logo
ob_i_vosp_2

§ 2. Руководство вспомогательной школой-интер том (школой)

Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой

В задачах преобразования нашего общества значительное место отведено народному образованию. Успех в деле совершенствования обучения, воспитания и подготовки учащихся к жизни и труду зависит от уровня управления и руководства деятельностью школы.

На современном этапе развития школы, в том числе и вспомогательной, необходимым является внедрение научно обоснованных форм организации управления; оптимизации учебно-воспитательного процесса, повышения качественного уровня деятельности педагогического коллектива, укрепле­ния единства деятельности учителей и воспитателей с целью всестороннего развития учащихся, их социальной адаптации.

Демократические преобразования в нашей стране внесли значительные изменения в деятельность всей системы народного образования.

Школа рассматривается как государственно-обществен­ных институт, управление которым строится на принципах гласности, демократизации и самоуправления. Коллектив работников школы всю свою деятельность осуществляет в тесном взаимодействии с общественностью, родителями (лицами их заменяющими), учащимися. Несомненно, что такое направление в демократизации школы в полной мере относится и к вспомогательной школе.

Учитывая, что основным типом учреждений для умст­венно отсталых школьников является школа-интернат, це­лесообразно высшим органом самоуправления в них признать совет школы, который формируется непосредственно в школе-интернате с привлечением общественных организаций •и отдельных лиц, помогающих школе в ее работе. Однако в зависимости от условий, совет школы может избираться на конференции. В случаях, когда рассматриваются на совете шко.т ' практические вопросы жизни детей в интернате, их непосредственного участия в ее совершенствовании, к его работе следует привлекать некоторых учащихся старших классов. Обязательным в этой работе должно быть участие .детей при решении вопросов об использовании денежных средств, полученных школой за труд учащихся в различных видах общественно полезного и производительного труда.

Функции совета школы в основном совпадают с анало­гичными функциями советов массовых общеобразовательных

392

школ. Однако следует учитывать, что отдельные положения для вспомогательной школы имеют принципиальное, важное значение и требуют специфики в подходах к их реализации.

Так например, большая аналитическая деятельность должна предшествовать принятию решения совета школы о рациональности выбора профилей трудового обучения. Для начала необходимо изучить социалогические данные за несколько лет, которые покажут, куда и по каким профессиям устраиваются на работу выпускники, надолго ли они удерживаются на своих рабочих местах, что является причиной сменяемости мест работы. Большое значение имеет изучение вопроса о возможности трудоустройства выпуск­ников по месту жительства, учитывая профессионально трудовую подготовку, полученную в школе. В этой связи весьма важно учитывать данные о возможности влияния родителей на профессиональную ориентировку своих детей, которая может быть решающей в вопросе о трудоустройстве.

В работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, при определении профилей трудового обучения в школе необходимо также располагать данными о возможностях трудоустройства на предприятиях или в районах, которые могут предоставлять жилплощадь. Из сказанного видно, что современные требования к выбору профилей трудового обучения во вспомогательной школе определяют необходимость глубокого социального подхода к данной проблеме. А это в свою очередь выдвигает потребность решительного пересмотра традиционного под­хода, когда направленность трудового обучения не в полной мере учитывала возможности трудоустройства выпускников.

Участие в работе совета школы представителей об­щественных организаций, базовых предприятий позво­ляет рассматривать и решать эту проблему более широко и направлять деятельность педагогического коллектива по трудовому обучению и воспитанию детей с учетом их адекватной социальной и бытовой адаптации. Во вспомогательной школе это направление в работе совета школы должно быть ведущим.

Значительна роль членов совета школы в обеспечении социальной защиты несовершеннолетних детей и выпуск­ников школы при определении их дальнейшей судьбы. Одной из его функций является представление интересов детей в государственных и общественных организациях. Особое внимание при этом необходимо уделять судьбе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

393

-Р школах-интернатах со смешанным контингентом вос­питанников в состав совета школы целесообразно вводить , специалистов по правовым вопросам. В случае, если для постоянной работы таких специалистов привлечь не представляется возможным, то следует кому-то из челнов совета поручить изучение вопросов социальных и иму­щественных прав несовершеннолетних, осуществлять систематические консультации со специалистами-право­ведами. О каждом из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо подробно знать о периоде жизни, предшествующем помещению его в интернатное учреждение. Эти данные помогут более правильно решать вопросы о предоставлении жилой площади, о возвращении принадлежащего им по закону имущества и многое другое, что связано с судьбой учащихся после окончания ими вспомогательной школы.

Совет школы рассматривает и утверждает план развития школы и совместно с директором отстаивает его рациональность в органах управления народным образованием для включения необходимых расходов в бюджетные ассигнования района (города).

