logo
ob_i_vosp_2

§ 6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время

Утренняя гимнастика — комплекс физических уп­ражнений, проводимых ежедневно до начала уроков.

Эта форма занятий физическими упражнениями при­звана решать главным образом воспитательные и оздо­ровительные задачи. Такие ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, вос­питывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой. Коллективное выполнение физических уп­ражнений до уроков дисциплинирует, организует, спла­чивает учащихся, повышает их работоспособность. При этом совершенствуется выполнение упражнений, изучен­ных на уроках физкультуры. Дети, которые не могут выполнять упражнения, от гимнастики освобождаются.

Учитель физической культуры разрабатывает план проведения утренней гимнастики, в котором 4-6 комп­лексов упражнений расписаны на год. Занятия могут вести не только учителя физкультуры, но и воспитатели, а также достаточно подготовленные учащиеся VII-VIII Пассов.

По возможности утреннюю гимнастику нужно про­водить на открытом воздухе, под музыкальное сопровождение, и раздельно для I-IV , и V-IX классов. Температура воздуха не должна быть ниже +12° С; при более низкой температуре занятия проводятся в помещении, которое предварительно хорошо проветривают. Учащиеся занимаются в школьной форме (мальчики —-расстегнув ворот рубашки, ослабив пояс).

Продолжительность утренней гимнастики 8-10 мин. Она должна состоять из 6-10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения гимнастики, возрасту, подготовленности детей. Упраж­нения должны быть хорошо знакомы и иметь общеразвивающий характер. Это может быть ходьба, бег, прыжки на месте, упражнения на осанку, равновесие, коорди­нацию, дыхание.

Вначале упражнения должны быть сравнительно лег­кими и малоинтенсивными, в середине — интенсивными, к концу интенсивность и трудность снижаются.

В осеннее и весеннее время можно отойти от традиционной формы проведения утренней гимнастики, больше использовать природные факторы, спортивную площадку. Продолжительность утренней гимнастики в VI-IX классах желательно увеличить до 15-20 мин. Дети могут играть в футбол, волейбол, баскетбол, но в конце следует дать два-три упражнения в медленном темпе с направленностью на успокоение организма. Если в комплекс входят 6-10 упражнений, то 3-4 из них можно проводить без остановок.

Необходимо научить школьников при выполнении упражнений правильно дышать; в некоторые комплексы специально ввести указания «Вдох!» «Выдох!».

Одна из форм двигательной активности, физкультур­ные минутки — небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Особен­но важно проводить их на уроках, причем, в начальных классах вспомогательной школы — на каждом, поскольку маленькие дети быстро утомляются, отвлекаются, а их внимание ослабевает.

Комплекс упражнений состоит из 3-4 простых я хорошо знакомых упражнений: быстрые сжимания-разжимания пальцев рук, разгибание в позвоночнике с потягиванием, наклоны, приседания. Время выполнения -" 1-3 мин.

350

Упражнения для физкультминуток рекомендует учи­тель физкультуры. Их нужно менять и постепенно обновлять весь комплекс.

Для возбудимых детей подбирают упражнения, спо­собствующие уменьшению их возбудимости, а для за­торможенных, наоборот, включают упражнения, способствующие повышению активности. Для детей с тяжелыми нарушениями надо подобрать 1-2 простых упражнения, которые они выполняют на протяжении всей физкультминутки.

Физкультпауза представляет собой обычно какую-либо подвижную или спортивную игру, которую проводят на большой перемене или на спортчасе в течение 10-20 мин. Учащимся младших классов можно предложить знакомые подвижные игры, игры с мячом, школьникам старших классов — баскетбол или подвижные игры с мячами и без мячей. Можно использовать материал программы.

В I и IV четвертях физкультпаузы на воздухе провести несложно, однако и в зимнее время по возможности детей нужно выводить на улицу, организовывать катание на санках, игры.

Физкультпаузы проводят учителя физкультуры, вос­питатели или классные руководители. Учитель физкуль­туры рекомендует игры, составляет вместе с завучем по учебной работе расписание физкультпауз, выбирает места для их проведения.

Физические упражнения, способствующие формированию навыка письма Причина, затрудняющая овладение навыком письма, заключается главным образом в недостаточно развитой ручной ловкости детей.

