Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников
Эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.
В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоцио-
354
нальную и волевую деятельность (В. А. Артемов, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.)
Эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность — это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.
Эстетическое воспитание во вспомогательной школе — неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитатель-ного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.
В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию прежде всего происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче
и богаче представления.
В процессе эстетического воспитания у учащихся Удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и УСТОЙЧИВЫМИ. Многие школьники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое VT- Н. Головина, И. А. Грошенков, С. М. Миловская).
355
'"I
С учетом своеобразия развития умственно отсталых . детей и особой роли вспомогательной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.
2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.
3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.
4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных умственно отсталым детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.).
Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение указанных выше задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционно направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание во вспомогательной школе имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников.
356
Прежде всего, согласно исследованиям И. М. Соловьева, К. И. Вересотской, Е. М. Кудрявцевой, Н. М. Стадненко, отмечается значительное своеобразие восприятия умственно отсталых школьников. Оно характеризуется, в частности, замедленным темпом. Даже картинки хорошо известных предметов учащиеся вспомогательной школы узнают не сразу.
Замедленная восприимчивость детей-олигофренов сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Об этом говорит тот факт, что на одном и то же обозреваемом участке они обнаруживают гораздо меньше предметов, чем нормальные дети, т. е. участок окружающего пространства, включающий многие предметы, умственно отсталыми детьми воспринимается как сравнительно пустой. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если нормальный ребенок, обозревая происходящее, сразу выделяет главное и достаточно хорошо ориентируется в окружающем, то умственно отсталый долго не может уловить смысл происходящего и зачастую оказывается дезориентированным.
Еще одна особенность восприятия умственно отсталых детей — недостаточная дифференцированность и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, умственно отсталые школьники не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях. У них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными. Все это накладывает значительный отпечаток на прием и переработку эстетических
впечатлений.
Учащиеся вспомогательной школы весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (картины, репродукции, художественные иллюстрации). Так, например, учащиеся младших классов не понимают эвлений перспективы, не различают светотени, частич-чых перекрытий (т. е. когда один предмет загораживает ДРУГОЙ), слабо дифференцируют промежуточные цвета
357
и малонасыщенные цветовые оттенки, допускают ошибки при узнавании сходных по начертанию объектов. Кроме того, дети очень часто допускают ошибки при объяснении выражения лица персонажа картины, а сложные и тонкие переживания героев не улавливают, толкуя их примитивно, элементарно. Движения и позу персонажей учащиеся никак не связывают с их эмоциональным состоянием. Такое своеобразие восприятия затрудняет осмысление изображенного (Т. Н. Головина, Е. А. Горди-енко, Э. А. Евлахова, С. И. Калантарова, Н. М. Стадненко).
Учащиеся могут оставаться совершенно равнодушными к некоторым видам искусства, например, к оперным • спектаклям и музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, состояние раздумья. Иногда можно наблюдать у детей реакции, абсолютно неадекватные, например, смех вместо огорчения по поводу несчастья, переживаемого героем кинофильма или спектакля. На некоторые произведения искусства, которые привлекают своей яркостью и выразительностью, дети отвечают чрезмерным проявлением радости.
Существенным препятствием в развитии творческих и художественных навыков учащихся вспомогательной школы является характерное для многих из них (особенно в младших классах) отставание в физическом развитии, прежде всего в двигательной сфере (патологическая замедленность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышечного тонуса, неумение выполнять сложные двигательные акты и т. п.). Эти недостатки отрицательно влияют на эстетическое воспитание детей, особенно во время занятий изобразительной и музыкально-ритмической деятельностью, хореографией, ручным трудом.
Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. ; Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.
Эстетическое воспитание во вспомогательной школе осуществляется в процессе обучения (на уроках) и во внеклассное время.
