§ 2. Руководство вспомогательной школой-интер том (школой)
Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой
В задачах преобразования нашего общества значительное место отведено народному образованию. Успех в деле совершенствования обучения, воспитания и подготовки учащихся к жизни и труду зависит от уровня управления и руководства деятельностью школы.
На современном этапе развития школы, в том числе и вспомогательной, необходимым является внедрение научно обоснованных форм организации управления; оптимизации учебно-воспитательного процесса, повышения качественного уровня деятельности педагогического коллектива, укрепления единства деятельности учителей и воспитателей с целью всестороннего развития учащихся, их социальной адаптации.
Демократические преобразования в нашей стране внесли значительные изменения в деятельность всей системы народного образования.
Школа рассматривается как государственно-общественных институт, управление которым строится на принципах гласности, демократизации и самоуправления. Коллектив работников школы всю свою деятельность осуществляет в тесном взаимодействии с общественностью, родителями (лицами их заменяющими), учащимися. Несомненно, что такое направление в демократизации школы в полной мере относится и к вспомогательной школе.
Учитывая, что основным типом учреждений для умственно отсталых школьников является школа-интернат, целесообразно высшим органом самоуправления в них признать совет школы, который формируется непосредственно в школе-интернате с привлечением общественных организаций •и отдельных лиц, помогающих школе в ее работе. Однако в зависимости от условий, совет школы может избираться на конференции. В случаях, когда рассматриваются на совете шко.т ' практические вопросы жизни детей в интернате, их непосредственного участия в ее совершенствовании, к его работе следует привлекать некоторых учащихся старших классов. Обязательным в этой работе должно быть участие .детей при решении вопросов об использовании денежных средств, полученных школой за труд учащихся в различных видах общественно полезного и производительного труда.
Функции совета школы в основном совпадают с аналогичными функциями советов массовых общеобразовательных
392
школ. Однако следует учитывать, что отдельные положения для вспомогательной школы имеют принципиальное, важное значение и требуют специфики в подходах к их реализации.
Так например, большая аналитическая деятельность должна предшествовать принятию решения совета школы о рациональности выбора профилей трудового обучения. Для начала необходимо изучить социалогические данные за несколько лет, которые покажут, куда и по каким профессиям устраиваются на работу выпускники, надолго ли они удерживаются на своих рабочих местах, что является причиной сменяемости мест работы. Большое значение имеет изучение вопроса о возможности трудоустройства выпускников по месту жительства, учитывая профессионально трудовую подготовку, полученную в школе. В этой связи весьма важно учитывать данные о возможности влияния родителей на профессиональную ориентировку своих детей, которая может быть решающей в вопросе о трудоустройстве.
В работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, при определении профилей трудового обучения в школе необходимо также располагать данными о возможностях трудоустройства на предприятиях или в районах, которые могут предоставлять жилплощадь. Из сказанного видно, что современные требования к выбору профилей трудового обучения во вспомогательной школе определяют необходимость глубокого социального подхода к данной проблеме. А это в свою очередь выдвигает потребность решительного пересмотра традиционного подхода, когда направленность трудового обучения не в полной мере учитывала возможности трудоустройства выпускников.
Участие в работе совета школы представителей общественных организаций, базовых предприятий позволяет рассматривать и решать эту проблему более широко и направлять деятельность педагогического коллектива по трудовому обучению и воспитанию детей с учетом их адекватной социальной и бытовой адаптации. Во вспомогательной школе это направление в работе совета школы должно быть ведущим.
Значительна роль членов совета школы в обеспечении социальной защиты несовершеннолетних детей и выпускников школы при определении их дальнейшей судьбы. Одной из его функций является представление интересов детей в государственных и общественных организациях. Особое внимание при этом необходимо уделять судьбе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
393
-Р школах-интернатах со смешанным контингентом воспитанников в состав совета школы целесообразно вводить , специалистов по правовым вопросам. В случае, если для постоянной работы таких специалистов привлечь не представляется возможным, то следует кому-то из челнов совета поручить изучение вопросов социальных и имущественных прав несовершеннолетних, осуществлять систематические консультации со специалистами-правоведами. О каждом из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо подробно знать о периоде жизни, предшествующем помещению его в интернатное учреждение. Эти данные помогут более правильно решать вопросы о предоставлении жилой площади, о возвращении принадлежащего им по закону имущества и многое другое, что связано с судьбой учащихся после окончания ими вспомогательной школы.
Совет школы рассматривает и утверждает план развития школы и совместно с директором отстаивает его рациональность в органах управления народным образованием для включения необходимых расходов в бюджетные ассигнования района (города).
Функцией совета школы является принятие обоснованных решений по различным вопросам организации учебно-воспитательной работы с учетом особенностей каждого конкретного учреждения (материальной базы, кадрового обеспечения, специфики контингента учащихся, типа школы). Так, исходя из сказанного, устанавливается режим работы школы; продолжительность учебной недели и учебных занятий. Однако при этом не может изменяться общий размер протарифицированной работы педагога. Совет устанавливает необходимость и вид ученической формы и другие вопросы организации детского коллектива.
