logo
ob_i_vosp_2

§ 1. Роль производительного труда и условия эффек­тивной его организации

Производительным трудом называют такой труд школьников, в результате которого создаются товарные ценности.

Производительный труд во вспомогательной школе является частью профессионально-трудового обучения и играет большую роль в воспитании умственно отсталых школьников. Производительный труд способствует зна­комству с близкой к производственной организацией труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе.

Производительному труду во вспомогательной школе всегда придавалось большое значение, хотя были периоды его недооценки.

Умственно отсталые школьники поздно осознают значение производительного труда и свое место в производстве материальных ценностей, однако это об­стоятельство не является препятствием к включению учащихся в такой труд, начиная с младших классов.

Большое педагогическое значение имеет систематич­ность в выполнении трудовых заданий. Систематическое участие в производительном труде воспитывает привычку к труду точно так же, как ежедневное выполнение водных и других санитарно-гигиенических процедур формируют потребность в чистоте.

На основе привычки к труду в дальнейшем форми­руется такое необходимое качество, как потребность в труде, трудолюбие.

Для производительного труда характерны требования к качеству продукции и срокам выполнения работы.

266

Это обстоятельство дисциплинирует школьников, при­нимающих участие в производительном труде, прибли­жает условия работы к труду взрослых, что повышает в их глазах значимость собственного труда.

Воспитательная значимость производительного труда возрастает при высоком уровне мотивации трудовой деятельности. Мотив, т. е. побуждение к той или иной активной деятельности, обычно возникает как необхо­димость удовлетворения определенной потребности. Мо­тивы деятельности могут быть сильные и слабые. Наивысшую активность вызывают сильные мотивы.

Производительный труд способствует психической и физической выносливости умственно отсталых школьни­ков, воспитывает привычку выполнять повторяющиеся трудовые операции в течение сравнительно продолжи­тельного времени. Опыт трудового обучения и экспери­ментальные исследования показали, что выносливость и привычка к труду у умственно отсталых школьников непосредственно не связаны с интеллектуальным дефек­том. Поэтому у педагога есть возможность сформировать эти качества у учеников на высоком уровне.

Психическая и физическая выносливость учащихся воспитывается в течение всего периода трудового обу­чения. Но на занятиях производительного труда созда­ются особые условия для дальнейшего совершенствования этих качеств, благодаря однообразию выполняемой ра­боты, повторяемости трудовых операций. Сформирован­ная в школе выносливость и привычка к труду у умственно отсталых школьников может явиться одним из немногих преимуществ выпускников вспомогательных школ перед другими сверстниками в период адаптации на производстве.

Производительный труд во вспомогательной школе осуществляется на занятиях профессионально-трудового обучения во время производственной практики и во внеурочное время. Каждая из этих организационных форм имеет свои особенности, но в их содержании есть общие черты, заключающиеся в том, что учащиеся в течение определенного промежутка времени выполняют один и тот же повторяющийся комплекс работ.

При организации производительного труда вспомога­тельная школа должна учитывать свои реальные воз­можности и производственные условия. Однако при всех условиях производительный труд учащихся старших классов должен соответствовать профилю их трудовой подготовки.

В разных школах возможности для организации производительного труда весьма различны. Если в школе хорошо оснащены учебные мастерские и есть возмож­ность регулярного получения производственных заказов по профилям трудового обучения, производительный труд организуется в школьных мастерских. Если на предпри­ятии есть все условия для выполнения учащимися производственных заданий, то его организуют на пред­приятии. Возможен и такой вариант, что производитель­ный труд организуется как в школе, так и на базе производственных предприятий.

Существуют различия в содержании производитель­ного труда в младших и старших классах. Для младших классов объекты производительного труда подбираются самые простые, доступные для выполнения без особой подготовки.

В старших классах подбор объектов по профилям трудового обучения дает возможность использовать при­обретенные учащимися профессиональные знания, уме­ния и навыки, совершенствовать их.

