logo
ob_i_vosp_2

Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы

Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников

Эстетическое воспитание — это процесс целенаправ­ленного и систематического формирования умений адек­ватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Со­вокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает ак­тивное воздействие на его интеллектуальную, эмоцио-

354

нальную и волевую деятельность (В. А. Артемов, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.)

Эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоцио­нальное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.

Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность — это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педа­гогического воздействия.

Эстетическое воспитание во вспомогательной школе — неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитатель-ного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети значительно продви­гаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их свер­стников, обучающихся в массовой школе.

В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию прежде всего происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фунда­мент их умственного развития. Под влиянием эстети­ческих средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее пред­ставления. Чем выше качество восприятия, тем ярче

и богаче представления.

В процессе эстетического воспитания у учащихся Удается сформировать интеллектуальную и эмоциональ­ную отзывчивость по отношению к объектам эстетиче­ского восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воз­действию обогащаются чувства детей, а их эмоциональ­ные переживания и реакция становятся разнообразными и УСТОЙЧИВЫМИ. Многие школьники, кроме того, овла­девают элементами художественного творчества, осваи­вают простейшие навыки и умения создавать красивое VT- Н. Головина, И. А. Грошенков, С. М. Миловская).

355

'"I

С учетом своеобразия развития умственно отсталых . детей и особой роли вспомогательной школы как спе­циального учреждения эстетическое воспитание направ­лено на решение следующих задач:

1. Способствовать коррекции (исправлению, ослабле­нию, сглаживанию) дефектов психического и физиче­ского развития умственно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоя­тельной жизни.

2. Формировать у учащихся эстетическую восприим­чивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспи­тывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных умственно отсталым детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореогра­фии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.).

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение указанных выше задач. Поэтому нужна специальная организация работы, пре­дусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование раз­нообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-треть­их, коррекционно направленный характер всех учеб­но-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание во вспомогательной школе име­ет определенную специфику, которая обусловлена кон­кретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников.

356

Прежде всего, согласно исследованиям И. М. Соловь­ева, К. И. Вересотской, Е. М. Кудрявцевой, Н. М. Стадненко, отмечается значительное своеобразие восп­риятия умственно отсталых школьников. Оно характе­ризуется, в частности, замедленным темпом. Даже картинки хорошо известных предметов учащиеся вспо­могательной школы узнают не сразу.

Замедленная восприимчивость детей-олигофренов со­четается со значительным сужением объема восприни­маемого материала. Об этом говорит тот факт, что на одном и то же обозреваемом участке они обнаруживают гораздо меньше предметов, чем нормальные дети, т. е. участок окружающего пространства, включающий многие предметы, умственно отсталыми детьми воспринимается как сравнительно пустой. Узость, ограниченность восп­риятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если нормальный ребенок, обозревая проис­ходящее, сразу выделяет главное и достаточно хорошо ориентируется в окружающем, то умственно отсталый долго не может уловить смысл происходящего и зачастую оказывается дезориентированным.

Еще одна особенность восприятия умственно отсталых детей — недостаточная дифференцированность и пони­женная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, умственно отсталые школьники не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях. У них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными. Все это накладывает значи­тельный отпечаток на прием и переработку эстетических

впечатлений.

Учащиеся вспомогательной школы весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (картины, репродукции, художественные иллюстрации). Так, например, учащиеся младших классов не понимают эвлений перспективы, не различают светотени, частич-чых перекрытий (т. е. когда один предмет загораживает ДРУГОЙ), слабо дифференцируют промежуточные цвета

357

и малонасыщенные цветовые оттенки, допускают ошибки при узнавании сходных по начертанию объектов. Кроме того, дети очень часто допускают ошибки при объяснении выражения лица персонажа картины, а сложные и тонкие переживания героев не улавливают, толкуя их прими­тивно, элементарно. Движения и позу персонажей уча­щиеся никак не связывают с их эмоциональным состоянием. Такое своеобразие восприятия затрудняет осмысление изображенного (Т. Н. Головина, Е. А. Горди-енко, Э. А. Евлахова, С. И. Калантарова, Н. М. Стадненко).