Функцией совета школы является принятие обоснован­ных решений по различным вопросам организации учеб­но-воспитательной работы с учетом особенностей каждого конкретного учреждения (материальной базы, кадрового обеспечения, специфики контингента учащихся, типа школы). Так, исходя из сказанного, устанавливается режим работы школы; продолжительность учебной недели и учебных занятий. Однако при этом не может изменяться общий размер протарифицированной работы педагога. Совет устанавливает необходимость и вид ученической формы и другие вопросы организации детского коллектива.

Определенное место в деятельности совета школы зани­мает работа по осуществлению контроля за расстановкой педагогических и других кадров школы. Совет может выступить с инициативой о расторжении трудовых договоров с лицами, не соответствующими занимаемой должности. Осуществляя разностороннюю работу с кадрами, совет школы располагает большими полномочиями. Он проводит аттестацию педагогических работников школы, вносит пред­ложения в квалификационную комиссию при органах управления народным образованием о присвоении учителям квалификационных категорий; представляет педагогических и других работников школы к различным видам поощрений;

394

поддерживает инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания детей и ряд других вопросов.

Вопросы рационального расходования бюджетных ас­сигнований подлежат контролю со стороны совета школы. При активном участии челнов совета формируется собственный школьный фонд, для создания которого используются различные источники финансирования.

Руководители школы и педагоги отчитываются перед советом школы о своей работе. Вместе с этим совет школы принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию школы от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность.

Обязанности директора школы определены Положением и в основном аналогичны для руководителей всех типов школ. Однако имеются и такие направления в его работе, которые присущи только данном типу школы.

Специфическими обязанностями директора вспомога­тельной школы являются: организация работы педагоги­ческого и медицинского персонала по осуществлению единства учебно-воспитательной и лечебно-профилактиче­ской работы, ответственность за правильную организацию обучения и воспитания с учетом особенностей развития учащихся, направленного на коррекцию и компенсацию дефектов их умственного развития, подготовку к самосто­ятельной жизни и производительному труду. Директор вспомогательной школы ответственен за организацию и содержание трудового и профессионального обучения, трудоустройство выпускников в соответствии с профессией, основы которой они получают в процессе обучения в школе. Директор школы обеспечивает создание необходимых сани-тарно-гигиенических условий для осуществления соответст­вующего режима труда и отдыха умственно отсталых школьников, условий для проведения трудового и профес­сионального обучения в полном объеме, предусмотренных учебными программами по труду.

Заместитель директора вспомогательной школы по учебной (учебно-воспитательной) работе органи­зует работу педагогического персонала по обучению и воспитанию умственно отсталых детей с учетом их умст­венных и физических возможностей, координирует работу методических объединений по учебным предметам и воспи­тательной работе, осуществляет соблюдение единства учебно-воспитательной и лечебно-профилактической работы. Кроме того, значительное место в его работе занимает оснащение учебного процесса наглядными пособиями, учебным оборудованием и дидактическим материалом.

Руководители школы совместно с председателями ме­тодических объединений оказывают помощь учителям и воспитателям в изучении общей и специальной педагоги­ческой, психологической и методической литературы.

Во вспомогательных школах-интернатах (имеющих соот­ветствующее количество воспитательных групп) предусмотрена должность заместителя директора по воспитательной работе, который организует внеклассную воспитательную работу и несет ответственность за ее коррекционную направленность.

Поскольку обязанности директора школы и его замести­телей во многом совпадают необходима четкость в распре­делении функций между всеми представителями школьной администрации. Например, директор школы в определенный период может сосредоточить основное внимание в своей деятельности на тех вопросах, которые являются общими для отдельных групп учителей или воспитателей, либо для всех педагогических работников школы («Соблюдение еди­ных педагогических требований в процессе обучения и воспитания», «Осуществление межпредметных связей и преемственности в обучении», «Нравственное воспитание на уроках и во внеклассной работе» и т. п.). Подобная организация деятельности директора позволит ему более глубоко вникать в содержание работы школы, иметь непосредственную информацию о состоянии дел по важней­шим ее направлениям, анализировать и принимать конк­ретные меры по совершенствованию содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Кроме того, глу­бокая информированность руководителя школы о состоянии работы дает возможность принимать правильные решения о формах, объеме и глубине работы по повышению квалификации педагогических кадров, оказанию помощи отдельным учителям и воспитателям, обобщению и распро­странению передового опыта.

Однако при любом виде распределения конкретных обязанностей основной функцией деятельности директора является координация усилий всех работников на дости­жение целей, поставленных перед вспомогательной шко­лой — коррекционная направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей, их трудовая

396

подготовка и социальная адаптация с целью подготовки выпускников к самостоятельной жизни и труду.

При распределении функций между директором и его заместителями целесообразно составлять графики работы администрации школы, которые могут быть как стабиль­ными, так и подвижными (на неделю, месяц и т. п.), в них четко определяется время каждого из них. Распреде­ление обязанностей между директором школы и каждым из его заместителей следует отражать в годовом плане школы. Повседневная деятельность координируется в опе­ративном (рабочем) плане, результаты обобщаются, опре­деляются текущие задачи, способы их решения.