Ребенок с плохой координацией движений рук хуже рисует, испытывает трудности на уроках физкультуры и труда. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще до поступления в школу, и продолжать его совершенствование в течение всего Триода обучения ребенка в двух первых классах.

Степень развития ручной ловкости у детей 7-9 летнего возраста можно определить по количеству бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 с ребенок бросил мяч больше 20 раз —351координация движений его рук хорошая, от 20 до 15 раз — удовлетворительная, меньше 15 — плохая.

Совершенствовать координацию движений рук помо­гают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча -двумя руками и одной; ловля мяча после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, за собой, поворот на 360°, приседания).

Проверка успешности занятий проводится простыми контрольными упражнениями:

ударять мяч о пол и ловить его после отскока, подхватывая сначала снизу, затем сверху;

ударять мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить мяч поочередно каждой рукой отдельно, потом обеими руками;

бросать мяч о стенку с расстояния 1,5-2 м и ловить его двумя руками, а затем одной. Темп бросков постепенно ускорять;

метать в цель, расположенную на высоте 1 м, 1,5 м, 2 м, мячи разного размера (диаметра) попеременно то правой, то левой рукой.

По мере совершенствования ручной ловкости ребенок будет легче справляться с контрольными упражнениями, возрастет темп их выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.

Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой

Температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже + 14° С, воздухообмен — не менее 80 м3 воздуха в час на одного человека.

Количество учащихся в спортзале устанавливается из расчета не менее 4 м2 на одного ученика без учета «зон безопасности» (подсчет ведется так: например, размеры зала 10х20 (м), с учетом «зон безопасности» его полезная площадь 18х8=144 (м2), разделим 144 на 4, получим 36, таким образом, в зале может одновременно заниматься 36, учащихся).

Освещенность спортивного зала должна быть не менее 200 лк.

352

Световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола) при естественном освещении должен составлять 1/4-1/6.

Стены должны быть ровными, гладкими, окрашенны­ми в светлые тона на всю высоту панелей (до 3 м), легко моющимися, краска на стенах и потолке должна быть прочной.

Полы — гладкие, ровные, с нескользкой поверхностью, окрашенной эмульсионной или силикатной краской; после каждого занятия проводится влажная уборка пола.

Приборы отопления и другие выступающие части закрываются сетками или щитами.

Раздевальные комнаты должны иметь 0,4-0,5 м2 площади на одного человека.

Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них

Открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15 м от школы; площадки, предназначенные для игры в футбол, баскетбол и другие подобные игры —не ближе 25 м.

Зона для занятий физкультурой должна иметь либо ограждение по периметру высотой 0,5-0,8 м, либо-кустарник (без ядовитых ягод) вместо ограждений.

Оборудуются беговые дорожки.

Прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину 50 см.

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию

Инвентарь должен быть чистым и исправным. Мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с правилами игры.

Вес и величина снарядов (мячей, флагов, самодельного инвентаря) соответствуют возрасту и физической подго­товленности учеников.

Инвентарь хранится на специальных стеллажах и полках.

Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе

Одежда для зимних видов физкультуры должна быть •легкой, теплой, не стесняющей движений, на голове -либо одна толстая шерстяная шапочка, либо две тонкие; уши должны быть закрыты.

Лыжный инвентарь (лыжи, палки, ботинки) нужно подбирать для каждого ученика в соответствии с его ростом и массой тела.

При занятиях на лыжах, катании на коньках, санках, игре в хоккей приемлемая температура воздуха для учащихся I-IY классов — не ниже -12° С, для учащихся Y-IX классов — не ниже -16° С.

Поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов;скользящая поверхность смолится.

При утомлении, ведущему к ухудшению самочувствия ученика, весь класс вместе с учителем должны возвра­титься на базу или в школу.

Уклон склонов гор должен иметь не более 6-7°, длину — не более 50 м, ширину — 6-7 м, без камней, деревьев, кустарников и каких-либо других препятствий на лыжне.

Со склонов ученики спускаются поочередно или по команде учителя.

При занятиях на коньках через каждые 10-15 мин можно отдыхать 5-6 мин, расшнуровав ботинки.