358
.Эстетическое воспитание в процессе обучения
Система коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы имеет в виду эстетическое воспитание в коде преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего обучения. Ряд школьных предметов в силу их специфики (изобразительное искусство, пение и музыка, трудовое обучение, ритмика и физическая культура) обладает большими возможностями для эстетического воспитания, другие (математика, история и пр.) — меньшими. Однако важно, чтобы каждый предмет школьного цикла мог быть максимально использован для решения задач эстетического воспитания.
Усвоение учебного материала умственно отсталыми школьниками происходит значительно результативнее, если дидактический материал органично включает эстетические средства с присущими им свойствами — красочностью, выразительностью, образностью, — неизбежно затрагивающими чувства ребенка.
Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, пения и музыки. Например, учебная программа по изобразительному искусству, включающая различные виды работ (рисование с натуры, декоративное и тематическое рисование, беседы об искусстве), составлена так, чтобы в процессе занятий можно было, во-первых, корригировать недостатки развития умственно отсталых детей, во-вторых, научить их элементарному рисованию, в-третьих, сформировать эмоционально-эстетическое восприятие. На этих уроках предусматривается обогащение детей зрительными образами, которые воспитывают чувства, художественный вкус и желание заниматься изобразительной деятельностью. Достигается это главным образом с помощью большого числа разнообразных упражнений, направленных на развитие восприятия, аналитико-синтетической деятельности и воспроизведение формы, размеров, строения, цвета предметов, их положения в пространстве. Значительное место занимает систематическая работа с иллюстративным материалом (показ репродукций, разбор иллюстраций в книгах и журналах), а также проведение бесед по доступным для Умственно отсталых школьников произведениям изобра-
эительного искусства.
В процессе обучения изобразительной деятельности Умственно отсталые дети учатся наблюдать, у них
359
развивается зрительная память, воображение, фантазия. Организуя целенаправленное изучение объекта, учитель формирует умение выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным. На уроках рисования воспитываются такие важные качества, как умение планировать свою работу, делать отчет о ней, осуществлять самоконтроль. Кроме того, совершенствуются глазомерные навыки и зрительно-двигательная координация, происходят положительные сдвиги в эмоционально-волевой сфере (Т. Н. Головина, И. А. Гро-шенков).
Деятельность учащихся (ее целенаправленность, сознательность, устойчивость, активность, продуктивность) заметно улучшается, если в процессе работы над рисунком дети выполняют ряд интеллектуальных операций:
предварительно осмысливают структуру воспринимаемого объекта, определяют последовательность выполнения рисунка, сравнивают рисунок с реальным объектом, части рисунка между собой. Эффективность коррекционной работы возрастает, если на уроках изобразительного искусства учащиеся получают задания, имеющие практическое применение.
Полученные на уроках изобразительного искусства умения и навыки находят применение в работе по другим учебным дисциплинам: родному языку, математике, географии, естествознанию, истории, черчению. Элементы изобразительной грамоты используются на занятиях по трудовому обучению, в том числе и в профессиональной подготовке школьников (особенно при отделке работ из дерева и текстиля, при оформлении переплет-но-картонажных и других изделий).
Целью уроков пения и музыки, проводимых во вспомогательной школе, является воспитание эстетических чувств учащихся и формирование у них музыкальной культуры. Разумеется, что эти уроки выходят за рамки только эстетического воздействия и выполняют также специфическую задачу коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы. На важную роль музыки в воспитаний и обучении умственно отсталых школьников указывали известные представители специальной педагогики прошлого (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные дефектологи (А. Н. Граборов, В. П. Кащенко и др.).
360
Исследования С. М. Миловской (1966) показали, что в процессе занятий музыкой у учащихся активируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Коллективные занятия пением, сопровождаемые музыкой, а также ритмические:
движения дисциплинируют детей, воспитывают организованность. Дети приучаются слушать музыку и вникать в ее содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных ' представлений. На этой основе формируется любовь к i музыке, чувство эстетического удовольствия от ее про- ' слушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий
жизненный тонус1.
