1.1. Формирование у детей глагольного словаря в норме
Исследование особенностей формирования глагольного словаря на сегодняшний день остается актуальной темой, так как недостаточно хорошо изучена. Об этом утверждает И. А. Чистякова [ 66] и пишет, что: « особенности формирования глагольного словаря у ребенка в разные возрастные периоды изучены недостаточно». Поэтому в своей работе я пытаюсь проанализировать источники различной литературы по становлению речи детей в норме в разные возрастные периоды, обобщить этот материал и представить свою версию по исследуемой проблеме.
В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н.Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, В.И.Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.
Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи ( в том числе и глаголов), структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию по формированию речи.
Жукова Н. С.[46] составила схему системного развития нормальной детской речи, используя материал книги А.Н. Гвоздева « Вопросы детской речи» (1961г). В ней имеется интересный материал по формированию глагольного словаря у детей с нормальным речевым развитием от рождения до 7 лет.
Лямина Г.М. [ 31] рассматривает особенности усвоения глаголов в процессе речевого общения со 2-й младшей группы до 6 лет. Так же описываются наблюдения за употреблениями глаголов вне занятий.
Тихеева Е.И. [56] оописывает этапы становления речи в первый год жизни. Подробно характеризует гуление, лепет, а так же этап появления первых слов глагольного словаря.
Шашкина Г. Р. [68] развитие глагольного словаря рассматривает в разделе «развитие лексико-грамматической стороны речи», в котором отражено, развитие словаря и грамматического строя в онтогенезе, составленного по материалам А. Н. Гвоздева из книги «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961).
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина [60] опираясь на исследования А.А. Леонтьева, условно выделяет 4 периода речевого развития.
В каждом периоде незначительно затронуто становление глагольного словаря. Указывает на появления звукосочетаний ребенка («дай». «бух» ), которые обозначают действия, к 2-м годам на употребление форм и лица глаголов.
Правдина О. В. [44] речевое развитие ребенка от рождения и до семи лет делит на четыре периода, где описывает становление словаря и грамматического строя речи.
В становлении речи выделяют несколько периодов и самый первый из них «доречевой период включает в себя несколько стадий: крик, гуление, лепет. Длиться этот период до одного года.
Крик — первая голосовая реакция ребенка. Крик и лепет еще лишены функции речи, но этот период является подготовительным для всего последующего речевого развития.
Характерной особенностью крика является то, что этот звуковой поток еще нельзя разбить на составляющие элементы, выделить в нем те или иные звуки. Чуть позже в речи ребенка появляются первые звуки. Этот этап называется гулением.
Период «гуления» отмечается у всех детей. В 1,5 месяца, а затем в 2—3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Первые звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими главным образом из гортанных и губных звуков: гх, пех, мг, бг и т. п. Ребенок неустанно упражняется в их произношении. Именно они являются основой для становления членораздельной речи и переходу к лепету.
Лепет по сравнению с гулением, лепет является более сложным видом упражнения речи, но того же рефлекторного характера.
В 4—5 месяцев произносимые им звуки меняют характер: они становятся членораздельными, приобретают элементы слова, ребенок овладевает слогами, первичными корнями слова: на, па, га, фу и т. д.
Далее в 7-8,5 месяцев происходит лепетное сочетание одинаковых слогов с ударением на первом слоге, например (ба-ба, де-да,ба-ба). Постепенно появляются ритмические сочетания разных слогов с таким же ударением (тэн-та, кэн-бэ). Это уже лепетные слова.
К 8—9-му месяцам. Ребенок с удовольствием подражает сначала звукам,а затем словам окружающих. В лепете ребенка можно услышать слова взрослых, но значения этих слов он не осознает. Такое подражание М.Е Хватцев называет гетероимитация. «Это с трудом дается ребенку вследствие новизны раздражителей; он легче подражает, если взрослые произносят его же лепетные звуки или слова. Он охотно подражает жестам, гримасам и природным звукам. Этим начинается стадия эхолалии и охопраксии»,- М.Е. Хватцев.
