§ 2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
Для завершения профессионально-трудовой подготовки и овладения выбранной профессией на первоначальном уровне во вспомогательной школе организуются классы с производственным обучением (девятые при
270
восьмилетнем и десятые при девятилетнем строке обучения) .
Под производственным обучением понимается практическое обучение, главным компонентом которого является производственная практика. Оно включает как теоретическое, так и практическое обучение непосредственно на производственном предприятии и в школьных мастерских.
Хотя производственное обучение рассматривается как практическое, оно не сводится лишь к формированию навыков, но включает и усвоение учащимися необходимых технических, технологических и других профессиональных знаний. Основой методики производственного обучения является самостоятельная работа учащихся на рабочих местах по избранным профессиям. В течение учебного года происходит планомерная смена рабочих мест или видов работ на одном рабочем месте в пределах данной профессии.
За время производственного обучения учащиеся принимают участие в жизни трудового коллектива предприятия: присутствуют на собраниях и производственных совещаниях, участвуют в проводимых мероприятиях. Это положительно сказывается на нравственно воспитании учащихся и формировании чувства ответственности.
Завершающий этап профессиональной подготовки в виде производственного обучения в IX или Х классе вспомогательной школы служит для того, чтобы учащиеся могли овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения перечня видов работ, соответствующих начальному квалификационному разряду по изучаемой профессии. Длительная производственная практика (612 часов), практическое знакомство с технологией предприятия, работа на современном оборудовании помогает учащимся, прошедшим производственное обучение, быстрее адаптироваться в производственных условиях.
Особого внимания заслуживает вопрос комплектования учебных групп для производственного обучения и подбора профессий. Профессии должны соответствовать тому профилю трудового обучения, которому учащиеся обучались в школе, так как производственное обучение организуется для завершения профессионально-трудового обучения, а не для овладения новой для ученика профессией. Профессии подбираются доступные и не имеющие противопоказаний для умственно отсталых подростков.
Производственное обучение — не единственных путь завершения профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников. Есть и другие пути:
обучение в специальных группах профессионально-технических училищ общего типа и бригадно-индивидуальное ученичество, которые давно используются на практике.
В зависимости от условий каждая школа может выбирать наиболее подходящий путь, а также использовать другие возможные пути для того, чтобы обеспечить выпускникам производственный этап профессионально-трудовой подготовки.
Содержание производственного обучения
Классы с производственным обучением организуются во вспомогательных школах для учащихся, окончивших восьмилетнюю или девятилетнюю школу, для завершения профессиональной подготовки.
Одним из условий успешной работы является наличие предприятий, пригодных для практического обучения умственно отсталых подростков. Поэтому при выборе предприятий учитывают соответствие их деятельности профилям трудовой подготовки школьников, возможность подбора для учащихся типичных рабочих мест или видов работ, характерных для выбранных профессий, и соответствие условий труда школьников установленным правилам безопасной работы, а также правилам санитарии и гигиены труда подростков.
Содержание производственного обучения зависит от характера тех профессий, которые выбираются для обучения на данном предприятии. Так как от выбора профессий зависит разработка содержания производственного обучения и дальнейшее трудоустройство выпускников, то это требует учета множества факторов. При выборе профессий соответствие их изучаемому в школе профилю следует рассматривать в широких пределах, распространяя его на близкие по своему содержанию профессии.
Большое значение в выборе профессий для производственного обучения имеет учет характера местного производственного окружения и перспектива трудоустройства выпускников. Последнее обстоятельство является решающим фактором при выборе как конкретных профессий для выпускников, так и профилей трудового обучения в школе.
При выборе профессий, кроме указанных факторов, определенное значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся, их физических и интеллектуальных возможностей для овладения данной профессией на начальном уровне квалификации.
После выбора профессий и подбора предприятий школа составляет программу теоретического и практического обучения в школе и программу производственной практики на предприятии. Разработанные программы согласовываются с предприятием и утверждаются местными органами народного образования. Имеются инструктивно-методические указания о том, как составлять такие программы.
Прежде чем приступить к составлению программ, собирают необходимый материал. Основным ориентиром при составлении программы являются квалификационные характеристики на те профессии, по которым будет осуществляться обучение.
Если на выбранную профессию нет квалификационной характеристики в тарифно-квалификационном справочнике, учителю придется собирать необходимый материал с помощью работников базового предприятия.
Кроме характеристики видов работ, типичных для данной профессии и данного разряда, учитель изучает досконально технологию производства продукции, применяемую на данном предприятии, знакомится с распорядком дня, существующими нормами и расценками, обязанностями рабочих и организацией труда. Вдобавок к этому изучает соответствующую специальную литературу, знакомится с программами профессионально-технических училищ по соответствующим профессиям.
После сбора такого материала приступают к составлению программ. Программы должны содержать характеристику труда рабочего данной профессии.
Программа производственного обучения состоит из двух частей: программы теоретических и практических занятий в школе и программы производственной практики.
Программа теоретических и практических занятий в посоле должна включать, прежде всего, тот круг теоретических сведений, который необходим для овладения данной профессией. При этом важно правильно выбрать уровень сложности учебного материала, включаемого в программу. Основным ориентиром должен служить тот объем знаний, который определен в квалификационной характеристике для рабочих, выполняющих работу, соответствующую начальному (первому или второму) квалификационному разряду. По отдельным наиболее важным темам уровень сложности учебного материала может быть повышен.
