Оформление школьного здания
В решении многообразных учебных, воспитательных и коррекционных задач вспомогательной школы-интерната (школы) определенная роль принадлежит различным видам наглядной информации и разумному, эстетически выдержанному, доступному пониманию умственно отсталых детей оформлению школьного здания в целом, а также классных и групповых комнат, спальных помещений.
Отбор наглядного материала для стендов и тематических выставок во вспомогательной школе имеет ряд особенностей по сравнению с массовой школой, что в свою очередь определяет необходимость тщательного его отбора с учетом как своеобразия развития умственно отсталых детей, так и задач и объема учебно-воспитательной работы в данном типе школы. Для этих детей должны быть подобраны такие материалы, которые содержат наиболее четкую, конкретную и доступную информацию. В оформлении вспомогательной школы (так же, как и в массовой) используются наглядно-информационные материалы, плакаты, фотовыставки и т. п. Однако многие из них нуждаются в соответствующей адаптации. Отдельные тексты информационного характера следует упростить, сделав их более лаконичными и конкретными. Их содержание должно быть понятно учащимся.
Материалы должны быть красочными, их размеры легко воспринимаемыми, наглядный материал выполнен в четком графическом исполнении.
Представленные на стендах и выставках информационные материалы способствуют углублению и закреплению тех знаний, которые дети получили на уроках и во внеклассной работе, а также подготавливают их к тому, с чем они более подробно познакомятся в дальнейшем.
По мере развития детей, расширения их знаний и кругозора углубляется работа с наглядно-информационным материалом. Систематическое привлечение их внимания к оформлению школы позволяет поддерживать у них интерес не только к внешней ее стороне, но и к содержанию.
Общие положения, рассмотренные в отношении оформления школьного здания, относятся и к оформлению класса и групповой комнаты. Но так как представленный в классе наглядный материал рассчитан на детей примерно одинакового уровня развития, то его содержание должно быть доступно всем ученикам. Ко всем имеющимся в классе (группе) стендам, выставкам, портретам учащимся
406
надо дать пояснения: подробно объяснить их назначение, рассмотреть и объяснить содержание иллюстративного материала, научить понимать и использовать условные обозначения и др.
Наглядные материалы, отражающие различные виды внеклассной и внешкольной общественной работы, следует располагать так, чтобы они постоянно были в центре внимания детей. Учителя и воспитатели должны воспитывать у них интерес к оценке их деятельности товарищами, родителями.
Важно предусматривать систему обновления информационного наглядного материала и различных выставок работ детей. Нельзя допускать, чтобы пусть даже самые удачные стенды и выставки экспонировались в течение ряда лет. Оформление всех помещений школьного здания должно отвечать современным эстетических требованиям. Предметом особой заботы педагогов вспомогательной школы должна быть организация, содержание и оформление выставок работ детей как общешкольных, так и непосредственно классных (групповых). Организуя выставки, педагогическому коллективу следует заранее продумать их тематику, педагогические и эстетические требования, четко их сформулировать и определить этапы работы.
Выставки работ детей целесообразно предусматривать как завершающий этап проделанной работы.
Подготовка к проведению выставок обычно вызывает большой интерес у детей, стимулирует их активность.
Подведение итогов выставок работ детей не должно стать формальным актом. Следует поощрять не только детей, сделавших высококачественные работы, но и тех, кто, несмотря на еще недостаточную умелость, проявили старание и стремление выполнить работу хорошо. В этих целях целесообразно проводить поэтапное подведение итогов по классам, между группами (старшие и младшие) и лишь затем из лучших работ всех проведенных выставок оформлять общешкольную выставку.
Воспитательный и коррекционный эффект этой работы будет высок лишь при условии эстетического ее оформления, что способствует воспитанию у детей не только хорошего вкуса, но и бережного, уважительного отношения к труду своих товарищей.
407
- § 2. Формы организации трудового обучения
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- § 1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- § 2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Раздел IV
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- § 1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- § 2. Социально-бытовая ориентировка школьников в
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 5. Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- § 1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- § 3. Основные движения
- § 4. Понятие об осанке
- § 5. Урок физической культуры
- § 6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи
- Раздел V
- § 1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- § 2. Руководство вспомогательной школой-интер том (школой)
- § 3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оформление школьного здания
- Рекомендуемая литература