Учащиеся могут оставаться совершенно равнодушны­ми к некоторым видам искусства, например, к оперным • спектаклям и музыкальным произведениям, выражаю­щим грусть, печаль, состояние раздумья. Иногда можно наблюдать у детей реакции, абсолютно неадекватные, например, смех вместо огорчения по поводу несчастья, переживаемого героем кинофильма или спектакля. На некоторые произведения искусства, которые привлекают своей яркостью и выразительностью, дети отвечают чрезмерным проявлением радости.

Существенным препятствием в развитии творческих и художественных навыков учащихся вспомогательной шко­лы является характерное для многих из них (особенно в младших классах) отставание в физическом развитии, прежде всего в двигательной сфере (патологическая за­медленность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышеч­ного тонуса, неумение выполнять сложные двигательные акты и т. п.). Эти недостатки отрицательно влияют на эстетическое воспитание детей, особенно во время занятий изобразительной и музыкально-ритмической деятельно­стью, хореографией, ручным трудом.

Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства вос­питания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. ; Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.

Эстетическое воспитание во вспомогательной школе осуществляется в процессе обучения (на уроках) и во внеклассное время.

358

.Эстетическое воспитание в процессе обучения

Система коррекционно-воспитательной работы вспомо­гательной школы имеет в виду эстетическое воспитание в коде преподавания всех учебных дисциплин на протяже­нии всего обучения. Ряд школьных предметов в силу их специфики (изобразительное искусство, пение и музыка, трудовое обучение, ритмика и физическая культура) обладает большими возможностями для эстетического воспитания, другие (математика, история и пр.) — меньшими. Однако важно, чтобы каждый предмет школь­ного цикла мог быть максимально использован для решения задач эстетического воспитания.

Усвоение учебного материала умственно отсталыми школьниками происходит значительно результативнее, если дидактический материал органично включает эсте­тические средства с присущими им свойствами — красочностью, выразительностью, образностью, — неиз­бежно затрагивающими чувства ребенка.

Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, пения и музыки. Например, учебная программа по изобрази­тельному искусству, включающая различные виды работ (рисование с натуры, декоративное и тематическое рисование, беседы об искусстве), составлена так, чтобы в процессе занятий можно было, во-первых, корригиро­вать недостатки развития умственно отсталых детей, во-вторых, научить их элементарному рисованию, в-­третьих, сформировать эмоционально-эстетическое вос­приятие. На этих уроках предусматривается обогащение детей зрительными образами, которые воспитывают чувства, художественный вкус и желание заниматься изобразительной деятельностью. Достигается это главным образом с помощью большого числа разнообразных упражнений, направленных на развитие восприятия, аналитико-синтетической деятельности и воспроизведе­ние формы, размеров, строения, цвета предметов, их положения в пространстве. Значительное место занимает систематическая работа с иллюстративным материалом (показ репродукций, разбор иллюстраций в книгах и журналах), а также проведение бесед по доступным для Умственно отсталых школьников произведениям изобра-

эительного искусства.

В процессе обучения изобразительной деятельности Умственно отсталые дети учатся наблюдать, у них

359

развивается зрительная память, воображение, фантазия. Организуя целенаправленное изучение объекта, учитель формирует умение выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным. На уроках рисования воспитываются такие важные качества, как умение планировать свою работу, делать отчет о ней, осуществлять самоконтроль. Кроме того, совершенству­ются глазомерные навыки и зрительно-двигательная координация, происходят положительные сдвиги в эмо­ционально-волевой сфере (Т. Н. Головина, И. А. Гро-шенков).

Деятельность учащихся (ее целенаправленность, со­знательность, устойчивость, активность, продуктивность) заметно улучшается, если в процессе работы над рисун­ком дети выполняют ряд интеллектуальных операций:

предварительно осмысливают структуру воспринимаемо­го объекта, определяют последовательность выполнения рисунка, сравнивают рисунок с реальным объектом, части рисунка между собой. Эффективность коррекционной работы возрастает, если на уроках изобразительного искусства учащиеся получают задания, имеющие прак­тическое применение.

Полученные на уроках изобразительного искусства умения и навыки находят применение в работе по другим учебным дисциплинам: родному языку, математике, географии, естествознанию, истории, черчению. Элемен­ты изобразительной грамоты используются на занятиях по трудовому обучению, в том числе и в профессио­нальной подготовке школьников (особенно при отделке работ из дерева и текстиля, при оформлении переплет-но-картонажных и других изделий).

