§ 6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
Утренняя гимнастика — комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно до начала уроков.
Эта форма занятий физическими упражнениями призвана решать главным образом воспитательные и оздоровительные задачи. Такие ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой. Коллективное выполнение физических упражнений до уроков дисциплинирует, организует, сплачивает учащихся, повышает их работоспособность. При этом совершенствуется выполнение упражнений, изученных на уроках физкультуры. Дети, которые не могут выполнять упражнения, от гимнастики освобождаются.
Учитель физической культуры разрабатывает план проведения утренней гимнастики, в котором 4-6 комплексов упражнений расписаны на год. Занятия могут вести не только учителя физкультуры, но и воспитатели, а также достаточно подготовленные учащиеся VII-VIII Пассов.
По возможности утреннюю гимнастику нужно проводить на открытом воздухе, под музыкальное сопровождение, и раздельно для I-IV , и V-IX классов. Температура воздуха не должна быть ниже +12° С; при более низкой температуре занятия проводятся в помещении, которое предварительно хорошо проветривают. Учащиеся занимаются в школьной форме (мальчики —-расстегнув ворот рубашки, ослабив пояс).
Продолжительность утренней гимнастики 8-10 мин. Она должна состоять из 6-10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения гимнастики, возрасту, подготовленности детей. Упражнения должны быть хорошо знакомы и иметь общеразвивающий характер. Это может быть ходьба, бег, прыжки на месте, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание.
Вначале упражнения должны быть сравнительно легкими и малоинтенсивными, в середине — интенсивными, к концу интенсивность и трудность снижаются.
В осеннее и весеннее время можно отойти от традиционной формы проведения утренней гимнастики, больше использовать природные факторы, спортивную площадку. Продолжительность утренней гимнастики в VI-IX классах желательно увеличить до 15-20 мин. Дети могут играть в футбол, волейбол, баскетбол, но в конце следует дать два-три упражнения в медленном темпе с направленностью на успокоение организма. Если в комплекс входят 6-10 упражнений, то 3-4 из них можно проводить без остановок.
Необходимо научить школьников при выполнении упражнений правильно дышать; в некоторые комплексы специально ввести указания «Вдох!» «Выдох!».
Одна из форм двигательной активности, физкультурные минутки — небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Особенно важно проводить их на уроках, причем, в начальных классах вспомогательной школы — на каждом, поскольку маленькие дети быстро утомляются, отвлекаются, а их внимание ослабевает.
Комплекс упражнений состоит из 3-4 простых я хорошо знакомых упражнений: быстрые сжимания-разжимания пальцев рук, разгибание в позвоночнике с потягиванием, наклоны, приседания. Время выполнения -" 1-3 мин.
350
Упражнения для физкультминуток рекомендует учитель физкультуры. Их нужно менять и постепенно обновлять весь комплекс.
Для возбудимых детей подбирают упражнения, способствующие уменьшению их возбудимости, а для заторможенных, наоборот, включают упражнения, способствующие повышению активности. Для детей с тяжелыми нарушениями надо подобрать 1-2 простых упражнения, которые они выполняют на протяжении всей физкультминутки.
Физкультпауза представляет собой обычно какую-либо подвижную или спортивную игру, которую проводят на большой перемене или на спортчасе в течение 10-20 мин. Учащимся младших классов можно предложить знакомые подвижные игры, игры с мячом, школьникам старших классов — баскетбол или подвижные игры с мячами и без мячей. Можно использовать материал программы.
В I и IV четвертях физкультпаузы на воздухе провести несложно, однако и в зимнее время по возможности детей нужно выводить на улицу, организовывать катание на санках, игры.
Физкультпаузы проводят учителя физкультуры, воспитатели или классные руководители. Учитель физкультуры рекомендует игры, составляет вместе с завучем по учебной работе расписание физкультпауз, выбирает места для их проведения.
Физические упражнения, способствующие формированию навыка письма Причина, затрудняющая овладение навыком письма, заключается главным образом в недостаточно развитой ручной ловкости детей.
Ребенок с плохой координацией движений рук хуже рисует, испытывает трудности на уроках физкультуры и труда. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще до поступления в школу, и продолжать его совершенствование в течение всего Триода обучения ребенка в двух первых классах.