Программа теоретического обучения по любой профессии состоит из следующих разделов: 1) сведения о правилах безопасной работы, производственной санитарии и гигиене труда; 2) технология производства продукции на предприятии; 3) устройство машин и механизмов, применяемых на предприятии; 4) изучение свойств материалов, используемых в данной отрасли; 5) знакомство с современными технологиями на родственных Тпредприятиях;6) организация и оплата труда в отрасли и на предприятии.
По каждой из указанных групп сведений выделяется несколько наиболее значимых для данной профессии вопросов, которые требуют более детального раскрытия.
В программу также включают практические темы, цель которых заключается в освоении новых трудовых операций и совершенствовании навыков и развитии скоростных показателей работы. При подборе упражнений, включаемых в практические темы, учитывают реальность их выполнения в школьных условиях, обеспеченность материалами, оборудованием, возможность предварительной подготовки учащихся к выполнению тех трудовых операций, которые встретятся им на производственной практике.
Практика работы классов с производственным обучением показывает, что изучение теоретического материала — самый трудный для учителя раздел работы. Часто наблюдается тенденция неоправданного сокращения учебного времени для теоретических занятий и увеличение часов практической работы. Между тем комиссии по приему квалификационных экзаменов у выпускников вспомогательных школ, создающиеся на предприятиях, повсеместно отмечают, что уровень теоретических знаний у учащихся гораздо ниже практической подготовки. Поэтому на теоретические занятия целесообразно отводить достаточно учебного времени и в полной мере использовать те методы и методические приемы обучения, которые разработаны для профессиональной подготовки в общеобразовательной вспомогательной школе.
При обучении любой профессии в программе теоретического обучения всегда будут темы, тесно связанные с выполнением определенных трудовых операций на производственной практике. Планируя последовательность изучения таких тем, предусматривают возможность параллельного подкрепления изучаемых сведений на практике и применения их в собственной практической деятельности или в специальных упражнениях.
Большое значение для прочного закрепления усваиваемых знаний имеет систематическое повторение. При планировании повторения руководствуются известным правилом: повторять следует прежде всего тот материал, который труднее усваивается, а также тот, который прямо или косвенно связан с изучением нового материала. В последней четверти учебного года повторение проводится с целью систематизации и обобщения знаний для подготовки к экзаменам.
Производственная практика учащихся
Производственная практика составляет важнейший компонент производственного обучения. Суть ее заключается в самостоятельной практической работе учащихся на производстве, на определенных рабочих местах, характерных для выбранных профессий. Учащиеся включаются в деятельность производственного коллектива и выполняют какую-то часть работы под наблюдением учителя и непосредственным руководством прикрепленного к нем рабочего.
В самом начале практики ученикам обычно поручают простую работу, которую они могли бы выполнять с высоким качеством, но обязательно такую, чтобы она входила в технологический процесс. Учитель, зная подготовленность каждого ученика и результаты производственной практики, дифференцирование подходит к распределению учеников по рабочим местам.
Через определенное время учащиеся, освоившись на рабочих местах, постепенно входят в рабочий ритм и начинают качественно выполнять трудовые операции и стабильно улучшать скоростные показатели. Но поскольку практика представляет собой учебный процесс, ученики должны освоить не одну, а несколько операций, т. е. за время обучения сменить несколько видов работ или рабочих мест.
Учебный характер деятельности учащихся на практике обеспечивается дифференцированным подбором для них оптимальных по трудности видов работ и постепенным увеличением сложности трудовых заданий, постоянным совершенствованием знаний о технологическом процессе, используемом на базовом предприятии, и о новой технике на производстве.
Все это невозможно осуществить, не имея программы производственной практики, которая разрабатывается в период подготовки учителя к проведению этой практики.
Основу программы составляет перечень видов работ и операций по выбранным профессиям, которые должны быть освоены учениками за время обучения на достаточно высоком уровне. Для составления программы учитель использует собранный материал по квалификационной характеристике (примеры работ), по наблюдениям за работой квалифицированных рабочих данной профессии, по рекомендациям мастеров, начальников цехов (участков, отделений) предприятия. После разработки основы программы уточняют перечень видов работ, согласовывают его с руководителем практики от предприятия и окончательно оформляют программу.
На основе программы составляется календарный план проведения производственной практики, который представляет собой график перемещения учащихся по видам работ или рабочим местам с указанием дат, т. е. продолжительности их выполнения.
В период подготовки к производственной практике выбирают форму ее проведения, которая зависит от возможностей базового предприятия.
В первые недели практики, когда еще не налажено деловое общение учеников с рабочими, учитель непрерывно обходит все рабочие места и помогает конкретно в практической работе каждому.
Круг общения с работниками предприятия должен постепенно расширяться.
Учитель, осуществляя руководство практикой, следит за уровнем овладения той или иной операцией каждым учеником и в зависимости от этого производит перемещение их во видам работ или рабочим местам, как предусмотрено планом. Отклонения допустимы в интересах предприятия, с которыми нельзя не считаться.
276
Однако при всех условиях и отклонениях от плана неизменно должен выполняться принцип постепенного увеличения сложности трудовых заданий при перемещении учащихся по рабочим местам.
В конце учебного года выпускники сдают квалификационный экзамен на предприятии, где проходили производственную практику, по тем правилам, которые там установлены для рабочих.
- § 2. Формы организации трудового обучения
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- § 1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- § 2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Раздел IV
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- § 1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- § 2. Социально-бытовая ориентировка школьников в
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 5. Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- § 1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- § 3. Основные движения
- § 4. Понятие об осанке
- § 5. Урок физической культуры
- § 6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи
- Раздел V
- § 1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- § 2. Руководство вспомогательной школой-интер том (школой)
- § 3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оформление школьного здания
- Рекомендуемая литература