Ведущее место в музыкально-эстетическом воспитании учащихся занимает хоровое пение. В этой связи особое внимание уделяется песенному репертуару, а также выбору методических приемов и средств вокально-хорового обучения с учетом своеобразия каждого ребенка. Хорошо зная интеллектуальные, речевые, эмоционально-волевые особенности детей, учитель пения не только вовлекает каждого из них в коллективную деятельность, но и побуждает к исправлению имеющихся
недостатков.
Как установила С. М. Миловская, существует ряд
важных педагогических требований, соблюдение которых обеспечивает успех музыкально-эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы. К ним относятся:
а) умелый подбор музыкального материала с учетом его воспитательного значения, эстетической ценности, соответствия уровню развития детей; б) высокий уровень исполнения музыкального произведения (в том числе воспроизводимого в грамзаписи); в) продуманное словесное общение (беседа) с детьми при объяснении содержания музыкального произведения, знакомстве с жанрами (песня, марш, танец) и показе выразительных средств; г) широкое применение образной наглядности ЧРИ прослушивании музыки (в частности, серии карти-^к, соответствующих содержанию музыкального произведения); д) организация ритмических движений детей,
Миловская С. М. Некоторые особенности музыкального .воспитания Умственно отсталых школьников // Эстетическое воспитание во "спомогательной школе / Под ред. Т. Н. Гояовиной. М., 1972. С. 62.
361
способствующих лучшему усвоению рисунка, темпа, динамики музыкального произведения.
Существенное значение для эстетического развития учащихся вспомогательной школы на уроках пения и музыки имеет предварительная работа над пониманием текста песни, что помогает детям усвоить ее мелодию. Очень важно также добиться от учащихся чистоты интонирования, выразительности, эмоциональности пения. Успешному решению этих задач способствует определенная организация занятия, включающая: вступительную беседу, анализ содержания песни, яркое и эмоциональное исполнение ее учителем с соблюдением правил певческой культуры, использование приемов развития правильной интонации у детей, обучение их воспроизведению разнообразных оттенков вокального произведения.
Эти дидактические правила при разучивании песен с учащимися вспомогательной школы необходимо соблюдать, руководствуясь известным тезисом А. Н. Граборова:
«Пение является могучим воспитательным средством... Надо приучить детей к хорошему пению, приучить их .слушать самих себя...».1
Важным средством эстетического воспитания младших умственно отсталых школьников являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстильными материалами, с проволокой, древесиной, металлоконструктором. При этом используются цветные материалы (бумага, текстиль, пластилин и др.), которые привлекают и радуют детей как во время деятельности, так и особенно в момент, когда поделка закончена.
В трудовом процессе активно участвуют почти все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов художественного творчества. У детей развивается чувство цвета, которое возникает при восприятии красивых цветовых сочетаний, чувство формы, когда эстетические переживания вызваны законченностью и естественностью формы, чувство ритма, когда воспринимается ритмическое построение (расположение) элементов предмета.
1 Грабаров А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961. С. 162.
362
Особую значимость для развития художественного восприятия и творческого воображения имеет работа с природными материалами (листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными початками, сучками и т. п.). Исходным моментом для организации таких занятий являются экскурсии в природу. Наблюдения, проводимые во время экскурсий и эстетические оценки, которые делают учащиеся, получают дальнейшее развитие и закрепление непосредственно во время изготовления поделок1.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. В процессе занятий учащиеся отрабатывают умения читать текст, соблюдая нормы русской орфоэпии, выделять главную мысль произведения, составлять характеристики литературных героев. Художественное слово раскрывает перед ними красоту и богатство родного языка, помогает
овладеть этим языком.
Однако не только содержание литературного материала определяет эстетическую окраску урока. Огромную роль играет сам учитель, его живое, доступное пониманию детей слово.
Особое воспитательное значение имеет художественное рассказывание. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы школьников. Обращенный к классу, он вызывает у детей сочувственное переживание, при этом лучше понимается его содержательная суть.