Целью уроков пения и музыки, проводимых во вспомогательной школе, является воспитание эстетиче­ских чувств учащихся и формирование у них музыкаль­ной культуры. Разумеется, что эти уроки выходят за рамки только эстетического воздействия и выполняют также специфическую задачу коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы. На важную роль музыки в воспитаний и обучении умственно отсталых школьников указы­вали известные представители специальной педаго­гики прошлого (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные дефектологи (А. Н. Граборов, В. П. Кащенко и др.).

360

Исследования С. М. Миловской (1966) показали, что в процессе занятий музыкой у учащихся активируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Коллективные занятия пени­ем, сопровождаемые музыкой, а также ритмические:

движения дисциплинируют детей, воспитывают органи­зованность. Дети приучаются слушать музыку и вникать в ее содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных ' представлений. На этой основе формируется любовь к i музыке, чувство эстетического удовольствия от ее про- ' слушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий

жизненный тонус1.

Ведущее место в музыкально-эстетическом воспита­нии учащихся занимает хоровое пение. В этой связи особое внимание уделяется песенному репертуару, а также выбору методических приемов и средств вокаль­но-хорового обучения с учетом своеобразия каждого ребенка. Хорошо зная интеллектуальные, речевые, эмо­ционально-волевые особенности детей, учитель пения не только вовлекает каждого из них в коллективную деятельность, но и побуждает к исправлению имеющихся

недостатков.

Как установила С. М. Миловская, существует ряд

важных педагогических требований, соблюдение которых обеспечивает успех музыкально-эстетического воспита­ния учащихся вспомогательной школы. К ним относятся:

а) умелый подбор музыкального материала с учетом его воспитательного значения, эстетической ценности, соот­ветствия уровню развития детей; б) высокий уровень исполнения музыкального произведения (в том числе воспроизводимого в грамзаписи); в) продуманное сло­весное общение (беседа) с детьми при объяснении содержания музыкального произведения, знакомстве с жанрами (песня, марш, танец) и показе выразительных средств; г) широкое применение образной наглядности ЧРИ прослушивании музыки (в частности, серии карти-^к, соответствующих содержанию музыкального произ­ведения); д) организация ритмических движений детей,

Миловская С. М. Некоторые особенности музыкального .воспитания Умственно отсталых школьников // Эстетическое воспитание во "спомогательной школе / Под ред. Т. Н. Гояовиной. М., 1972. С. 62.

361

способствующих лучшему усвоению рисунка, темпа, динамики музыкального произведения.

Существенное значение для эстетического развития учащихся вспомогательной школы на уроках пения и музыки имеет предварительная работа над пониманием текста песни, что помогает детям усвоить ее мелодию. Очень важно также добиться от учащихся чистоты интонирования, выразительности, эмоциональности пе­ния. Успешному решению этих задач способствует определенная организация занятия, включающая: всту­пительную беседу, анализ содержания песни, яркое и эмоциональное исполнение ее учителем с соблюдением правил певческой культуры, использование приемов развития правильной интонации у детей, обучение их воспроизведению разнообразных оттенков вокального произведения.

Эти дидактические правила при разучивании песен с учащимися вспомогательной школы необходимо соблю­дать, руководствуясь известным тезисом А. Н. Граборова:

«Пение является могучим воспитательным средством... Надо приучить детей к хорошему пению, приучить их .слушать самих себя...».1

Важным средством эстетического воспитания младших умственно отсталых школьников являются уроки трудо­вого обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстильными материалами, с проволокой, древесиной, металлоконструктором. При этом используются цветные материалы (бумага, текстиль, пластилин и др.), которые привлекают и радуют детей как во время деятельности, так и особенно в момент, когда поделка закончена.

В трудовом процессе активно участвуют почти все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов художественного творчества. У детей раз­вивается чувство цвета, которое возникает при воспри­ятии красивых цветовых сочетаний, чувство формы, когда эстетические переживания вызваны законченно­стью и естественностью формы, чувство ритма, когда воспринимается ритмическое построение (расположение) элементов предмета.

1 Грабаров А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961. С. 162.

362

Особую значимость для развития художественного восприятия и творческого воображения имеет работа с природными материалами (листьями, цветами, шишка­ми, желудями, кукурузными початками, сучками и т. п.). Исходным моментом для организации таких занятий являются экскурсии в природу. Наблюдения, проводимые во время экскурсий и эстетические оценки, которые делают учащиеся, получают дальнейшее развитие и закрепление непосредственно во время изготовления по­делок1.