Степень развития ручной ловкости у детей 7-9 летнего возраста можно определить по количеству бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 с ребенок бросил мяч больше 20 раз —351координация движений его рук хорошая, от 20 до 15 раз — удовлетворительная, меньше 15 — плохая.
Совершенствовать координацию движений рук помогают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча -двумя руками и одной; ловля мяча после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, за собой, поворот на 360°, приседания).
Проверка успешности занятий проводится простыми контрольными упражнениями:
ударять мяч о пол и ловить его после отскока, подхватывая сначала снизу, затем сверху;
ударять мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить мяч поочередно каждой рукой отдельно, потом обеими руками;
бросать мяч о стенку с расстояния 1,5-2 м и ловить его двумя руками, а затем одной. Темп бросков постепенно ускорять;
метать в цель, расположенную на высоте 1 м, 1,5 м, 2 м, мячи разного размера (диаметра) попеременно то правой, то левой рукой.
По мере совершенствования ручной ловкости ребенок будет легче справляться с контрольными упражнениями, возрастет темп их выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.
Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой
Температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже + 14° С, воздухообмен — не менее 80 м3 воздуха в час на одного человека.
Количество учащихся в спортзале устанавливается из расчета не менее 4 м2 на одного ученика без учета «зон безопасности» (подсчет ведется так: например, размеры зала 10х20 (м), с учетом «зон безопасности» его полезная площадь 18х8=144 (м2), разделим 144 на 4, получим 36, таким образом, в зале может одновременно заниматься 36, учащихся).
Освещенность спортивного зала должна быть не менее 200 лк.
352
Световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола) при естественном освещении должен составлять 1/4-1/6.
Стены должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей (до 3 м), легко моющимися, краска на стенах и потолке должна быть прочной.
Полы — гладкие, ровные, с нескользкой поверхностью, окрашенной эмульсионной или силикатной краской; после каждого занятия проводится влажная уборка пола.
Приборы отопления и другие выступающие части закрываются сетками или щитами.
Раздевальные комнаты должны иметь 0,4-0,5 м2 площади на одного человека.
Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них
Открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15 м от школы; площадки, предназначенные для игры в футбол, баскетбол и другие подобные игры —не ближе 25 м.
Зона для занятий физкультурой должна иметь либо ограждение по периметру высотой 0,5-0,8 м, либо-кустарник (без ядовитых ягод) вместо ограждений.
Оборудуются беговые дорожки.
Прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину 50 см.
Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
Инвентарь должен быть чистым и исправным. Мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с правилами игры.
Вес и величина снарядов (мячей, флагов, самодельного инвентаря) соответствуют возрасту и физической подготовленности учеников.
Инвентарь хранится на специальных стеллажах и полках.
Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе
Одежда для зимних видов физкультуры должна быть •легкой, теплой, не стесняющей движений, на голове -либо одна толстая шерстяная шапочка, либо две тонкие; уши должны быть закрыты.
Лыжный инвентарь (лыжи, палки, ботинки) нужно подбирать для каждого ученика в соответствии с его ростом и массой тела.
При занятиях на лыжах, катании на коньках, санках, игре в хоккей приемлемая температура воздуха для учащихся I-IY классов — не ниже -12° С, для учащихся Y-IX классов — не ниже -16° С.
Поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов;скользящая поверхность смолится.
При утомлении, ведущему к ухудшению самочувствия ученика, весь класс вместе с учителем должны возвратиться на базу или в школу.
Уклон склонов гор должен иметь не более 6-7°, длину — не более 50 м, ширину — 6-7 м, без камней, деревьев, кустарников и каких-либо других препятствий на лыжне.
Со склонов ученики спускаются поочередно или по команде учителя.
При занятиях на коньках через каждые 10-15 мин можно отдыхать 5-6 мин, расшнуровав ботинки.
- § 2. Формы организации трудового обучения
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- § 1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- § 2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Раздел IV
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- § 1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- § 2. Социально-бытовая ориентировка школьников в
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 5. Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- § 1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- § 3. Основные движения
- § 4. Понятие об осанке
- § 5. Урок физической культуры
- § 6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи
- Раздел V
- § 1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- § 2. Руководство вспомогательной школой-интер том (школой)
- § 3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оформление школьного здания
- Рекомендуемая литература