Подчеркивая значение эстетической и эмоциональной окраски художественного рассказывания, А. Н. Граборов указывал на необходимость «образной передачей захватить учащихся, вызвать у них яркие переживания, лрочувствовать тему. Поэтому к подбору материала для рассказывания, — подчеркивал автор, — следует отнестись с особым вниманием...
См.: Павлова Н. П. Работа с природным материалом и эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Эстетическое ^питание во вспомогательной школе / Под ред. Т. Н. Головиной. м-, 1972.
363
Материал рассказа надо обработать:
1. Сократить число действующих лиц до минимума.
2. Сократить всякие длинноты.
3. Приспособить рассказ для возраста.
4. Обратить внимание на язык рассказа с точки зрения яркости, выразительности и доступности детскому пониманию...
Рассказывать надо просто, без лишней аффектации и деланного лиризма»1.
Выразительное чтение художественных произведений пробуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение — одно из самых результативных средств эстетического воспитания и его важно использовать на всех этапах школьного обучения.
Большое значение для эстетического воспитания умственно отсталых школьников имеет заучивание детьми стихотворения и отрывков из художественной прозы, выразительное чтение на уроках, на вечерах художественной самодеятельности.
Уроки физической культуры занимают важнейшее место в подготовке умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и производительному труду. Материал учебной программы включает гимнастику, легкую атлетику, лыжную подготовку (коньки), игры. Специально подобранные физические упражнения позволяют воздействовать на различные отделы опорно-двигательного аппарата и мышечные группы, формируют правильную осанку, легкую походку. Уроки физической культуры способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, ориентировке в пространстве, помогают преодолеть недостатки психической деятельности (страх, боязнь высоты, завышенную самооценку и пр.). В ходе занятий широко используются упражнения с предметами (гимнастические палки, мячи, малые и большие обручи, флажки, скакалки).
Уроки физической культуры наряду с другими учебными предметами вносят значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Природа — неисчерпаемый источник прекрасного, прямое общение с ней оказывает большое влияние на
( Граборов А. И. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961. С. 162.
364
развитие чувств ребенка, помогает ему осмыслить новое содержание, эмоционально закрепить увиденное.
Умственно отсталые дети проявляют живой интерес к природе, однако его необходимо умело поддерживать и направлять. Этому хорошо служат экскурсии, если они тщательно подготовлены. Важно заранее определить цель и план экскурсии, провести беседу и выяснить, какими сведениями учащиеся уже располагают, указать детям, на что они должны обратить особое внимание при наблюдении, поставить перед ними вопросы, на которые они должны получить ответы во время экскурсии'. В ходе наблюдений важно концентрировать интерес учащихся на своеобразии красок природы, на их изменении в зависимости от времени года, на целесообразности и гармоничности природных форм, многообразии звуков, запахов и т. д.
Специфический характер развития умственно отсталых школьников требует от педагога проявления особой заботы о воспитании в них умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего. Формирование этих умений у аномальных детей проходит в замедленном темпе, однако постепенно достигает достаточного уровня. Например, большинство старшеклассников способно замечать и выделять красивое, любоваться оригинальным сочетанием красок, воспринимать звуки окружающей природы и
радоваться им.
Понятно, что, чем больше проявлено заботы о сохранении природы, чем больше вложено труда в ее обогащение, тем сильнее привязанность к ней. Поэтому важно, чтобы дети принимали посильное участие в выращивании цветов и фруктовых деревьев, занимались озеленением пришкольных участков и улиц, ухаживали за зелеными насаждениями. В активном труде на благо природы заложены большие возможности для эстетического воспитания учащихся.
Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
Внеклассная работа во вспомогательных школах и ижолах-интернатах весьма многообразна и позволяет использовать различны формы и средства эстетического воспитания. В практике применяются три формы орга-
См.: Долгобородова Н. П. Методы обучения // Обучение ж» вспомогательной школе (лекции по олигофренопедагогике). М., 1973.
