грамматических конструкций, а вследствие их самостоятельного построения в различных вариантах предложений.
5. При планировании занятий я не указываю словарную тему, не ограничивая тем самым активный и пассивный словари, на базе которых формируется та или иная грамматическая конструкция. Это позволяет расширить познавательные рамки занятия, а также целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме (приставках, окончаниях глаголов, способах словообразования и т.п.).
На занятиях будет использоваться свободный в произносительном отношении подбор лексического материала.
6. Фиксировать внимание ребёнка наилучшим образом в виде произносительного акцента (т.е. выделять голосом) на окончаниях слов, предлогах, союзах и других носителях грамматического значения. На групповых занятиях предлагаю выделять произносительно:
-
определённую морфему (приставку глагола) являющуюся основой словообразования;
-
окончание слова, выражающего различные грамматические значения (падежа, числа, рода, лица) в словосочетаниях;
-
способ связи слов в предложения (окончания слов, порядок слов).
7. Для более эффективной коррекции предикативного словаря предлагаю создание высокой умственной и речевой нагрузки. Умственная нагрузка возрастает за счет дополнительных упражнений на развитие словесно-логического мышления (в рамках темы). Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.
8.В процессе работы у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию.
9.Большое внимание при проведении занятий следует уделить поведению, тону и характеру речевой деятельности самого логопеда. Строгий режим экономии рабочего времени, максимальная речевая активность детей, не заглушенная пространными объяснениями и примерами логопеда, правильная дифференцированная оценка деятельности каждого ребенка являются необходимым условием эффективности каждого занятия.
Каждое лексико - грамматическое занятие построено по следующему плану
1.организационный момент;
2.объяснение нового материала;
3.закрепление полученных знаний на фронтальном наглядном материале;
4.динамическая пауза, связанная с темой занятия;
5.закрепление полученных знаний на индивидуальном наглядном материале;
6.итог занятия.
Наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (картинок, фишек, схем, условных обозначений и пр.) позволяет обеспечить: высокую активность детей; полный контроль за усвоением знаний и навыков;более экономное использование учебного времени.
Кроме того, правильный подбор наглядного материала (количество, эстетический вид, формат и т. п.) способствует повышению эмоционального тонуса детей, познавательного порога, а значит, и росту эффективности обучения. При планировании занятий использовался методический и наглядный материал В. В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко, Н.С.Жуковой.
- Глагольного словаря у детей дошкольного возраста
- Оглавление
- Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей.
- Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с онр III уровня.
- Глава III. Анализ результатов исследования
- Введение
- Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей
- 1.1. Формирование у детей глагольного словаря в норме
- I период « Предложения из аморфных слов корней» (от 1года 3месяцев до 1 года 10 месяцев)
- 1.2 Характеристика глагольного словаря детей с онр III уровня
- Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с онр III уровня
- 2.1 Цель и задачи экспериментальной части исследования
- 2.2. Характеристика детей экспериментальной группы
- 2.3 Методика констатирующего эксперимента
- 2.Изменение глаголов по лицам.
- 3.Изменение глаголов прошедшего времени по родам
- 1.Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений
- 2.Образование глаголов единственного и множественного числа.
- 4.Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.
- 5.Образование глаголов с противоположным значением.
- 6. Образование глаголов от других частей речи.
- 2.4 Методика формирующего эксперимента
- Подбор глагольного словаря для фронтальных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим
- I период:
- Упражнения по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глагола (Приложение3)
- Глава III. Анализ результатов исследования
- 3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента
- Выводы по исследованию параметров развития глагольного словаря:
- Выводы по результатам констатирующего эксперимента:
- 3.2 Анализ результатов обучения (контрольного эксперимента)
- Заключение
- Список используемой литературы
- Наглядный материал используемый для обследования глагольного словаря детей
- Конспекты, фронтальные занятий по развитию глагольного словаря Занятие № 1
- Занятие №2
- Занятие №3
- Закрепление вне занятия
- Занятие №4
- Занятие №5
- Выполнение заданий вне занятий
- Занятие №6
- Занятие №6
- Занятие№7
- Занятие №8
- Занятие № 9
- Система упражнений по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глаголов
- Список игр используемых для развития глагольного словаря (наглядный материал к играм представлен в отдельных папках)
- Уровень развития исследуемых параметров
- Результаты экспериментальной группы детей до формирующего эксперимента
- Результаты контрольной группы детей до формирующего эксперимента.
- Анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной и контрольной группы детей до формирующего эксперимента
- Результаты экспериментальной группы детей после формирующего эксперимента
- Сравнительный анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной группы детей.
- Результаты контрольной группы детей после формирующего эксперимента
- Сравнительный анализ уровня развития исследуемых параметров у контрольной группы детей
- Анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной и конрольной группы детей после формирующего эксперимента
- Количественный показатель уровня развития детей экспериментальной и контрольной группы детей до и после формирующего эксперимента