Значительное место в системе эстетического воспи­тания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, про­изведения народного творчества, предусмотренные учеб­ной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. В процессе занятий учащиеся отрабатывают умения читать текст, соблюдая нормы русской орфоэпии, выделять главную мысль произведения, составлять характеристики литера­турных героев. Художественное слово раскрывает перед ними красоту и богатство родного языка, помогает

овладеть этим языком.

Однако не только содержание литературного матери­ала определяет эстетическую окраску урока. Огромную роль играет сам учитель, его живое, доступное понима­нию детей слово.

Особое воспитательное значение имеет художествен­ное рассказывание. Эмоциональный, выразительный рас­сказ затрагивает область чувственной сферы школьников. Обращенный к классу, он вызывает у детей сочувствен­ное переживание, при этом лучше понимается его содержательная суть.

Подчеркивая значение эстетической и эмоциональной окраски художественного рассказывания, А. Н. Граборов указывал на необходимость «образной передачей захва­тить учащихся, вызвать у них яркие переживания, лрочувствовать тему. Поэтому к подбору материала для рассказывания, — подчеркивал автор, — следует отне­стись с особым вниманием...

См.: Павлова Н. П. Работа с природным материалом и эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Эстетическое ^питание во вспомогательной школе / Под ред. Т. Н. Головиной. м-, 1972.

363

Материал рассказа надо обработать:

1. Сократить число действующих лиц до минимума.

2. Сократить всякие длинноты.

3. Приспособить рассказ для возраста.

4. Обратить внимание на язык рассказа с точки зрения яркости, выразительности и доступности детскому пониманию...

Рассказывать надо просто, без лишней аффектации и деланного лиризма»1.

Выразительное чтение художественных произведений пробуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение — одно из самых резуль­тативных средств эстетического воспитания и его важно использовать на всех этапах школьного обучения.

Большое значение для эстетического воспитания ум­ственно отсталых школьников имеет заучивание детьми стихотворения и отрывков из художественной прозы, выразительное чтение на уроках, на вечерах художест­венной самодеятельности.

Уроки физической культуры занимают важнейшее место в подготовке умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и производительному труду. Материал учебной программы включает гимнастику, легкую атлетику, лыжную подготовку (коньки), игры. Специально подобранные физические упражнения по­зволяют воздействовать на различные отделы опорно-двигательного аппарата и мышечные группы, формируют правильную осанку, легкую походку. Уроки физической культуры способствуют развитию силы, ловкости, коор­динации движений, ориентировке в пространстве, помо­гают преодолеть недостатки психической деятельности (страх, боязнь высоты, завышенную самооценку и пр.). В ходе занятий широко используются упражнения с предметами (гимнастические палки, мячи, малые и большие обручи, флажки, скакалки).

Уроки физической культуры наряду с другими учеб­ными предметами вносят значительный вклад в эстети­ческое воспитание учащихся.

Природа — неисчерпаемый источник прекрасного, прямое общение с ней оказывает большое влияние на

( Граборов А. И. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961. С. 162.

364

развитие чувств ребенка, помогает ему осмыслить новое содержание, эмоционально закрепить увиденное.

Умственно отсталые дети проявляют живой интерес к природе, однако его необходимо умело поддерживать и направлять. Этому хорошо служат экскурсии, если они тщательно подготовлены. Важно заранее определить цель и план экскурсии, провести беседу и выяснить, какими сведениями учащиеся уже располагают, указать детям, на что они должны обратить особое внимание при наблюдении, поставить перед ними вопросы, на которые они должны получить ответы во время экскурсии'. В ходе наблюдений важно концентрировать интерес учащихся на своеобразии красок природы, на их изменении в зависимости от времени года, на целесообразности и гармоничности природных форм, многообразии звуков, запахов и т. д.

Специфический характер развития умственно отсталых школьников требует от педагога проявления особой заботы о воспитании в них умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего. Формирование этих умений у аномальных детей проходит в замедленном темпе, однако постепенно достигает достаточного уровня. Напри­мер, большинство старшеклассников способно замечать и выделять красивое, любоваться оригинальным сочетанием красок, воспринимать звуки окружающей природы и

радоваться им.