Определенное место в деятельности совета школы занимает работа по осуществлению контроля за расстановкой педагогических и других кадров школы. Совет может выступить с инициативой о расторжении трудовых договоров с лицами, не соответствующими занимаемой должности. Осуществляя разностороннюю работу с кадрами, совет школы располагает большими полномочиями. Он проводит аттестацию педагогических работников школы, вносит предложения в квалификационную комиссию при органах управления народным образованием о присвоении учителям квалификационных категорий; представляет педагогических и других работников школы к различным видам поощрений;
394
поддерживает инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания детей и ряд других вопросов.
Вопросы рационального расходования бюджетных ассигнований подлежат контролю со стороны совета школы. При активном участии челнов совета формируется собственный школьный фонд, для создания которого используются различные источники финансирования.
Руководители школы и педагоги отчитываются перед советом школы о своей работе. Вместе с этим совет школы принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию школы от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность.
Обязанности директора школы определены Положением и в основном аналогичны для руководителей всех типов школ. Однако имеются и такие направления в его работе, которые присущи только данном типу школы.
Специфическими обязанностями директора вспомогательной школы являются: организация работы педагогического и медицинского персонала по осуществлению единства учебно-воспитательной и лечебно-профилактической работы, ответственность за правильную организацию обучения и воспитания с учетом особенностей развития учащихся, направленного на коррекцию и компенсацию дефектов их умственного развития, подготовку к самостоятельной жизни и производительному труду. Директор вспомогательной школы ответственен за организацию и содержание трудового и профессионального обучения, трудоустройство выпускников в соответствии с профессией, основы которой они получают в процессе обучения в школе. Директор школы обеспечивает создание необходимых сани-тарно-гигиенических условий для осуществления соответствующего режима труда и отдыха умственно отсталых школьников, условий для проведения трудового и профессионального обучения в полном объеме, предусмотренных учебными программами по труду.
Заместитель директора вспомогательной школы по учебной (учебно-воспитательной) работе организует работу педагогического персонала по обучению и воспитанию умственно отсталых детей с учетом их умственных и физических возможностей, координирует работу методических объединений по учебным предметам и воспитательной работе, осуществляет соблюдение единства учебно-воспитательной и лечебно-профилактической работы. Кроме того, значительное место в его работе занимает оснащение учебного процесса наглядными пособиями, учебным оборудованием и дидактическим материалом.
Руководители школы совместно с председателями методических объединений оказывают помощь учителям и воспитателям в изучении общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы.
Во вспомогательных школах-интернатах (имеющих соответствующее количество воспитательных групп) предусмотрена должность заместителя директора по воспитательной работе, который организует внеклассную воспитательную работу и несет ответственность за ее коррекционную направленность.
Поскольку обязанности директора школы и его заместителей во многом совпадают необходима четкость в распределении функций между всеми представителями школьной администрации. Например, директор школы в определенный период может сосредоточить основное внимание в своей деятельности на тех вопросах, которые являются общими для отдельных групп учителей или воспитателей, либо для всех педагогических работников школы («Соблюдение единых педагогических требований в процессе обучения и воспитания», «Осуществление межпредметных связей и преемственности в обучении», «Нравственное воспитание на уроках и во внеклассной работе» и т. п.). Подобная организация деятельности директора позволит ему более глубоко вникать в содержание работы школы, иметь непосредственную информацию о состоянии дел по важнейшим ее направлениям, анализировать и принимать конкретные меры по совершенствованию содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Кроме того, глубокая информированность руководителя школы о состоянии работы дает возможность принимать правильные решения о формах, объеме и глубине работы по повышению квалификации педагогических кадров, оказанию помощи отдельным учителям и воспитателям, обобщению и распространению передового опыта.
Однако при любом виде распределения конкретных обязанностей основной функцией деятельности директора является координация усилий всех работников на достижение целей, поставленных перед вспомогательной школой — коррекционная направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей, их трудовая
396
подготовка и социальная адаптация с целью подготовки выпускников к самостоятельной жизни и труду.
При распределении функций между директором и его заместителями целесообразно составлять графики работы администрации школы, которые могут быть как стабильными, так и подвижными (на неделю, месяц и т. п.), в них четко определяется время каждого из них. Распределение обязанностей между директором школы и каждым из его заместителей следует отражать в годовом плане школы. Повседневная деятельность координируется в оперативном (рабочем) плане, результаты обобщаются, определяются текущие задачи, способы их решения.
- § 2. Формы организации трудового обучения
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- § 1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- § 2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Раздел IV
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- § 1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- § 2. Социально-бытовая ориентировка школьников в
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 5. Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- § 1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- § 3. Основные движения
- § 4. Понятие об осанке
- § 5. Урок физической культуры
- § 6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи
- Раздел V
- § 1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- § 2. Руководство вспомогательной школой-интер том (школой)
- § 3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оформление школьного здания
- Рекомендуемая литература