365
низации такой работы: а) массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования и т. п.); б) групповая (занятия кружков, студий, секций, команд и т. п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, пению, игре на музыкальных инструментах и т. п.).
Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию.
К средствам эстетического воспитания относятся: 1) устройство быта и создание благоприятных условий для труда; 2) организация творческой и исполнительской деятельности учащихся; 3) демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой (использование средств искусства).
Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы — все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений — классов, кабинетов, мастерских, рекреаций и т. д. Большое значение придается внешнему содержанию дворов, пришкольных земельных участков, игровых площадок.
Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, изделиям.
Составной частью эстетики быта являются также поведение учащихся и взаимные отношения. Было бы заблуждением считать, что умственно отсталые школьники не в состоянии понять и соблюдать существующие нормы поведения. Случаи несоблюдения таких норм — следствие недостаточного воспитания. Олигофренопеда-гогам приходится уделять много времени воспитанию культуры, эстетике поведения учащихся. Очень важно, чтобы выпускники вспомогательной школы умели обратиться с просьбой, поздороваться, попрощаться, войти я выйти из помещения. Не менее важно, чтобы воспитан-
366
яики могли правильно вести себя за столом, в гостях,
в общественных местах.
Личный пример педагога — самое эффективное средство воспитания привычек поведения. Соблюдая необходимую требовательность, педагоги тактично и благожелательно направляют ребенка на соблюдение существующих норм и правил поведения.
Во внеурочное время рекомендуется проводить с учащимися занятия, примерно с такой тематикой: употребление в речи «волшебных» слов; внешний вид учащихся; поведение в классе; поведение за столом;
поведение на улице; поведение в транспорте; поведение
в кино и в театре1.
Успех проводимой работы во многом зависит от того, насколько удачно подобрано содержание занятия, как четко и ясно формулируются вопросы, на которые дети должны дать ответы, насколько интересны практические упражнения. Закрепление таких умений и навыков у умственно отсталых школьников — процесс очень длительный. Необходим постоянный контроль и напоминания со стороны учителей, воспитателей, родителей. Надо чаще упражнять учащихся в способности проявлять свои умения, создавать для этого различные педагогические ситуации.
Наиболее широкие возможности для эстетического
воспитания детей во внеклассное время имеют различные кружки, а иногда и своеобразные школьные клубы, объединяющие детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Сюда относятся кружки рисования, лепки, аппликации, выпиливания, выжигания, керамики, чеканки, художественного вышивания, изготовления мягкой игрушки и другие. Такие кружки иногда имеют названия, например, «Умелые руки», «Мастерская Деда Мороза», «Рукодельница», «Чебурашка» (кружок мягкой игрушки), «Мы учимся рисовать» и т. п.
Характер занятий той или иной деятельностью во внеклассное время во многом отличается от уроков, так как здесь широко применяются самые разнообразные
См.: Аралом Э. А. Воспитание культуры поведения у учащихся вспомогательной школы // Эстетическое воспитание в вспомогательной "коле / Под ред. Т. Н. Головиной. М., 1972.
367
материалы и инструменты. В распоряжении учащихся цветная и черная тушь, гуашевые и даже масляные краски, уголь и сангина; наряду с белой используется цветная бумага больших форматов и разных видов, а также картон, фанера, материя, пенопласт, плексиглас, металл и др. Дети работают карандашами фломастерами, кистями и флейцами, ножницами и лобзиком, пилой и молотком, шилом и стекой. Они рисуют и лепят, шьют и вырезают, пилят и строгают, клеют и прибивают. Таким образом, в процессе деятельности участвуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития учащихся.