Понятно, что, чем больше проявлено заботы о сохранении природы, чем больше вложено труда в ее обогащение, тем сильнее привязанность к ней. Поэтому важно, чтобы дети принимали посильное участие в выращивании цветов и фруктовых деревьев, занимались озеленением пришкольных участков и улиц, ухаживали за зелеными насаждениями. В активном труде на благо природы заложены большие возможности для эстетиче­ского воспитания учащихся.

Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы

Внеклассная работа во вспомогательных школах и ижолах-интернатах весьма многообразна и позволяет использовать различны формы и средства эстетического воспитания. В практике применяются три формы орга-

См.: Долгобородова Н. П. Методы обучения // Обучение ж» вспомогательной школе (лекции по олигофренопедагогике). М., 1973.

365

низации такой работы: а) массовая (общешкольные праз­дники, утренники и вечера, «творческие отчеты», сорев­нования и т. п.); б) групповая (занятия кружков, студий, секций, команд и т. п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, пению, игре на музыкальных инструментах и т. п.).

Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию.

К средствам эстетического воспитания относятся: 1) устройство быта и создание благоприятных условий для труда; 2) организация творческой и исполнительской деятельности учащихся; 3) демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим раз­бором и оценкой (использование средств искусства).

Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, краси­вые игрушки, цветы — все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать уча­щихся в активную работу по благоустройству и офор­млению помещений — классов, кабинетов, мастерских, рекреаций и т. д. Большое значение придается внешнему содержанию дворов, пришкольных земельных участков, игровых площадок.

Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъ­являются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, из­делиям.

Составной частью эстетики быта являются также поведение учащихся и взаимные отношения. Было бы заблуждением считать, что умственно отсталые школь­ники не в состоянии понять и соблюдать существующие нормы поведения. Случаи несоблюдения таких норм — следствие недостаточного воспитания. Олигофренопеда-гогам приходится уделять много времени воспитанию культуры, эстетике поведения учащихся. Очень важно, чтобы выпускники вспомогательной школы умели обра­титься с просьбой, поздороваться, попрощаться, войти я выйти из помещения. Не менее важно, чтобы воспитан-

366

яики могли правильно вести себя за столом, в гостях,

в общественных местах.

Личный пример педагога — самое эффективное средство воспитания привычек поведения. Соблюдая необходимую требовательность, педагоги тактично и благожелательно направляют ребенка на соблюдение существующих норм и правил поведения.

Во внеурочное время рекомендуется проводить с учащимися занятия, примерно с такой тематикой: упот­ребление в речи «волшебных» слов; внешний вид учащихся; поведение в классе; поведение за столом;

поведение на улице; поведение в транспорте; поведение

в кино и в театре1.

Успех проводимой работы во многом зависит от того, насколько удачно подобрано содержание занятия, как четко и ясно формулируются вопросы, на которые дети должны дать ответы, насколько интересны практические упражнения. Закрепление таких умений и навыков у умственно отсталых школьников — процесс очень дли­тельный. Необходим постоянный контроль и напомина­ния со стороны учителей, воспитателей, родителей. Надо чаще упражнять учащихся в способности проявлять свои умения, создавать для этого различные педагогические ситуации.

Наиболее широкие возможности для эстетического

воспитания детей во внеклассное время имеют различные кружки, а иногда и своеобразные школьные клубы, объединяющие детей по склонностям и интересам. За­нятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Сюда относятся кружки рисования, лепки, аппликации, выпиливания, выжигания, керамики, чеканки, художественного вышивания, изготовления мяг­кой игрушки и другие. Такие кружки иногда имеют названия, например, «Умелые руки», «Мастерская Деда Мороза», «Рукодельница», «Чебурашка» (кружок мягкой игрушки), «Мы учимся рисовать» и т. п.

Характер занятий той или иной деятельностью во внеклассное время во многом отличается от уроков, так как здесь широко применяются самые разнообразные

См.: Аралом Э. А. Воспитание культуры поведения у учащихся вспомогательной школы // Эстетическое воспитание в вспомогательной "коле / Под ред. Т. Н. Головиной. М., 1972.