В 10 месяцев дети активно начинают пытаться повторить слова за взрослым. «Ситуационное понимание обращенной речи, предметно – действенное общение со взрослым, использование 1 – 2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.
К концу первого года подготовительные физиологические упражнения голосового аппарата ребенка заканчиваются и он переходит к сознательной подражательной речи.
К концу первого года ребенок обычно активно владеет уже 8—10 словами. Чаще всего это слова которые ребенок чаще всего слышит. Об усвоении глагола известно, что названия действий (кроме слова дай) появляются несколько позже, чем названия предметов. До 1 года 8 месяцев присутствуют такие звукосочетания у глаголов: «ди», «бух», звуковые комплексы (бай-бай, ням-ням) и насчитывают их до 5 слов и первоначально они опускаются при построении предложений.
Следующий этап в развитии речи детей О.В. Правдина называет «речевой период». Опираясь на данные, которые представлены в схеме системного развития нормальной детской речи (составлена Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи»,1961), представляю усвоение ребенком глагольного словаря с нормальным речевым развитием.
В предлагаемых таблицей группировках представлена последовательность и соподчиненность овладения ребенком различными элементами родного языка по периодам формирования у него грамматического строя речи в возрасте от 1года 3 месяцев до 7 лет.
Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все более и более дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.
- Глагольного словаря у детей дошкольного возраста
- Оглавление
- Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей.
- Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с онр III уровня.
- Глава III. Анализ результатов исследования
- Введение
- Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей
- 1.1. Формирование у детей глагольного словаря в норме
- I период « Предложения из аморфных слов корней» (от 1года 3месяцев до 1 года 10 месяцев)
- 1.2 Характеристика глагольного словаря детей с онр III уровня
- Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с онр III уровня
- 2.1 Цель и задачи экспериментальной части исследования
- 2.2. Характеристика детей экспериментальной группы
- 2.3 Методика констатирующего эксперимента
- 2.Изменение глаголов по лицам.
- 3.Изменение глаголов прошедшего времени по родам
- 1.Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений
- 2.Образование глаголов единственного и множественного числа.
- 4.Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.
- 5.Образование глаголов с противоположным значением.
- 6. Образование глаголов от других частей речи.
- 2.4 Методика формирующего эксперимента
- Подбор глагольного словаря для фронтальных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим
- I период:
- Упражнения по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глагола (Приложение3)
- Глава III. Анализ результатов исследования
- 3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента
- Выводы по исследованию параметров развития глагольного словаря:
- Выводы по результатам констатирующего эксперимента:
- 3.2 Анализ результатов обучения (контрольного эксперимента)
- Заключение
- Список используемой литературы
- Наглядный материал используемый для обследования глагольного словаря детей
- Конспекты, фронтальные занятий по развитию глагольного словаря Занятие № 1
- Занятие №2
- Занятие №3
- Закрепление вне занятия
- Занятие №4
- Занятие №5
- Выполнение заданий вне занятий
- Занятие №6
- Занятие №6
- Занятие№7
- Занятие №8
- Занятие № 9
- Система упражнений по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глаголов
- Список игр используемых для развития глагольного словаря (наглядный материал к играм представлен в отдельных папках)
- Уровень развития исследуемых параметров
- Результаты экспериментальной группы детей до формирующего эксперимента
- Результаты контрольной группы детей до формирующего эксперимента.
- Анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной и контрольной группы детей до формирующего эксперимента
- Результаты экспериментальной группы детей после формирующего эксперимента
- Сравнительный анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной группы детей.
- Результаты контрольной группы детей после формирующего эксперимента
- Сравнительный анализ уровня развития исследуемых параметров у контрольной группы детей
- Анализ уровня развития исследуемых параметров у экспериментальной и конрольной группы детей после формирующего эксперимента
- Количественный показатель уровня развития детей экспериментальной и контрольной группы детей до и после формирующего эксперимента