Практика многих школ убеждает в возможности и целесообразности организации для умственно отсталых детей хоровых, вокальных, инструментальных, танцевальных кружков. Хоровое или сольное исполнение песен, постановка детских опер, музыкально-танцевальных спектаклей благотворно сказываются на развитии учащихся с нарушениями моторики и эмоционально-волевой сферы. Есть опыт успешной работы во вспомогательных школах духовых оркестров, ансамблей народных инструментов, кружков пантомимы, театральных студий. ц Достоинство последних состоит не только в том, что "I, они оказывают сильное влияние на нравственное и эстетическое развитие учащихся, но и в том, что объединяют большое число детей с разными интересами и уровнем развития. Эти коллективы состоят из артистов, художников-декораторов, костюмеров, осветителей, рабочих сцены, билетеров, и при подготовке спектаклей всем находится дело по душе. Участники школьных театров (драматических кружков) выступают не только на своей сцене, но и выезжают в другие вспомогательные школы1.
Исключительно большое образовательное и воспитательное значение для умственно отсталых детей имеет школьный кукольных театр. Под руководством педагогов учащиеся, как правило, сами изготавливают и куклы, и декорации, а затем выступают в роли актеров-кукло-
1 Интересный опыт создания детского театра во вспомогательной школе, подтверждающий важную коррекционно-воспитательную роль кружковой работы, описан в статье В. А. Оводова «Пионерский театр вспомогательной школы-интерната № 6 Ленинграда». См.: Эстетическое воспитание в вспомогательной школе / Под ред. Т. Н. Головиной. М., 1972.
368
водов в спектаклях на школьных праздниках. Относительная простота управления куклами (они надеваются на руки), любое число актеров, каждый из которых разучивает небольшую роль, делают кукольные представления доступными и занимательными для школьников. Одна из особенностей кукольного театра состоит в том, что текст могут читать одни ученики, а управлять куклами — другие. Такое распределение обязанностей в спектакле нередко облегчает задачу его участникам.
Кукольный театр оказывает сильное воздействие как на зрителей, так и на самих «артистов». Это объясняется тем, что он включает в себя целый комплекс искусств — художественное слово, драматическое действие, музыку, песню, пляску, изобразительное искусство. Участие в кукольном театре способствует развитию драматических склонностей детей, инициативы, оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию речи.
В репертуаре кукольного театра — сказки, басни, песни, инсценировки небольших рассказов. Любимым персонажем является Петрушка, который обычно ведет представление, разговаривает со зрителями, вместе с ними переживает ход спектакля. Для Петрушки можно приготовить текст на темы школьной жизни, он может спеть частушки про лентяев, нарушителей дисциплины пр.
Кукольный театр вносит весомый вклад в эстетическое
воспитание учащихся.
Важное звено в системе воспитательной работы вспомогательной школы — тематические беседы об изобразительном искусстве, о художниках, сопровождаемые демонстрацией репродукций лучших произведений. Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством расширяет знания учащихся. Особое значение для эстетического воспитания имеет образно-сюжетная игрушка. Это всем известные матрешки, знаменитая дымковская глиняная игрушками («Барыня», «Водоноска», «Петух» и др.), богородская деревянная резная игрушка («Вершки и корешки», «Маша и медведь», «Клюющие курочки» и др.), малые ^ульптурные формы. Знакомство с такими игрушками имеет большое воспитательное значение. При отборе иатериала по изобразительному искусству педагогу важ-чо проявить художественный вкус и чувство меры.
Эффективность эстетического воспитания умственно °тсталых школьников повышается, если эта работа369организуется в системе", имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, проводимых во внеклассное время, с программным содержанием уроков чтения, изобразительного искусства, пения и музыки и т. д. Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах обучения, соответствие форм и средств эстетического воспитания индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.
- § 2. Формы организации трудового обучения
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- § 1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- § 2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Раздел IV
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- § 1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- § 2. Социально-бытовая ориентировка школьников в
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 5. Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- § 1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- § 3. Основные движения
- § 4. Понятие об осанке
- § 5. Урок физической культуры
- § 6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи
- Раздел V
- § 1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- § 2. Руководство вспомогательной школой-интер том (школой)
- § 3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оформление школьного здания
- Рекомендуемая литература