367

материалы и инструменты. В распоряжении учащихся цветная и черная тушь, гуашевые и даже масляные краски, уголь и сангина; наряду с белой используется цветная бумага больших форматов и разных видов, а также картон, фанера, материя, пенопласт, плексиглас, металл и др. Дети работают карандашами фломастерами, кистями и флейцами, ножницами и лобзиком, пилой и молотком, шилом и стекой. Они рисуют и лепят, шьют и вырезают, пилят и строгают, клеют и прибивают. Таким образом, в процессе деятельности участвуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития учащихся.

Практика многих школ убеждает в возможности и целесообразности организации для умственно отсталых детей хоровых, вокальных, инструментальных, танце­вальных кружков. Хоровое или сольное исполнение песен, постановка детских опер, музыкально-танцеваль­ных спектаклей благотворно сказываются на развитии учащихся с нарушениями моторики и эмоционально-во­левой сферы. Есть опыт успешной работы во вспомога­тельных школах духовых оркестров, ансамблей народных инструментов, кружков пантомимы, театральных студий. ц Достоинство последних состоит не только в том, что "I, они оказывают сильное влияние на нравственное и эстетическое развитие учащихся, но и в том, что объединяют большое число детей с разными интересами и уровнем развития. Эти коллективы состоят из артистов, художников-декораторов, костюмеров, осветителей, ра­бочих сцены, билетеров, и при подготовке спектаклей всем находится дело по душе. Участники школьных театров (драматических кружков) выступают не только на своей сцене, но и выезжают в другие вспомогательные школы1.

Исключительно большое образовательное и воспита­тельное значение для умственно отсталых детей имеет школьный кукольных театр. Под руководством педагогов учащиеся, как правило, сами изготавливают и куклы, и декорации, а затем выступают в роли актеров-кукло-

1 Интересный опыт создания детского театра во вспомогательной школе, подтверждающий важную коррекционно-воспитательную роль кружковой работы, описан в статье В. А. Оводова «Пионерский театр вспомогательной школы-интерната № 6 Ленинграда». См.: Эстетическое воспитание в вспомогательной школе / Под ред. Т. Н. Головиной. М., 1972.

368

водов в спектаклях на школьных праздниках. Относи­тельная простота управления куклами (они надеваются на руки), любое число актеров, каждый из которых разучивает небольшую роль, делают кукольные пред­ставления доступными и занимательными для школьни­ков. Одна из особенностей кукольного театра состоит в том, что текст могут читать одни ученики, а управлять куклами — другие. Такое распределение обязанностей в спектакле нередко облегчает задачу его участникам.

Кукольный театр оказывает сильное воздействие как на зрителей, так и на самих «артистов». Это объясняется тем, что он включает в себя целый комплекс искусств — художественное слово, драматическое действие, музыку, песню, пляску, изобразительное искусство. Участие в кукольном театре способствует развитию драматических склонностей детей, инициативы, оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию речи.

В репертуаре кукольного театра — сказки, басни, песни, инсценировки небольших рассказов. Любимым персонажем является Петрушка, который обычно ведет представление, разговаривает со зрителями, вместе с ними переживает ход спектакля. Для Петрушки можно приго­товить текст на темы школьной жизни, он может спеть частушки про лентяев, нарушителей дисциплины пр.

Кукольный театр вносит весомый вклад в эстетическое

воспитание учащихся.

Важное звено в системе воспитательной работы вспомогательной школы — тематические беседы об изобразительном искусстве, о художниках, сопровожда­емые демонстрацией репродукций лучших произведений. Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, деко­ративно-прикладным творчеством расширяет знания уча­щихся. Особое значение для эстетического воспитания имеет образно-сюжетная игрушка. Это всем известные матрешки, знаменитая дымковская глиняная игрушками («Барыня», «Водоноска», «Петух» и др.), богородская деревянная резная игрушка («Вершки и корешки», «Маша и медведь», «Клюющие курочки» и др.), малые ^ульптурные формы. Знакомство с такими игрушками имеет большое воспитательное значение. При отборе иатериала по изобразительному искусству педагогу важ-чо проявить художественный вкус и чувство меры.

Эффективность эстетического воспитания умственно °тсталых школьников повышается, если эта работа369организуется в системе", имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, проводимых во внеклассное время, с программным содержанием уроков чтения, изобразительного искусства, пения и музыки и т. д. Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах обучения, соответствие форм и средств эстетиче­ского воспитания индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образова­тельных и коррекционных целей проводимой работы.