Учебно-воспитательные задачи, которые можно ре­шать в процессе осуществления производительного труда во вспомогательной школе, сводятся к следующим:

1) воспитание привычки к систематическом труду, а на этой основе — потребности в труде;

2) воспитание трудовой и производственной дисцип­лины и ответственности за качество работы;

3) формирование коллективизма и правильных вза­имоотношений в совместной трудовой деятельности;

4) закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионально-тру­дового обучения;

5) приобретение знаний о производственном плане и производительности труда, о себестоимости продукции, нормах и расценках, а также некоторых производствен­ных приемах труда.

Педагогический эффект использования производи­тельного труда во вспомогательной школе может быть достигнут при соблюдении определенных условий.

Прежде всего, в процессе производительного труда должна быть создана высокая степень мотивации дея­тельности учащихся. Для этого перед выполнением

268

производственного заказа или работы по договору, учащимся объясняют, а в отдельных случаях показыва­ют, для чего они будут выполнять этот заказ, какое значение для производства или для местного населения будет иметь та продукция, которую они будут произво­дить. Очень важно, чтобы учащиеся поняли обществен­ную значимость выполняемой работы и роль данных изделий или деталей в технологическом процессе пред­приятия-заказчика. Например, поблизости от школы находится авторемонтное предприятие и оно предложило изготовлять в школьной слесарной мастерской нужные для них несложные детали. Школа приняла заказ, так как в школьной слесарной мастерской есть все условия для изготовления этой продукции.

Чтобы у учащихся возникли достаточно устойчивые мотивы для выполнения такого заказа, надо не только объяснить им, для чего нужна эта деталь, но и пойти с ними на предприятие, показать, куда она устанавли­вается, насколько она важна в работе машины.

Если создаваемая школьниками продукция идет в торговую сеть (легкая одежда, головные уборы, кухонные принадлежности, сувениры, рассада цветочных и овощ­ных культур и др.), целесообразно показать ученикам, как идет продажа этой продукции, какие отзывы покупателей о ее качестве. У учеников возникают устойчивые мотивы к данной деятельности, если они знают, что их продукция находит у покупателей спрос.

Для повышения мотивации деятельности учащихся можно использовать и такое обстоятельство, как сдача продукции заказчику. Нужно организовать дело так, чтобы готовую продукцию сдавали учащиеся — изгото­вители этой продукции. Оценка продукции контролерами и приемщиками предприятия, выражение одобрения и удовлетворения качеством изделий, так же как публич­ное поощрение школьников представителями предприя­тия-заказчика, будет способствовать поддержанию устойчивой мотивации у учащихся к данному виду деятельности.

Для школьников старших классов одним из сильных мотивов деятельности является возможность заработка, последнее особенно актуально для детей-сирот. Этот мотив может возникать у учеников без особых усилий to стороны педагога, но он нуждается в определенной педагогической регуляции.

269

Одним из условий эффективной организации произ­водительного труда во вспомогательной школе является его связь с профессионально-трудовым обучением. При осуществлении такой связи решается задача формиро­вания и совершенствования профессиональных навыков у учеников, что способствует повышению качества работы. Чтобы обеспечить данную связь, нужно подби­рать такие объекты производительного труда, которые включали бы технологические операции, предусмотрен­ные для освоения на уроках профессионально-трудового обучения.

Организовывать производительный труд можно по производственному типу (т. е. с пооперационным раз­делением труда), а также в форме индивидуального выполнения заданий.

Выполнение производственных заказов обычно растя­гивается во времени, однообразная работа в течение длительного времени по-разному действует на поведение учеников. Бывают проявления недисциплинированности, опоздания, неадекватные реакции на справедливые за­мечания товарищей, неизбежные при тесных деловых Контактах, недобросовестная работа при наличии спо­собностей к высококачественному выполнению данного задания. Наряду с этим наблюдается и другое поведение учеников: бескорыстная помощь товарищу, тактичное высказывание замечаний по качеству работы, соблюдение установленного распорядка работы.

Для того чтобы полнее решать воспитательные задачи в процессе производительного труда, нужно следить за поведением учеников и обсуждать все случаи достойного и недостойного их поведения. Важно, чтобы проходило именно обсуждение, т. е. чтобы школьники, а не только учитель высказывали порицание или похвалу ученику. Для таких бесед нужно умело выбирать время, учитывать настроение учеников, но не откладывать обсуждение надолго.